Колесо без фортуны. Парижский автосалон открылся в новой реальности » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Колесо без фортуны. Парижский автосалон открылся в новой реальности

19 октября 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
В Париже 18 октября открылся Международный автосалон, одна из известных в мире выставок автомобилей, которая всегда привлекала тысячи посетителей со всей Европы, автоэкспертов и журналистов. Салон соответствует реалиям времени: европейских производителей меньше, китайских - больше. В России рынок начал постепенно восстанавливаться, дилеры полагаются на параллельный импорт, а российский «АВТОВАЗ» ведет переговоры с иностранцами о крупноузловой сборке.

В связи с турбулентной ситуацией в Европе салон, вернувшийся к жизни спустя четыре года, выглядит менее масштабным, чем ранее. «С начала века, когда General Motors разорялась, я не видел более пустого автосалона», - констатировал в своей статье обозреватель британской The Telegraph. «Образец французского автопрома уменьшился до неузнаваемости; отражает ли это европейский кризис и рост уверенности Китая?», - задает риторический вопрос автор статьи.

«В Париж не приехали Volkswagen в полном составе, BMW, Jaguar Land Rover, Hyundai, Kia, здесь нет вообще ни одной марки из Японии, не выставляются Ford, General Motors, Volvo, Ferrari, Maserat», - перечисляет скорбный список российский портал Autonews.

На салоне присутствует несколько французских автомобилей. За руль одного из них - Renault Turbo - c улыбкой садится французский президент Эмманюэль Макрон. Однако главные гости здесь все равно китайские производители, такие как Great Wall, презентующий две своих новинки: гибридный внедорожник Wey и электромобиль Ora. «Европа является для нас самым важным рынком за пределами Китая. Парижский автосалон — это возможность представить на европейском рынке как GWM, так и наши автомобили», - рассказал журналистам глава европейского отделения компании Генри Менг.

Китайские электромобили действительно становятся серьезным игроком на европейских рынках. По данным издания Transport and Environment, электромобили китайских производителей сегодня составляют 5% от всего европейского рынка этих машин и к 2025 году эта доля может составить от 9 до 18%.

Пандемия догнала Jaguar

Что же касается европейских производителей обычных автомобилей, то ситуация здесь выглядит весьма проблематичной. Как отмечает Reuters со ссылкой на европейских производителей, на июнь этого года пришлись самые низкие с 1996 года продажи автомобилей в странах ЕС. Продажи составили лишь более 1,06 миллиона автомобилей, и наиболее пострадавшим среди европейских автогигантов стала компания Volkswagen. Ее продажи упали на четверть по сравнению с прошлым годом. Среди других проблемных производителей – компания Volvo, продажи которой упали на 47,9% в июне, чуть меньшее падение у символа европейской роскоши британского автопроизводителя Jaguar, продажи которого в июне также упали на 13,2%.

Основные причины столь резкого падения связаны с инфляцией, нарушением логистических цепочек из-за пандемии, а также проблемы с микросхемами. По данным европейских производителей, в этом году авторынок ЕС сократится более чем на 25% по сравнению с уровнем 2019 года.

Иностранцы навалились на «АВТОВАЗ»

Ситуация в России выглядит ненамного лучше. Хотя в августе авторынок упал на 62% по сравнению с августом прошлого года, эксперты отмечают восстановительный рост. Как отмечает Forbes, в июле появился небольшой прирост продаж год к году на 16,8%, в августе он продолжился на 28,6%.

Правда выбора у россиян сегодня значительно меньше, так как многие автомобильные производители из Европы и Японии ушли из России, продолжают уходить и другие игроки. Как сообщили СМИ, вопрос о возможности продажи своего завода в Петербурге рассматривает и южнокорейская компания Hyundai Motor.

Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль считает продолжающийся уход иностранных авиакомпаний одним из главных вызовов. «Я верю, что многие из них уже не вернутся, но при этом многие из них заинтересованы в российском рынке и будут выстраиваться альтернативные пути поставок: параллельный импорт, новые логистические цепочки. Из тех, кто остался, будут наращивать долю китайцы, возможно, корейцы, если найдут способ ухода от санкций, то будут тоже активно будут бороться за долю на рынке. Те заводы, которые сейчас пустые, безусловно, будут заполнены, но в каких объёмах пока сложно говорить».

C разрывом связей с западными производителями усложнился и процесс закупки комплектующих, а это привело к увеличению их стоимости. «Благодаря параллельному импорту дефицита запчастей удалось избежать, но с автомобилями этого не получилось. Те объемы новых авто, которые дилеры сейчас ввозят в страну без одобрения производителя, не закрывают потребности российского рынка, а также увеличивают цену машин для конечного потребителя, что также не способствует росту продаж», - объясняет Мигаль.

Еще один негативный тренд, который влияет на российскую автоотрасль, говорит Мигаль, это серый импорт, который «набирает обороты». «К сожалению, государство не торопится сегодня снижать налоги, упрощать процедуру таможни, поэтому крупные участники пока не могут активно ввозить авто, всё это осуществляется пока что только через физических лиц. Поэтому серый импорт сейчас есть, и развитие его зависит от двух факторов: курса валют и того, будет ли государство оказывать поддержку. На мой взгляд, на поддержку рассчитывать не стоит», - уверен Мигаль.

Впрочем, несмотря на станции, сотрудничество российских производителей с иностранными коллегами совсем не прекратилось. Глава «АВТОВАЗ» Максим Соколов сообщил «РИА Новости», что его компания ведет переговоры с иностранными автопроизводителями, предлагающими наладить крупноузловую сборку своих машин в России. «Мы ведем переговорный процесс и смотрим, насколько выгодно это будет для «АВТОВАЗа» и для российской автомобильной промышленности в целом», - рассказал Соколов.

Русский с китайцем братья навек

Активно наращивают свое присутствие в России и производители из Китая, занимая места ушедших из России европейских производителей. По данным страхового дома ВСК, с весны этого года продажи китайских машин выросли в три раза.

Кроме китайских авто, популярность которых растет «на безрыбье», Мигаль из Fresh Auto обращает внимание и на перспективный рынок автомоблей с пробегом. «В России есть 50 млн автомобилей на рынке, которые в ближайшие время смогут закрывать потребности автомобилистов. Кроме того, серый импорт также пополняет объемы авто с пробегом, так что на вторичном рынке всё без изменений. Несмотря на то, что многие игроки уходят, для вторичного рынка остаётся много возможностей для роста и трансформации, кроме того, этот сегмент один из самых ёмких в денежном эквиваленте, поэтому только ленивый сейчас не хочет продавать автомобили с пробегом», - говорит эксперт.

Чтобы рынок этих машин развивался, по мнению Мигаля, нужно сохранить кредитные программы для продажи этих автомобилей, решить проблему сервиса и техобслуживания. «На вторичном рынке профессиональные игроки будут набирать обороты, частный рынок будет меньше пользоваться спросом, кроме параллельного импорта. Сейчас, на мой взгляд, для покупателя гораздо проще делать такие покупки через профессиональных игроков, чем ходить по рынкам и искать частные объявления».

Статистика подтверждает слова эксперта о перспективности вторичного рынка автомобилей. По данным «Авито. Авто», по итогам третьего квартала число сделок по продаже машин с пробегом выросло на 36% по сравнению со вторым кварталом года и сравнялось с показателями третьего квартала 2021

Тем, кому не по плечу купить машину с пробегом, можно обратить внимание на альтернативу: электромобили производства Уганды. Эта африканская страна недавно начала производить собственные электромобили, и, как сообщил посол Уганды в России Мозес Кизиге «РИА Новости», планирует вскоре экспортировать их и в Россию. Сейчас Уганда поставляет в страну в основном кофе, но кто знает: может угандийские автомобили смогут работать на кофейных зернах и тем самым станут пионерами в производстве экологически чистого транспорта.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter