Название компании Victoria’s Secret известно почти каждому, в отличие от имени её основателя. С одной стороны, сложно найти бренд с более неоднозначной репутацией, с другой — именно Victoria’s Secret превратила нижнее бельё из предмета гардероба в стильные и яркие комплекты, достойные считаться шедеврами дизайнерского искусства.
Только бизнес
Рой Рэймонд родился 15 апреля 1947 г. в Коннектикуте. Свой первый бизнес он запустил в тринадцатилетнем возрасте — занялся изготовлением и продажей свадебных приглашений.
В 1969 г. Рэймонд завершил обучение в университете Тафтса, после чего поступил в высшую школу бизнеса Стэнфорда, где получал знания в области делового администрирования. В 1971 г. Рой получил степень магистра и начал карьеру в сфере маркетинга.
Рой Рэймонд
В течение дальнейших шести лет Рэймонд неоднократно менял работу — он трудился в маркетинговых отделах Guild Wineries, Richardson-Merrell, The Vicks company и других американских компаний. Сменив десяток контор, Рой окончательно разочаровался в наёмной работе и твёрдо решил, что свяжет своё будущее только с предпринимательской деятельностью.
Victoria’s Secret
Решение открыть магазин нижнего белья пришло неожиданно — несмотря на мечты о собственном бизнесе, ранее Рой никогда не пытался связать свою деятельность с торговлей одеждой и миром моды. Идея родилась в процессе блужданий по магазинам в поисках подарка для жены — Рой обошёл несколько бутиков с бельём, но так и не смог выбрать комплект: он постоянно смущался, а продавцы не умели эффективно работать с покупателями-мужчинами.
В итоге 12 июня 1977 г. Рой и его жена Гэй зарегистрировали торговую сеть Victoria’s Secret. Название компании было призвано воплотить изысканный образ королевы Виктории и передать атмосферу её таинственной и величественной эпохи. Позже Рэймонд рассказывал, что придумал свыше двухсот вариантов названия, однако именно Victoria’s Secret, по их с супругой общему мнению, наиболее точно отражало суть бренда.
Первый магазин компании был открыт в калифорнийском городе Пало-Альто — уютный бутик в викторианском стиле, неуловимо напоминавший будуар знатной дамы, расположился в торговом центре Stanford. Запуск бизнеса обошёлся в 80 тыс. долл. Для этого бизнесмену пришлось взять кредит в размере 40 тыс. долл. и занять часть средств у родственников. В случае неудачи Рэймонда ждали разорение и колоссальные долги, однако он был твёрдо уверен в успехе своей идеи.
Провал
Деловое чутьё не подвело Роя — в течение первого года работы магазин принёс своему владельцу прибыль в полмиллиона долларов. В 1978 г. объём продаж увеличился — Рэймонд выпустил каталог, наладив торговлю по почте. Заявки текли рекой — удалённый формат нравился клиентам, так как они могли выбирать бельё в удобной обстановке, не смущаясь присутствия продавца или других покупателей. Доходы росли — к концу года Рой смог запустить ещё три магазина в Сан-Франциско.
Victoria’s Secret стала символом сексуальности и женственности. В 1970-х гг., до появления роскошных бутиков Роя с яркими каталогами, бельё не воспринималось как утончённый элемент гардероба, способный подчеркнуть красоту владелицы. Оно оценивалось лишь с точки зрения практичности, однако Рэймонд смог изменить общественное мнение — выбор белья превратился в сокровенный процесс, от которого могли получать удовольствие все клиенты.
Но успех оказался кратковременным — уже через полгода продажи катастрофически упали. Лесли Векснер, которому предстояло стать новым владельцем Victoria’s Secret, утверждал впоследствии, что причиной провала Роя оказался неудачный курс маркетингового продвижения.
Лесли Векснер
По мнению Векснера, Рэймонд сделал ставку на мужчин, желающих порадовать свою избранницу подарком, в то время как нужно было направлять усилия на привлечение женской аудитории.
Сам Векснер впервые побывал в магазине Victoria’s Secret в 1980 г. — успешный финансист назвал бутик уникальным, добавив, что никогда не видел чего-то подобного. Зная о финансовых неудачах Рэймонда, Лесли выразил желание приобрести компанию, однако Рой отказался от сделки. В 1982 г. Рэймонд признал своё банкротство и связался с Векснером — Victoria’s Secret была продана за 1 млн долл. На тот момент бренд владел пятью магазинами и выпускал каталог. Рой утверждал, что годовая доходность компании на момент продажи составляла 6 млн долл., однако в публичном поле финансовые показатели не были официально подтверждены.
Новая жизнь и старые долги
В течение 1983 г. Рэймонд оставался на посту президента компании Victoria’s Secret — за это время он успел продумать концепцию нового проекта и накопить стартовый капитал. Следующим детищем Роя стал магазин товаров для детей My Child’s Destiny. Бизнес был ориентирован на богатые семейные пары, желающие окружить своё чадо как можно большим количеством элитных безделушек.
Рой так же, как и в случае с Victoria’s Secret, запустил продажи по каталогам, разнообразив ассортимент набирающими популярность компьютерными играми и дорогими куклами зарубежного производства. Однако и здесь роковой стала ошибка, допущенная в процессе определения целевой аудитории — Рой слишком увлёкся созданием роскошного имиджа своей компании, нацеленной на обслуживание лишь очень состоятельных людей, поэтому попросту упустил миллионы покупателей в лице представителей среднего класса.
Значительную лепту в грядущий провал внесло и неудачное расположение магазина — бутик My Child’s Destiny находился в квартале с ограниченным пешеходным движением. В 1984 г. Рэймонд инвестировал в компанию 850 тыс. долл., но уже через два года бизнес стал убыточным и разорил своего владельца.
Рэймонд действовал как частный предприниматель и не зарегистрировал свою компанию как общество с уставным капиталом, поэтому все убытки и долги ему пришлось возмещать из личных средств. Рой и его супруга были вынуждены продать всю недвижимость в Сан-Франциско. Когда денег не хватило, пара выставила на продажу дом на озере Тахо. Вырученных средств снова оказалось недостаточно — только когда с молотка ушли все машины, чета смогла начать новую жизнь без долгов.
Едва выбравшись из долговой ямы, Рой погрузился в развитие нового проекта — он запустил книжный магазин Quinby’s, воспользовавшись финансовой поддержкой со стороны Дайан и Рона Миллеров. Но через два года между основателем и инвесторами возник конфликт — в итоге Миллеры выкупили магазин, отстранив Роя от работы в его же компании.
В 1990 г. Рэймонд развёлся с женой — Гэй никогда не отказывала мужу в поддержке, как в финансовой, так и моральной, но, видимо, устала жить с человеком, постоянно находящимся в нервозном состоянии из-за неудач в бизнесе. Через пару лет избранницей Роя стала жительница Калифорнии Пегги Нант, однако официально оформить отношения пара не успела.
Взлёт под управлением Векснера
Лесли Векснер, новый владелец Victoria’s Secret, был не только грамотным финансистом, но и опытным предпринимателем. В двадцать лет он запустил бренд спортивной одежды The Limited. Ещё в 1963 г. Векснер заметил, что женщины в повседневной жизни предпочитают роскошным платьям удобную и практичную одежду — и в 1970 г. его сеть разрослась до одиннадцати популярных магазинов, подтвердив верность суждений предпринимателя о тенденциях в мире женской моды. Через семь лет количество бутиков The Limited составляло 188 магазинов. Развитие гражданской авиации способствовало росту империи Лесли — миллиардер мог в течение дня посетить несколько филиалов компании.
В разговоре с журналистами издания Newsweek Лесли назвал магазин Victoria’s Secret уникальным, отметив, что нигде не видел такого красивого белья, однако дизайн самих бутиков Векснер охарактеризовал в самых нелестных выражениях. «Это был небольшой магазин, и он был как викторианский, но не как английский викторианский, а как викторианский бордель с красными бархатными диванами», — обрушился Лесли с критикой на бывших владельцев компании. Именно диваны, с таким трепетом подобранные Роем и Гэй, первыми отправились на помойку, когда Лесли официально стал хозяином Victoria’s Secret.
Вслед за диванами из бутиков исчезли элементы декора из тёмного дерева и бархатная обивка — их заменили цветочные принты, звучание классической музыки и лаконичные светильники с позолотой. Лесли утверждал, что ему удалось создать тот самый «британский вдохновляющий мир, в который женщины захотят войти».
Разумеется, в Victoria’s Secret женщин манили в первую очередь коллекции белья, представленные в витринах под тёплым дневным светом. Векснеру удалось исправить ошибку, погубившую бизнес Рэймонда, — в магазины начали приходить женщины, пока мужчины продолжали заказывать бельё по каталогам.
За 13 лет, в течение которых компания находилась под непосредственным управлением Лесли, рыночная стоимость бренда выросла до 2 млрд долл., а число бутиков превысило 670 магазинов. В 2000 г. Векснер окончательно отказался от «будуарного» имиджа компании — в это же время Victoria’s Secret стала самой популярной в мире сетью по продаже нижнего белья. На данный момент годовая прибыль бренда превышает 5 млрд долл.
Росту популярности Victoria’s Secret также способствовали грандиозные показы белья, каждый из которых превращался в яркое шоу. Комплекты демонстрировали супермодели с мировыми именами — зрелище было настолько впечатляющим, что девушек, порхавших по подиуму, называли не иначе как «ангелами Victoria’s Secret».
Первое «шоу ангелов» состоялось в 1998 г. — бренд представляли Хелена Кристенсен, Тайра Бэнкс, Ребекка Ромейн, Стефани Сеймур, Карен Мюлдер и Даниэла Пештова. В 2007 г. «ангелы Victoria’s Secret» получили звезду на голливудской «Аллее славы» — впервые в истории награды удостоился коллектив, а не конкретная знаменитость.
Через семь лет Адриана Лима и Алессандра Амбросио продемонстрировали бельё, стоимость которого превышала 2 млн долл. — комплект украшало свыше 16 тыс. бриллиантов и сапфиров. Самым дорогим нарядом от Victoria’s Secret считается инкрустированный рубинами Red Hot за 15 млн долл.
Серия ударов по имиджу
Векснер знал, какое внимание привлекали шоу Victoria’s Secret, и решил превратить их популярность в маркетинговый ход — Лесли удалось добиться, чтобы телеканалы платили ему за возможность транслировать показ, в то время как другие компании тратили миллионы на рекламу в СМИ.
Шоу Victoria’s Secret. 2003 г.
С другой стороны, показы способствовали не только росту продаж, но и возникновению скандалов вокруг бренда — в 2002 г. шоу пытались прервать защитники животных. Вооружившись оскорбительными плакатами, активистки выбежали на подиум, по которому дефилировала Жизель Бундхен. Зоозащитницы намеревались прервать выход модели, упрекая её в съёмках в рекламе одежды из натурального меха. Жизель, не обратив ни малейшего внимания на активисток, завершила дефиле, но компания ещё долго не могла избавиться от обвинений в сотрудничестве с лицами, поощряющими насилие над животными.
Жизель Бундхен
В 2012 г. в центре скандала оказалась модель Карли Клосс, дефилировавшая в образе, стилистика которого показалась публике перенасыщенной индейскими мотивами, — руководители компании были вынуждены извиниться перед теми, кого уязвил показ.
Карли Клосс в образе, из-за которого произошёл скандал
В 2018 г. Эд Разек, глава маркетингового подразделения компании, заявил, что Victoria’s Secret не будет сотрудничать с моделями плюс-сайз. Приверженцы идей бодипозитива моментально ополчились на бренд — Victoria’s Secret и раньше подвергалась критике за популяризацию «неестественных» параметров красоты, однако на этот раз скандал достиг апогея. Знаменитые «ангелы» Адриана Лима и Алессандра Амбросио были признаны публикой слишком красивыми — бренд обвинили в поклонении «идеальным» параметрам и отсутствии национального и расового разнообразия среди моделей.
Адриана Лима
Эд Разек не сдал позиции — в одном из интервью он сообщил, что девушки получают работу в Victoria’s Secret благодаря своему таланту, а цвет кожи, национальная принадлежность и параметры фигуры здесь совершенно ни при чём. В 2019 г. Разек покинул руководящий состав компании, завершив двадцатипятилетнюю карьеру в Victoria’s Secret.
С уходом Разека проблемы Victoria’s Secret не закончились — напротив, бренд глубже погрузился в омут общественного неодобрения. Масла в огонь подлил судебный процесс над Джеффри Эпштейном. Известие, что Эпштейн, друг и менеджер Векснера, совершал противоправные действия в отношении девушек, в том числе несовершеннолетних, а также пользовался своим служебным положением, обещая начинающим моделям покровительство, стало несмываемым пятном на репутации Victoria’s Secret. В 2019 г. компания была вынуждена отменить показ.
Белла Хадид на показе Victoria’s Secret. 2017 г
Зимой 2020 г. на страницах The New York Times появилась статья, разоблачающая действия Эда Разека по отношению к моделям — несколько девушек сообщили, что бывший главный маркетолог Victoria’s Secret постоянно их домогался. Частью обширной доказательной базы стали письма, которые Эд отправлял «ангелам».
Лесли Векснер и Эд Разек (справа)
Депрессия с летальным исходом
Под давлением общественности владельцы Victoria’s Secret отказались от сотрудничества с супермоделями — теперь демонстрируют бельё девушки из VS Collective. Таким образом бренд выразил готовность развиваться в соответствии с современными тенденциями.
Несмотря на многочисленные скандалы и отмены показов, каталоги белья не утратили своей популярности — их тираж достигает 365 млн экземпляров, принося компании около 400 млн долл. в год. Общее число подписчиков моделей и бренда в социальных сетях превышает 33 млн человек.
Рой Рэймонд, основатель Victoria’s Secret, не стал свидетелем взлётов и падений своего детища. Его не волновали скандалы, судебные разбирательства и подбор моделей — 26 августа 1993 г. Рой покончил с собой, бросившись с моста.
Последними, кто видел Роя живым, были случайные прохожие, гулявшие недалеко от моста «Золотые ворота». Эксперты подтвердили версию суицида. Бывшая жена покойного сообщила, что причиной, подтолкнувшей Рэймонда к самоубийству, могла стать многолетняя депрессия, возникшая из-за финансовых неудач.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу