5 декабря 2022 Тинькофф Банк | Whoosh
Коротко
В 2022 году самокаты — это скорее не про весело покататься в парке (хотя и это можно), а про добраться из пункта А в пункт Б. Это самостоятельный вид транспорта в городской среде наравне с автомобилем, автобусом или метро. Такая трансформация в России произошла благодаря развитию сервисов кикшеринга в конце 2010-х. Под кикшерингом понимается аренда электросамокатов с помощью мобильного приложения (от англ. kick scooter — «самокат», sharing — «совместное пользование»). Одним из пионеров этой индустрии стал стартап Whoosh, который вышел на улицы Москвы весной 2019-го.
С 2019 года по 30 сентября 2022 года:
парк Whoosh вырос с 20 самокатов до 82 тысяч;
география расширилась до 40 городов;
число зарегистрированных пользователей приложения превысило 11 млн человек (больше нет ни у кого из конкурентов);
число поездок на одного активного пользователя увеличилось в среднем с 3 до 10;
годовая выручка подскочила с 69 млн до 6,7 млрд рублей (за последние 12 месяцев), а чистая прибыль — с 22 млн до 1,6 млрд рублей.
Несмотря на внешние вызовы, с которыми сталкивается российский бизнес в этом году, лидер российского кикшеринга не хочет сбавлять обороты. Поэтому выходит на биржу. Стоит ли участвовать в этом IPO — разберемся далее в обзоре.
История развития
2018 год
Во время деловой поездки в Сан-Франциско тогда еще вице-президент по инновациям S7 Дмитрий Чуйко заметил на улицах большое количество электросамокатов, которые можно брать в аренду с помощью смартфона. В России такого еще не было. В то время активно развивался велошеринг. Но электросамокаты доступнее велосипедов (не требуют специальных навыков езды и хорошей физической формы, менее габаритные), а еще экологичнее и эффективнее автотранспорта (помогают избежать пробок). Поэтому свободную нишу можно и нужно было занимать.
По возвращении из Штатов Дмитрий стал искать партнеров для создания первого в России сервиса кикшеринга. И нашел их среди тогда еще действующих, а также бывших топ-менеджеров S7. Ими стали Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев. Запуститься в том же 2018 году и стать действительно первыми в России все-таки не получилось: разработка модуля с IoT-технологией (интернет вещей) затянулась.
Модуль с IoT-технологией делает из электросамоката устройство, которое может принимать и передавать данные мониторинговой платформе. То есть оператор сервиса может отслеживать техническое состояние электросамоката и его геопозицию. А пользователь сервиса, благодаря этому модулю, может через приложение отыскать самокат, разблокировать его, наведя камеру смартфона на QR-код, и по завершении поездки оставить в любой точке города.
Конкуренты, которые запустились первыми в 2018 году, за такими умными технологиями не гнались.
Делисамокат организовывал в Москве станции с промоутерами, которые вручную выдавали электросамокаты. Сервис долго не проработал.
YouDrive Lite (сейчас — lite), использовал технологии Bluetooth для связи самоката со смартфоном пользователя. Работает до сих пор, но не занимает ведущих позиций на рынке.
2019 год
Запуск Whoosh состоялся весной в Москве. Название подсказал сын основателя Дмитрия Чуйко. Мальчик катался на самокате и пародировал ведьму на метле — героиню любимого мультика, издавая звук «вуууш».
В том году компании очень повезло, ведь Делисамокат и lite пропускали сезон-2019, а ныне главный соперник Urent развивался пока только на юге России. В итоге за первый сезон весна-осень 200 тысяч человек совершили 300 тысяч поездок с помощью сервиса Whoosh. Сейчас эти цифры в десятки раз больше. Только за первые девять месяцев 2022 года пользователи Whoosh совершили 46,6 млн поездок. Всего на сервисе зарегистрировано 11,3 млн, из которых 4,9 млн (43%) активных (совершили хотя бы одну поездку за сезон).
2020 год
После успешного запуска в Москве компания решила расширяться в регионы с помощью продажи франшизы. Она продавала франчайзи самокаты и брала комиссию с их выручки. Благодаря такой схеме сеть расширилась до 12 городов, но уже в конце 2020-го Whoosh начала выкупать свои электросамокаты обратно. Компании не понравился подход франчайзи, которые выставляли лимиты на закупки в связи с якобы ограниченным спросом. В Whoosh понимали, что если менять представление о самокатах и делать из них самодостаточный вид транспорта, а не просто развлечение, то городам нужно много самокатов, чтобы они были в шаговой доступности в любой точке города. Только при таком сценарии бизнес кикшеринга может быть рентабельным. Менеджмент оказался прав.
Сейчас большая часть поездок на Whoosh (около 77%) осуществляется с целью добраться до нужной локации, а не просто прокатиться с ветерком.
При этом рентабельность находится на уровне 48% по EBITDA (данные за последние 12 месяцев).
2021 год
Компания продолжила расширять географию, в том числе в южном направлении, что позволило ей удлинить сезон работы и нарастить доходы. Она также увеличивала парк, пополняя его самокатами со съемными батареями, — это сокращало расходы, которые шли ранее на транспортировку для подзаряда разряженных самокатов, и повышало число самокатов, готовых для аренды. Whoosh также запустила новую модель монетизации — через подписку, которая освобождает пользователя от платы за старт (фиксированная плата в начале каждой поездки). Сейчас уже около 30% пользователей сервиса пользуются подпиской. Они намного чаще совершают поездки (в среднем 14 поездок в год пользователем с подпиской против 5—6 поездок пользователем без подписки) и больше тратят (1 200 рублей против 940 рублей).
В 2021 году началось и активное регулирование отрасли кикшеринга. Электросамокатов на городских улицах становилось все больше, из-за чего участились случаи наезда на пешеходов (причем необязательно со стороны пользователей кикшеринга, это могли быть владельцы личных самокатов). Власти в различных городах (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) ввели ограничения на скорость для самокатов. Более того, некоторые операторы, в том числе Whoosh, выступали за еще большее повышение уровня безопасности, подтолкнув власти ввести ограничения еще и на зону движения для самокатов. Разработка нормативов стала способствовать взрослению индустрии, а шумиха в СМИ — ее популяризации.
2022 год
В этом году компания вдвое увеличила парк (до 82 тысяч самокатов) и географию (до 40 городов в России, Беларуси и Казахстане), по данным на 30 сентября. Причем выход в новый город занимает у компании максимум полтора месяца (в Кемерово смогла выйти за 20 дней). Более широкая география только у Urent (даже в прошлом году было больше, чем у Whoosh сейчас, — 60 городов). Но это связано с тем, что Urent все-таки активно расширяет франчайзинговую сеть, от которой Whoosh в свое время решила отказаться. Несмотря на более внушительный парк и географию, Urent не может похвастаться высокой рентабельностью и самым большим количеством пользователей и поездок.
Почему пользователи выбирают Whoosh
Шаговая доступность самокатов
Компания использует большие данные для анализа каждой локации. Благодаря этому ей удается более эффективно распределять парк и расставлять парковки.
Технически исправные, заряженные и умные самокаты
У компании есть своя система обслуживания парка, которая насчитывает 74 сервисных центра и более трех тысяч технических специалистов (по состоянию на 30 сентября 2022-го). Всю информацию о техническом состоянии самокатов они получают в сервисном приложении, разработанном самой компанией. Туда данные поступают в режиме реального времени со встроенных в самокаты IoT-модулей. Благодаря им компания также может оперативно получать информацию о разрядке самокатов и направлять к ним заряженные батареи (каждую секунду заменяется две батареи). Отсюда высокий процент парка, доступного для бронирования (81%, по данным за девять месяцев 2022-го).
Благодаря собственной богатой технической экспертизе компания планирует в этом году запустить первый центр восстановления самокатов до состояния «как новый». Таким образом она может увеличить срок службы самокатов до пяти лет против текущих трех и повысить операционную эффективность бизнеса.
А еще хочется отметить, что высокие технологии делают самокаты Whoosh поистине смарт-девайсами. Например, они не разгоняются быстрее нормы, установленной в том или ином районе, городе. Более того, они придерживаются скоростного режима, соответствующего уровню вождения пользователя (перед поездкой в приложении можно выбрать «новичок» или «опытный пользователь»). К слову, для новичков существуют офлайн-школы вождения от Whoosh.
Высокая клиентоориентированность
Во-первых, тут хочется отметить понятное и удобное мобильное приложение, что, кстати, подтверждается высокими оценками в магазинах приложений (4,9/5 в App Store и 4,4/5 в Google Play). Оно позволит найти ближайшие самокаты, посмотреть их уровень заряда и доступное время для их использования, а также построит оптимальный маршрут до выбранного самоката. Компания уже разрабатывает и навигацию во время поездки на самокате. А пока приложение поможет еще и не допустить ошибок при парковке.
Во-вторых, стоит отдельно упомянуть службу поддержки, которая работает 24/7 и обрабатывает вопросы по телефону, в мобильном приложении и соцсетях. Скорость ответа в среднем занимает менее трех минут. Такая оперативность достигается за счет разделения на команды по различным видам обращений и задач (SOS-отдел для обработки запросов при авариях, отдел по работе с жалобами на приложение и т. п.).
Рынок кикшеринга в России
Какое место на рынке мобильности занимает
По сути, рынок кикшеринга зародился в России пять лет назад. К 2021 году его объем достиг 9 млрд рублей. Для такого короткого периода цифры довольно внушительные. Но это капля в море в рамках всего рынка мобильности России, объем которого достигает 1,6 трлн рублей, по данным консалтинговой компании Б1 (ранее Ernst & Young). Очевидно, что рынку аренды электросамокатов есть куда расти.
Б1 прогнозирует, что он будет расти в среднем на 60% в год в течение ближайших пяти лет и к 2026-му достигнет 96 млрд рублей. Его доля на рынке мобильности приблизится уже к 5%
Какие драйверы роста
Рост популярности электросамокатов для преодоления коротких дистанций (до 8 км) в черте города
Согласно отраслевому отчету McKinsey, более 60% поездок в мире совершается на дистанции менее 8 км.
Из них 35% поездок совершаются на общественном транспорте
Для его развития в России есть потенциал, но все же высокая загруженность, фиксированный маршрут и жесткий график заставляют обращать внимание на альтернативы, в том числе электросамокаты
Еще 30% на частном авто
По уровню комфорта такие поездки, конечно, превосходят поездки на электросамокатах. Но они могут быть дороже из-за расходов на бензин, а также менее эффективными из-за риска встать в пробку и/или не найти парковочное место
Еще 25% приходится на преодоление коротких дистанций пешком или на велосипеде
Дистанцию в 1 км и менее целесообразно пройти пешком, но для более длинных маршрутов лучше подойдет электросамокат — он поможет сэкономить время и силы. Велосипед в данном случае может быть менее привлекательным видом транспорта, ведь он требует определенных навыков, создает физическую нагрузку и езда на нем считается более опасной, чем на электросамокате
Оставшиеся 10% проходят на такси и каршеринге
Здесь недостатки аналогичны тем, которые характерны для поездок на личном авто (риск встать в пробку и более высокие расходы, чем при аренде электросамоката)
Да, электросамокаты не смогут полностью заменить все вышеуказанные виды транспорта, ведь у них тоже есть свои недостатки. Например, электросамокаты трудно использовать в непогоду и невозможно при низких температурах (ниже 0—5°C). А еще на них нельзя перевозить грузы. Однако их можно использовать в сочетании с другими видами транспорта. Так, от дома до метро добраться на самокате, далее — на метро, а от метро до работы — вновь на самокате. Взрывной рост сервисов кикшеринга и распространение личных самокатов создают эффект снежного кома: пешеходы, водители и пассажиры понимают, что короткие дистанции можно преодолеть быстрее, безопаснее и экологичнее. McKinsey рассчитали, что к 2030 году около 10% поездок на дистанцию менее 8 км в мире люди будут преодолевать на электросамокатах. Речь о 500 млрд поездок.
Электросамокатов становится все больше, но их все еще недостаточно
Сейчас в России на тысячу человек приходится в среднем три самоката, тогда как в европейских городах даже с явно выраженным зимним сезоном (Хельсинки и Осло) этот показатель выше десяти. То есть потенциал роста в России есть. Кроме того, в России свыше 170 городов с населением более 100 тысяч человек, при этом около половины из них все еще остается без сервисов кикшеринга.
Высокая доля пользователей интернета через смартфоны
В России это показатель достигает 91%. Получается, что практически у каждого интернет-пользователя есть возможность воспользоваться услугами кикшеринга.
Постепенное улучшение городской инфраструктуры и доступной среды
Постепенно повышают качество дорог, создают велодорожки, пандусы и прочие удобства для передвижения на малом колесном транспорте.
Создание законодательной базы
Транспортная стратегия РФ до 2030 года включает пункт о развитии микромобильности (к этому сегменту относятся электросамокаты). Более того, в октябре этого года правительство РФ на федеральном уровне выделило средства индивидуальной мобильности (СИМ, которые включают электросамокаты) в отдельную категорию ПДД, а также установило, что:
1. Движение по тротуару и велодорожке разрешено;
2. Максимальная скорость — 25 км/ч;
3. Перемещение СИМ вместе с пешеходами допустимо, если вес СИМ менее 35 кг;
4. Для управления электросамокатами не нужны права;
5. Движение по правому краю проезжей части разрешено, если тротуар недостаточно широк и поток машин движется медленнее 60 км/ч.
На какие показатели обратить внимание
Количество пользователей
Активная клиентская база российских сервисов кикшеринга стремительно растет: с нескольких сотен тысяч в 2019 году до 10 млн в 2021-м, согласно рыночному исследованию Б1. В ближайшие пять лет ускоренный рост продолжится — в среднем на 27% в год, до 33,6 млн активных пользователей в 2026 году.
И это не максимум, судя по численности и возрастному составу населения России, а также по уровню урбанизации в стране. Число активных пользователей сервисами кикшеринга может увеличиться еще на 60% с прогнозного на 2026 год значения, до 54 млн человек.
Как складывалась база потенциальных пользователей кикшеринга в 2021 году
Частота поездок
С развитием инфраструктуры кикшеринга и формированием привычки перемещаться на электросамокатах из пункта А в пункт Б (транспортный сценарий) число поездок, совершенных одним пользователем, последовательно растет. Если в 2021 году речь шла о пяти-шести поездках в год, то к 2026-му можно уже говорить о 16 поездках в год.
Количество поездок на активного пользователя в 2021–2026 гг. будет расти в среднем на 24% в год
Количество поездок
Общее число поездок на электросамокатах, арендованных через сервисы кикшеринга, в России увеличится в десять раз за период 2021–2026 годов. Это важный показатель для расчета выручки (всей отрасли либо отдельных операторов).
Рост числа активных пользователей и популярности самокатов транслируется в рост числа поездок на 58% в год в 2021–2026 гг.
Стоимость поездок
Увеличение доли поездок по транспортному сценарию (к определенному пункту назначения) приводит к росту числа поездок и сокращению их длительности. Это в конечном счете давит на средний чек за поездку. На него также давит и модель подписок, которая отменяет фиксированную плату за начало каждой поездки (это одна из моделей монетизации в том числе и у Whoosh). О промоакциях тоже забывать не будем. Поэтому в среднесрочной перспективе (до 2024 года) мы, скорее всего, увидим снижение средней стоимости поездки. Она может вернуться к росту по мере стабилизации баланса спроса и предложения на рынке.
Средняя стоимость поездок будет расти не так быстро
Выручка
В ближайшие пять лет российские сервисы кикшеринга могут нарастить доходы примерно в десять раз, приблизившись к 100 млрд рублей в 2026 году. Среднегодовой рост выручки отрасли составит +60% и быстрее будет только в этом и следующем годах (+122% и +100% соответственно).
Выручка отрасли кикшеринга в РФ в 2021–2026 гг. будет расти в среднем на 60% в год
Какие позиции занимает Whoosh
Российский рынок кикшеринга довольно консолидированный. Более 80% рынка занимают два игрока — Whoosh и Urent. Причем их бизнес-модели сильно различаются. Лидер рынка, Whoosh, берет на себя все: от разработки ПО до технического обслуживания своего парка. Разве что самокаты самостоятельно не производит, хотя к 2024–2025 годам все-таки планирует представить съемную батарею собственной разработки. Единственный регулярный доход — это денежный поток от своего сервиса кикшеринга. Временами получает доход от реализации товаров (продает самокаты). А вот Urent делает большую ставку именно на развитие франчайзинговой сети, продавая свои самокаты другим операторам. Поэтому еще около 14% отраслевой выручки раздела «прочие» относится к франшизам Urent (таким образом, на бренд Urent приходится около 36% рынка).
Остальное занимают E-motion, Яндекс Go, Карусель, Рушеринг, Molnia. Среди них серьезную конкуренцию двум лидерам может навязать только Яндекс. Он вышел на рынок самокатов совсем недавно (в 2021 году), поэтому пока не успел занять существенную долю на рынке. Но клиентская база его экосистемы насчитывает десятки миллионов человек, которых можно вовлечь в кикшеринг. А еще у компании огромные ресурсы, которые позволили ей запросто увеличить парк только за 2022-й в четыре раза (с 5 тысяч до 20 тысяч самокатов).
Хочется отдельно поговорить о прибыльности. Большинство российских сервисов кикшеринга работают в плюс. Играет на руку взрывной рост спроса, а также сравнительно небольшая стоимость электросамокатов (существенно дешевле авто) при довольно приличной стоимости поездки на них (может быть ненамного дешевле поездки на такси или каршеринге). У Whoosh рентабельность вообще находится на другом уровне из-за операций преимущественно in-house. За 2021 год лидер рынка заработал 1,8 млрд прибыли (до налогообложения), а маржа составила аж 44%. Более высокой маржой может похвастаться только E-motion (51%), но ее прибыль практически в 40 раз меньше. Второй номер на рынке по выручке, Urent, работает на грани безубыточности, практически не зарабатывая прибыль.
Маржинальность операторов
Самые крупные игроки за рубежом (сервисы Lime, Bird, Helbiz) не показывают положительную маржу даже на уровне EBITDA. Это во многом связано с наличием смежных сервисов (например, велошеринг) и высокой конкуренцией. Даже при более высоких расходах (на оплату труда, техническое обслуживание, логистику, эквайринг) зарубежные сервисы могут выполнять поездки по ценам, сопоставимым с российскими (средние цены находятся на одном уровне, примерно $2—3).
Результаты деятельности Whoosh
Операционные
В течение всего времени существования Whoosh показывает мощный рост как операционных, так и финансовых результатов. К компании, как к главному игроку на рынке, применимы все отраслевые тренды. Число пользователей и уровень их активности растет, благодаря чему увеличивается количество поездок.
Однако сохранять стремительные темпы роста на том же уровне в будущем будет уже проблематично из-за большего масштаба бизнеса. Компания столкнется с проблемой высокой базы сравнения, при которой абсолютные значения хоть и продолжат расти, но темпы роста начнут замедляться и уступать тем, что будут показывать более мелкие игроки. Например, прогноз Б1 предполагает рост числа поездок на российском рынке кикшеринга на 138% г/г в 2022-м, а у Whoosh мы ждем +102% г/г (за первые девять месяцев 2022-го, которые включают самый горячий сезон для бизнеса кикшеринга — весну-осень, Whoosh отчиталась о росте числа поездок на 105% г/г). Лидер уже отстает от рынка, и в этом нет ничего удивительного. Рынок растет быстрее за счет еще более мелких и динамичных региональных игроков, а также за счет Яндекса, который занялся электросамокатами только в 2021-м и в этом году активно наращивает этот бизнес. Поэтому мы ждем, что доля Whoosh на рынке по числу поездок снизится с 47% в 2021-м до 24% в 2026-м.
Сегментация российского рынка кикшеринга будет расти, но Whoosh продолжит оставаться лидером по количеству поездок
Теперь о среднем чеке. Whoosh активно увеличивает долю поездок по транспортному сценарию (до 77% по итогам девяти месяцев 2022-го). В целом поездок становится больше, но они все короче. Помимо этого, Whoosh с 2021-го предлагает пользователям формат подписки, которая позволяет экономить на поездках. Все это приводит к снижению средней стоимости поездки. По итогам первых трех кварталов 2022-го она упала уже до 125 рублей — это существенно ниже отраслевого прогноза в 163 рубля. Далее средняя стоимость поездки должна вернуться к росту, но он будет все еще вдвое медленнее инфляции. Во-первых, спрос на поездки на электросамокатах менее эластичен, чем на среднюю потребительскую корзину продуктов. Во-вторых, конкуренция на рынке кикшеринга будет усиливаться, что будет давить на цены.
Средняя стоимость поездки на Whoosh ниже за счет модели подписки и реализации транспортной модели
Финансовые
У нас есть прогноз количества поездок и средней стоимости поездок. Значит, мы можем подсчитать прогноз выручки от основного вида деятельности — кикшеринга. Однако отметим, что средняя стоимость поездки включает еще и среднюю стоимость страховки. Нам надо исключить ее, чтобы рассчитать прогноз выручки только от кикшеринга. Страховка занимает чуть больше 4% в средней стоимости поездки. Исключив ее, получаем рост выручки Whoosh от кикшеринга в среднем на 35% в год в течение ближайших пяти лет. А вот рынок будет прибавлять по 60% в год. Whoosh снова немного уступает из-за эффекта высокой базы.
Другой источник выручки Whoosh — это доходы от перепродажи самокатов своим дочерним структурам, которые оператор консолидировал недавно в Казахстане и Беларуси. После 2022 года компания планирует прекратить осуществлять эту деятельность. Это должно позитивно отразиться на маржинальности бизнеса, поскольку перепродажа не приносила прибыли.
А еще компания зарабатывает на продаже страховок и подписок на поездки. Суммируя все доходы, получим консолидированную выручку, которая будет расти практически так же быстро, как и доходы от одного только кикшеринга, — на 34,6% в год в ближайшие пять лет.
Консолидированная выручка Whoosh будет расти сопоставимыми темпами — в среднем на 34,6% в год в 2021–2026 гг.
Основные статьи расходов Whoosh, которые напрямую связаны с поездками
Ремонт и техобслуживание
Есть прямая корреляция между этой статьей расходов и объемом парка: чем больше парк, тем больше расходов. Учитывая рост парка в этом году, ждем увеличения этих расходов в выручке от кикшеринга до 15% (с 7% в прошлом году). Также эти расходы зависят от курса юаня, ведь самокаты Whoosh на 80% состоят из деталей китайского производства. Поэтому укрепление юаня будет способствовать увеличению этих расходов.
Зарядка и перевозка
Напрямую зависит от количества поездок: с их ростом увеличивается и эта статья расходов
Банковский эквайринг
Занимает фиксированный процент (3%) от доходов, полученных от кикшеринга
Техническая поддержка пользователей
Эти доходы растут по мере роста клиентской базы и числа поездок
Основные статьи расходов Whoosh, которые напрямую связаны с поездками (в % от выручки от кикшеринга)
Подчеркнем, что высокий спрос со стороны как физических лиц, так и операторов кикшеринга будет поддерживать цены на электросамокаты (с учетом инфляции и укрепления курса юаня). Это может стать дополнительным драйвером капитальных расходов, которые формируются в основном из расходов на покупку электросамокатов. Вслед за CAPEX могут увеличиться и расходы на амортизацию. Все это может давить на маржинальность бизнеса Whoosh. Но мы считаем, что эффект масштаба и самостоятельный ремонт электросамокатов смогут нивелировать этот негативный эффект.
Вслед за ростом капитальных расходов на электросамокаты линейно растут расходы на амортизацию
Более того, рентабельность может даже немного восстановиться после 2022-го. В этом году Whoosh учитывает в доходах сегмент по перепродаже электросамокатов. Как мы писали выше, он приносит выручку, но не прибыль. Поэтому в этом году мы ждем снижения маржи по EBITDA до 40,9%. Но затем оператор откажется от этого вида деятельности, благодаря чему рентабельность может восстановиться до уровня 45—46%.
Маржинальность EBITDA стабилизируется после снижения в 2022 году — до 45,5% в 2026-м
Теперь поговорим о долговых обязательствах. Крупные капитальные расходы в основном покрываются банковскими кредитами. Но в первом полугодии 2022-го компания выпустила облигации на 3,5 млрд рублей, после чего уровень долговой нагрузки (чистый долг/EBITDA) вырос до 1,3х. Мы ждем постепенного снижения этого коэффициента по мере замедления роста капитальных расходов и сохранения роста EBITDA. Мы верим, что компания сможет наращивать операционный денежный поток и финансировать инвестпроекты без привлечения заемных средств.
Прогноз долговой нагрузки
Текущий выпуск облигаций предполагает погашение тела долга только в 2025 году.
Текущий график погашения долга
Дивиденды
Для начала вернемся к отчету о прибылях и убытках. После учета расходов на себестоимость, а также коммерческих, амортизационных, процентных и прочих расходов остается прибыль до налогообложения. Будучи резидентом Сколково, Whoosh с 2020 года не платит налог на прибыль, потому что прибыль будет отрицательной, если учесть капитальные расходы. Когда прибыль, за вычетом CAPEX, выйдет в плюс и за несколько лет накопится 300 млн рублей, Whoosh начнет платить налог на прибыль по ставке 20%. По нашим подсчетам, компания вернется к уплате налога на прибыль в 2024 году.
Однако даже сейчас компанию ничего не удерживает от выплаты дивидендов. Номинально Whoosh зарабатывает чистую прибыль, поэтому может совершать выплаты акционерам. Ее дивидендная политика предусматривает различные дивиденды в зависимости от долговой нагрузки.
Если чистый долг/EBITDA ниже 1,5х
Выплачивается 50% от чистой прибыли
Если чистый долг/EBITDA от 1,5х до 2,5х
Выплачивается 25% от чистой прибыли
Если чистый долг/EBITDA выше 2,5х
Дивиденды не выплачиваются
Пока долговая нагрузка компании ниже 1,5х. Мы прогнозируем, что она не превысит этот уровень и в будущем. А значит, может выплачивать дивиденды в размере половины чистой прибыли.
Рост чистой прибыли при умеренной долговой нагрузке позволит регулярно выплачивать дивиденды
Оценка Whoosh
Чтобы определить таргет для акций Whoosh, мы использовали метод дисконтирования денежных потоков и прогнозы до 2030 года. Для оценки будущих денежных потоков учтем следующие предпосылки.
Российский рынок кикшеринга
Российский рынок кикшеринга в период 2021–2026 годов будет расти в среднем на 60% в год, а затем на 15% в год до 2030-го (15% в год — это средние темпы роста по миру).
Конкуренция
Ужесточение конкуренции приведет к снижению доли Whoosh в общей выручке российского кикшеринга (с 43% в 2021-м до 18% и 17% в 2026-м и 2030-м соответственно).
Международная экспансия
Модель пока не учитывает международную экспансию компании, которая уже началась в Казахстане и Беларуси. Однако эти сегменты компания консолидировала только в третьем квартале 2022-го. Пока они крайне малы по сравнению с основным рынком. Поэтому мы не можем спрогнозировать их развитие.
Число поездок
Число поездок на электросамокатах Whoosh будет расти немного медленнее, чем в среднем по рынку (малым игрокам расти легче, чем уже крупному лидеру). Но цифры все равно впечатляющие: в среднем +38% в год в течение ближайших пяти лет и далее, в период 2027–2030 годов, +9% в год.
Парк электросамокатов
Чтобы прогноз по числу поездок реализовался, Whoosh необходимо нарастить парк электросамокатов с текущих 82 тысяч до 210 тысяч в 2026 году и до 300 тысяч в 2030-м.
Стоимость поездки
Стоимость поездки (даже с учетом страховки) будет расти немного медленнее инфляции (о причинах рассказывали выше). У Whoosh она вырастет с текущих 125 рублей до 141 рубля к 2026-му и до 158 рублей к 2030-му.
Выручка
Выручка Whoosh будет расти в среднем на 34,6% в год в течение ближайших пяти лет, а затем будет прибавлять по 12,3% в год в период 2027–2030 годов.
Маржинальность
Маржинальность по EBITDA после 2030 года стабилизируется на уровне 45—46%.
Прогнозы финансовых показателей
На основе прогнозов, представленных выше, мы рассчитали денежные потоки за 2023–2030 годы, которые затем дисконтировали на WACC, равную 15,6% (доходность облигаций + стоимость акционерного капитала). А еще провели расчет терминальной стоимости бизнеса после 2030 года, исходя из того, что денежные потоки будут расти в среднем на 4% в год (терминальный рост), а WACC будет равна 15,6%.
Оценка бизнеса Whoosh в зависимости от WACC и темпов роста денежных потоков после 2030 года
Прим. Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) — это стоимость привлечения капитала, на которую надо дисконтировать будущие денежные потоки. Она рассчитывается как средневзвешенное между стоимостью долга (в случае с Whoosh это доходность облигаций к погашению) и стоимостью акционерного капитала.
Терминальный рост — это предполагаемые темпы роста свободного денежного потока после прогнозного периода (в данном случае после 2030 года).
Итоговые оценки стоимости бизнеса и акционерного капитала
Мы также сравнили мультипликаторы с теми, что есть у зарубежных аналогов. Однако большинство иностранных коллег Whoosh только недавно вышли в плюс по EBITDA и не могут показывать сопоставимые темпы роста выручки. Поэтому сравнительный метод мультипликаторов пока не может в полной мере отражать стоимость акционерного капитала Whoosh, которая зарабатывает чистую прибыль с первого года работы и демонстрирует устойчивые двузначные темпы роста продаж.
Мультипликаторы
Итак, почему стоит участвовать в IPO
Единственный способ напрямую вложиться в российский рынок кикшеринга и его рост
За последние пять лет рынок кикшеринга в России вырос с нуля до 9 млрд рублей (по данным за 2021 год). Все больше горожан выбирают электросамокаты как более удобную и экологичную альтернативу общественному транспорту, личному авто, каршерингу или такси, особенно для преодоления коротких дистанций (менее 8 км).
В течение ближайших пяти лет рынок кикшеринга будет расти в среднем на 60% в год, до 96 млрд рублей в 2026-м, прогнозирует Б1 (ранее Ernst & Young).
Условия для роста есть: в России самое большое городское население в Европе (110 млн человек) и высокий процент пользования мобильным интернетом (91% интернет-пользователей).
Whoosh станет первым публичным игроком на рынке кикшеринга. Яндекс во внимание пока не берем, так как аренда электросамокатов для этого IT-гиганта все еще в новинку и пока занимает несущественную долю в бизнесе.
Лидер рынка по выручке, числу пользователей и поездок с широким географическим покрытием
Доля Whoosh на рынке кикшеринга в России по выручке достигла 46% в 2021 году. Для сравнения: ближайший конкурент Urent занял 22% (если не учитывать его франшизы) с выручкой вдвое меньше.
Клиентская база Whoosh насчитывает уже 11,3 млн пользователей (на 30 сентября). Это самый высокий показатель среди российских операторов кикшеринга.
Whoosh активно наращивает географию присутствия и парк электросамокатов. Сервис работает уже в 40 городах трех стран (Россия, Казахстан, Беларусь), а его парк насчитывает около 82 тысяч электросамокатов (на 30 сентября). По этим двум показателям Whoosh уступает только Urent, но это потому, что конкурент делает ставку на количество и активно развивает франчайзинговую сеть. В свою очередь, Whoosh отказалась от идеи франшиз и выбирает качество сервиса, что привлекает большее число клиентов и приносит более высокие доходы.
Качественный сервис и высокая операционная эффективность благодаря собственной технологической платформе и сети сервисных центров
IT-команда Whoosh разработала IoT-модули, которые встраиваются в электросамокаты и в режиме реального времени передают облачной платформе данные об их техническом состоянии, зарядке, геопозиции и поездках. Далее эти данные обрабатываются, и на основе их анализа специалисты Whoosh управляют парком (распределяют по городу, забирают на ремонт, подзаряжают и т. д.).
У Whoosh есть своя система обслуживания парка, которая насчитывает 74 сервисных центра и более трех тысяч технических специалистов (по состоянию на 30 сентября 2022-го).
Благодаря этому электросамокаты Whoosh в большинстве случаев технически исправны и заряжены, а также находятся в шаговой доступности. По данным за девять месяцев 2022-го, 81% парка доступен для использования. Именно поэтому Whoosh может похвастаться самой крупной базой клиентов.
Высокий рост доходов и уровень рентабельности
За три года Whoosh нарастила выручку практически с нуля до около 4 млрд рублей (по данным за 2021 год). По итогам девяти месяцев этого года выручка показала рост на 70% г/г. По нашим оценкам, в течение ближайших пяти лет она будет расти в среднем на 34,6% в год.
С самого начала Whoosh работает в плюс и по EBITDA, и даже по чистой прибыли. По итогам первых девяти месяцев 2022-го маржинальность EBITDA составила 52%, а чистая маржа — 26%. Такой уровень рентабельности один из самых высоких на рынке кикшеринга, причем не только российском, но и глобальном. Ждем, что в ближайшие годы маржинальность EBITDA стабилизируется на уровне 45—46%. Чистая маржа тоже сначала немного снизится, но затем вновь поднимется выше 20%.
Для сохранения прибыльности компания разработала стратегию развития. Она будет повышать уровень проникновения сервиса в 40 городах, где он уже работает. А еще будет проводить экспансию в другие города России и СНГ. В одной только России еще не охвачено более 20 городов с населением свыше 300 тысяч человек. У Whoosh есть отработанная схема выхода на новый рынок (сейчас выход занимает максимум полтора месяца, в Кемерово компания смогла выйти за 20 дней). Для всех городов присутствия компания планирует создать единую платформу, которая позволит повысить монетизацию и качество сервиса, а также оптимизировать операционные процессы и экономить на масштабе.
Whoosh выходит на биржу во многом для того, чтобы привлечь капитал на дальнейшее развитие бизнеса.
Мотивированный менеджмент
Сейчас четырем основателям Whoosh, которые еще и занимают руководящие должности в компании, принадлежит 69% в капитале. Следовательно, чем успешнее компания, тем выше благосостояние ее руководителей. Поэтому менеджмент заинтересован в эффективном управлении компанией.
Ни один из главных акционеров не собирается продавать существенную долю в бизнесе в ходе IPO, что говорит об их уверенности в успехе Whoosh.
Но о рисках забывать не стоит
Ужесточение конкуренции на российском рынке кикшеринга со стороны как крупных федеральных игроков, так и региональных.
Снижение покупательной способности доходов россиян может оказать давление на спрос на услуги кикшеринга. В первом квартале 2022-го реальные располагаемые доходы россиян упали на 1,2% г/г, во втором — на 0,8% г/г, а в третьем падение ускорилось до 3,2% г/г. По итогам всего года Минэкономразвития ждет падения на 2,2% г/г. В следующем году уже ждет роста на 1,6% г/г, но он, если и случится, то, вероятно, будет связан с низкой базой 2022-го и будет все равно ниже докризисного уровня.
Регуляторные риски. Рынок кикшеринга все еще молодой, поэтому правовая база относительно него продолжает формироваться. В 2021 году уже была волна ограничений (скорости и зон эксплуатации). В Москве действует еще ограничение на максимальное количество электросамокатов (всего на город и на одного оператора). Распространение такого ограничения на регионы, а также другие регуляторные требования в будущем могут негативно влиять на возможности и финансовые показатели компании.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В 2022 году самокаты — это скорее не про весело покататься в парке (хотя и это можно), а про добраться из пункта А в пункт Б. Это самостоятельный вид транспорта в городской среде наравне с автомобилем, автобусом или метро. Такая трансформация в России произошла благодаря развитию сервисов кикшеринга в конце 2010-х. Под кикшерингом понимается аренда электросамокатов с помощью мобильного приложения (от англ. kick scooter — «самокат», sharing — «совместное пользование»). Одним из пионеров этой индустрии стал стартап Whoosh, который вышел на улицы Москвы весной 2019-го.
С 2019 года по 30 сентября 2022 года:
парк Whoosh вырос с 20 самокатов до 82 тысяч;
география расширилась до 40 городов;
число зарегистрированных пользователей приложения превысило 11 млн человек (больше нет ни у кого из конкурентов);
число поездок на одного активного пользователя увеличилось в среднем с 3 до 10;
годовая выручка подскочила с 69 млн до 6,7 млрд рублей (за последние 12 месяцев), а чистая прибыль — с 22 млн до 1,6 млрд рублей.
Несмотря на внешние вызовы, с которыми сталкивается российский бизнес в этом году, лидер российского кикшеринга не хочет сбавлять обороты. Поэтому выходит на биржу. Стоит ли участвовать в этом IPO — разберемся далее в обзоре.
История развития
2018 год
Во время деловой поездки в Сан-Франциско тогда еще вице-президент по инновациям S7 Дмитрий Чуйко заметил на улицах большое количество электросамокатов, которые можно брать в аренду с помощью смартфона. В России такого еще не было. В то время активно развивался велошеринг. Но электросамокаты доступнее велосипедов (не требуют специальных навыков езды и хорошей физической формы, менее габаритные), а еще экологичнее и эффективнее автотранспорта (помогают избежать пробок). Поэтому свободную нишу можно и нужно было занимать.
По возвращении из Штатов Дмитрий стал искать партнеров для создания первого в России сервиса кикшеринга. И нашел их среди тогда еще действующих, а также бывших топ-менеджеров S7. Ими стали Егор Баяндин, Сергей Лаврентьев и Олег Журавлев. Запуститься в том же 2018 году и стать действительно первыми в России все-таки не получилось: разработка модуля с IoT-технологией (интернет вещей) затянулась.
Модуль с IoT-технологией делает из электросамоката устройство, которое может принимать и передавать данные мониторинговой платформе. То есть оператор сервиса может отслеживать техническое состояние электросамоката и его геопозицию. А пользователь сервиса, благодаря этому модулю, может через приложение отыскать самокат, разблокировать его, наведя камеру смартфона на QR-код, и по завершении поездки оставить в любой точке города.
Конкуренты, которые запустились первыми в 2018 году, за такими умными технологиями не гнались.
Делисамокат организовывал в Москве станции с промоутерами, которые вручную выдавали электросамокаты. Сервис долго не проработал.
YouDrive Lite (сейчас — lite), использовал технологии Bluetooth для связи самоката со смартфоном пользователя. Работает до сих пор, но не занимает ведущих позиций на рынке.
2019 год
Запуск Whoosh состоялся весной в Москве. Название подсказал сын основателя Дмитрия Чуйко. Мальчик катался на самокате и пародировал ведьму на метле — героиню любимого мультика, издавая звук «вуууш».
В том году компании очень повезло, ведь Делисамокат и lite пропускали сезон-2019, а ныне главный соперник Urent развивался пока только на юге России. В итоге за первый сезон весна-осень 200 тысяч человек совершили 300 тысяч поездок с помощью сервиса Whoosh. Сейчас эти цифры в десятки раз больше. Только за первые девять месяцев 2022 года пользователи Whoosh совершили 46,6 млн поездок. Всего на сервисе зарегистрировано 11,3 млн, из которых 4,9 млн (43%) активных (совершили хотя бы одну поездку за сезон).
2020 год
После успешного запуска в Москве компания решила расширяться в регионы с помощью продажи франшизы. Она продавала франчайзи самокаты и брала комиссию с их выручки. Благодаря такой схеме сеть расширилась до 12 городов, но уже в конце 2020-го Whoosh начала выкупать свои электросамокаты обратно. Компании не понравился подход франчайзи, которые выставляли лимиты на закупки в связи с якобы ограниченным спросом. В Whoosh понимали, что если менять представление о самокатах и делать из них самодостаточный вид транспорта, а не просто развлечение, то городам нужно много самокатов, чтобы они были в шаговой доступности в любой точке города. Только при таком сценарии бизнес кикшеринга может быть рентабельным. Менеджмент оказался прав.
Сейчас большая часть поездок на Whoosh (около 77%) осуществляется с целью добраться до нужной локации, а не просто прокатиться с ветерком.
При этом рентабельность находится на уровне 48% по EBITDA (данные за последние 12 месяцев).
2021 год
Компания продолжила расширять географию, в том числе в южном направлении, что позволило ей удлинить сезон работы и нарастить доходы. Она также увеличивала парк, пополняя его самокатами со съемными батареями, — это сокращало расходы, которые шли ранее на транспортировку для подзаряда разряженных самокатов, и повышало число самокатов, готовых для аренды. Whoosh также запустила новую модель монетизации — через подписку, которая освобождает пользователя от платы за старт (фиксированная плата в начале каждой поездки). Сейчас уже около 30% пользователей сервиса пользуются подпиской. Они намного чаще совершают поездки (в среднем 14 поездок в год пользователем с подпиской против 5—6 поездок пользователем без подписки) и больше тратят (1 200 рублей против 940 рублей).
В 2021 году началось и активное регулирование отрасли кикшеринга. Электросамокатов на городских улицах становилось все больше, из-за чего участились случаи наезда на пешеходов (причем необязательно со стороны пользователей кикшеринга, это могли быть владельцы личных самокатов). Власти в различных городах (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) ввели ограничения на скорость для самокатов. Более того, некоторые операторы, в том числе Whoosh, выступали за еще большее повышение уровня безопасности, подтолкнув власти ввести ограничения еще и на зону движения для самокатов. Разработка нормативов стала способствовать взрослению индустрии, а шумиха в СМИ — ее популяризации.
2022 год
В этом году компания вдвое увеличила парк (до 82 тысяч самокатов) и географию (до 40 городов в России, Беларуси и Казахстане), по данным на 30 сентября. Причем выход в новый город занимает у компании максимум полтора месяца (в Кемерово смогла выйти за 20 дней). Более широкая география только у Urent (даже в прошлом году было больше, чем у Whoosh сейчас, — 60 городов). Но это связано с тем, что Urent все-таки активно расширяет франчайзинговую сеть, от которой Whoosh в свое время решила отказаться. Несмотря на более внушительный парк и географию, Urent не может похвастаться высокой рентабельностью и самым большим количеством пользователей и поездок.
Почему пользователи выбирают Whoosh
Шаговая доступность самокатов
Компания использует большие данные для анализа каждой локации. Благодаря этому ей удается более эффективно распределять парк и расставлять парковки.
Технически исправные, заряженные и умные самокаты
У компании есть своя система обслуживания парка, которая насчитывает 74 сервисных центра и более трех тысяч технических специалистов (по состоянию на 30 сентября 2022-го). Всю информацию о техническом состоянии самокатов они получают в сервисном приложении, разработанном самой компанией. Туда данные поступают в режиме реального времени со встроенных в самокаты IoT-модулей. Благодаря им компания также может оперативно получать информацию о разрядке самокатов и направлять к ним заряженные батареи (каждую секунду заменяется две батареи). Отсюда высокий процент парка, доступного для бронирования (81%, по данным за девять месяцев 2022-го).
Благодаря собственной богатой технической экспертизе компания планирует в этом году запустить первый центр восстановления самокатов до состояния «как новый». Таким образом она может увеличить срок службы самокатов до пяти лет против текущих трех и повысить операционную эффективность бизнеса.
А еще хочется отметить, что высокие технологии делают самокаты Whoosh поистине смарт-девайсами. Например, они не разгоняются быстрее нормы, установленной в том или ином районе, городе. Более того, они придерживаются скоростного режима, соответствующего уровню вождения пользователя (перед поездкой в приложении можно выбрать «новичок» или «опытный пользователь»). К слову, для новичков существуют офлайн-школы вождения от Whoosh.
Высокая клиентоориентированность
Во-первых, тут хочется отметить понятное и удобное мобильное приложение, что, кстати, подтверждается высокими оценками в магазинах приложений (4,9/5 в App Store и 4,4/5 в Google Play). Оно позволит найти ближайшие самокаты, посмотреть их уровень заряда и доступное время для их использования, а также построит оптимальный маршрут до выбранного самоката. Компания уже разрабатывает и навигацию во время поездки на самокате. А пока приложение поможет еще и не допустить ошибок при парковке.
Во-вторых, стоит отдельно упомянуть службу поддержки, которая работает 24/7 и обрабатывает вопросы по телефону, в мобильном приложении и соцсетях. Скорость ответа в среднем занимает менее трех минут. Такая оперативность достигается за счет разделения на команды по различным видам обращений и задач (SOS-отдел для обработки запросов при авариях, отдел по работе с жалобами на приложение и т. п.).
Рынок кикшеринга в России
Какое место на рынке мобильности занимает
По сути, рынок кикшеринга зародился в России пять лет назад. К 2021 году его объем достиг 9 млрд рублей. Для такого короткого периода цифры довольно внушительные. Но это капля в море в рамках всего рынка мобильности России, объем которого достигает 1,6 трлн рублей, по данным консалтинговой компании Б1 (ранее Ernst & Young). Очевидно, что рынку аренды электросамокатов есть куда расти.
Б1 прогнозирует, что он будет расти в среднем на 60% в год в течение ближайших пяти лет и к 2026-му достигнет 96 млрд рублей. Его доля на рынке мобильности приблизится уже к 5%
Какие драйверы роста
Рост популярности электросамокатов для преодоления коротких дистанций (до 8 км) в черте города
Согласно отраслевому отчету McKinsey, более 60% поездок в мире совершается на дистанции менее 8 км.
Из них 35% поездок совершаются на общественном транспорте
Для его развития в России есть потенциал, но все же высокая загруженность, фиксированный маршрут и жесткий график заставляют обращать внимание на альтернативы, в том числе электросамокаты
Еще 30% на частном авто
По уровню комфорта такие поездки, конечно, превосходят поездки на электросамокатах. Но они могут быть дороже из-за расходов на бензин, а также менее эффективными из-за риска встать в пробку и/или не найти парковочное место
Еще 25% приходится на преодоление коротких дистанций пешком или на велосипеде
Дистанцию в 1 км и менее целесообразно пройти пешком, но для более длинных маршрутов лучше подойдет электросамокат — он поможет сэкономить время и силы. Велосипед в данном случае может быть менее привлекательным видом транспорта, ведь он требует определенных навыков, создает физическую нагрузку и езда на нем считается более опасной, чем на электросамокате
Оставшиеся 10% проходят на такси и каршеринге
Здесь недостатки аналогичны тем, которые характерны для поездок на личном авто (риск встать в пробку и более высокие расходы, чем при аренде электросамоката)
Да, электросамокаты не смогут полностью заменить все вышеуказанные виды транспорта, ведь у них тоже есть свои недостатки. Например, электросамокаты трудно использовать в непогоду и невозможно при низких температурах (ниже 0—5°C). А еще на них нельзя перевозить грузы. Однако их можно использовать в сочетании с другими видами транспорта. Так, от дома до метро добраться на самокате, далее — на метро, а от метро до работы — вновь на самокате. Взрывной рост сервисов кикшеринга и распространение личных самокатов создают эффект снежного кома: пешеходы, водители и пассажиры понимают, что короткие дистанции можно преодолеть быстрее, безопаснее и экологичнее. McKinsey рассчитали, что к 2030 году около 10% поездок на дистанцию менее 8 км в мире люди будут преодолевать на электросамокатах. Речь о 500 млрд поездок.
Электросамокатов становится все больше, но их все еще недостаточно
Сейчас в России на тысячу человек приходится в среднем три самоката, тогда как в европейских городах даже с явно выраженным зимним сезоном (Хельсинки и Осло) этот показатель выше десяти. То есть потенциал роста в России есть. Кроме того, в России свыше 170 городов с населением более 100 тысяч человек, при этом около половины из них все еще остается без сервисов кикшеринга.
Высокая доля пользователей интернета через смартфоны
В России это показатель достигает 91%. Получается, что практически у каждого интернет-пользователя есть возможность воспользоваться услугами кикшеринга.
Постепенное улучшение городской инфраструктуры и доступной среды
Постепенно повышают качество дорог, создают велодорожки, пандусы и прочие удобства для передвижения на малом колесном транспорте.
Создание законодательной базы
Транспортная стратегия РФ до 2030 года включает пункт о развитии микромобильности (к этому сегменту относятся электросамокаты). Более того, в октябре этого года правительство РФ на федеральном уровне выделило средства индивидуальной мобильности (СИМ, которые включают электросамокаты) в отдельную категорию ПДД, а также установило, что:
1. Движение по тротуару и велодорожке разрешено;
2. Максимальная скорость — 25 км/ч;
3. Перемещение СИМ вместе с пешеходами допустимо, если вес СИМ менее 35 кг;
4. Для управления электросамокатами не нужны права;
5. Движение по правому краю проезжей части разрешено, если тротуар недостаточно широк и поток машин движется медленнее 60 км/ч.
На какие показатели обратить внимание
Количество пользователей
Активная клиентская база российских сервисов кикшеринга стремительно растет: с нескольких сотен тысяч в 2019 году до 10 млн в 2021-м, согласно рыночному исследованию Б1. В ближайшие пять лет ускоренный рост продолжится — в среднем на 27% в год, до 33,6 млн активных пользователей в 2026 году.
И это не максимум, судя по численности и возрастному составу населения России, а также по уровню урбанизации в стране. Число активных пользователей сервисами кикшеринга может увеличиться еще на 60% с прогнозного на 2026 год значения, до 54 млн человек.
Как складывалась база потенциальных пользователей кикшеринга в 2021 году
Частота поездок
С развитием инфраструктуры кикшеринга и формированием привычки перемещаться на электросамокатах из пункта А в пункт Б (транспортный сценарий) число поездок, совершенных одним пользователем, последовательно растет. Если в 2021 году речь шла о пяти-шести поездках в год, то к 2026-му можно уже говорить о 16 поездках в год.
Количество поездок на активного пользователя в 2021–2026 гг. будет расти в среднем на 24% в год
Количество поездок
Общее число поездок на электросамокатах, арендованных через сервисы кикшеринга, в России увеличится в десять раз за период 2021–2026 годов. Это важный показатель для расчета выручки (всей отрасли либо отдельных операторов).
Рост числа активных пользователей и популярности самокатов транслируется в рост числа поездок на 58% в год в 2021–2026 гг.
Стоимость поездок
Увеличение доли поездок по транспортному сценарию (к определенному пункту назначения) приводит к росту числа поездок и сокращению их длительности. Это в конечном счете давит на средний чек за поездку. На него также давит и модель подписок, которая отменяет фиксированную плату за начало каждой поездки (это одна из моделей монетизации в том числе и у Whoosh). О промоакциях тоже забывать не будем. Поэтому в среднесрочной перспективе (до 2024 года) мы, скорее всего, увидим снижение средней стоимости поездки. Она может вернуться к росту по мере стабилизации баланса спроса и предложения на рынке.
Средняя стоимость поездок будет расти не так быстро
Выручка
В ближайшие пять лет российские сервисы кикшеринга могут нарастить доходы примерно в десять раз, приблизившись к 100 млрд рублей в 2026 году. Среднегодовой рост выручки отрасли составит +60% и быстрее будет только в этом и следующем годах (+122% и +100% соответственно).
Выручка отрасли кикшеринга в РФ в 2021–2026 гг. будет расти в среднем на 60% в год
Какие позиции занимает Whoosh
Российский рынок кикшеринга довольно консолидированный. Более 80% рынка занимают два игрока — Whoosh и Urent. Причем их бизнес-модели сильно различаются. Лидер рынка, Whoosh, берет на себя все: от разработки ПО до технического обслуживания своего парка. Разве что самокаты самостоятельно не производит, хотя к 2024–2025 годам все-таки планирует представить съемную батарею собственной разработки. Единственный регулярный доход — это денежный поток от своего сервиса кикшеринга. Временами получает доход от реализации товаров (продает самокаты). А вот Urent делает большую ставку именно на развитие франчайзинговой сети, продавая свои самокаты другим операторам. Поэтому еще около 14% отраслевой выручки раздела «прочие» относится к франшизам Urent (таким образом, на бренд Urent приходится около 36% рынка).
Остальное занимают E-motion, Яндекс Go, Карусель, Рушеринг, Molnia. Среди них серьезную конкуренцию двум лидерам может навязать только Яндекс. Он вышел на рынок самокатов совсем недавно (в 2021 году), поэтому пока не успел занять существенную долю на рынке. Но клиентская база его экосистемы насчитывает десятки миллионов человек, которых можно вовлечь в кикшеринг. А еще у компании огромные ресурсы, которые позволили ей запросто увеличить парк только за 2022-й в четыре раза (с 5 тысяч до 20 тысяч самокатов).
Хочется отдельно поговорить о прибыльности. Большинство российских сервисов кикшеринга работают в плюс. Играет на руку взрывной рост спроса, а также сравнительно небольшая стоимость электросамокатов (существенно дешевле авто) при довольно приличной стоимости поездки на них (может быть ненамного дешевле поездки на такси или каршеринге). У Whoosh рентабельность вообще находится на другом уровне из-за операций преимущественно in-house. За 2021 год лидер рынка заработал 1,8 млрд прибыли (до налогообложения), а маржа составила аж 44%. Более высокой маржой может похвастаться только E-motion (51%), но ее прибыль практически в 40 раз меньше. Второй номер на рынке по выручке, Urent, работает на грани безубыточности, практически не зарабатывая прибыль.
Маржинальность операторов
Самые крупные игроки за рубежом (сервисы Lime, Bird, Helbiz) не показывают положительную маржу даже на уровне EBITDA. Это во многом связано с наличием смежных сервисов (например, велошеринг) и высокой конкуренцией. Даже при более высоких расходах (на оплату труда, техническое обслуживание, логистику, эквайринг) зарубежные сервисы могут выполнять поездки по ценам, сопоставимым с российскими (средние цены находятся на одном уровне, примерно $2—3).
Результаты деятельности Whoosh
Операционные
В течение всего времени существования Whoosh показывает мощный рост как операционных, так и финансовых результатов. К компании, как к главному игроку на рынке, применимы все отраслевые тренды. Число пользователей и уровень их активности растет, благодаря чему увеличивается количество поездок.
Однако сохранять стремительные темпы роста на том же уровне в будущем будет уже проблематично из-за большего масштаба бизнеса. Компания столкнется с проблемой высокой базы сравнения, при которой абсолютные значения хоть и продолжат расти, но темпы роста начнут замедляться и уступать тем, что будут показывать более мелкие игроки. Например, прогноз Б1 предполагает рост числа поездок на российском рынке кикшеринга на 138% г/г в 2022-м, а у Whoosh мы ждем +102% г/г (за первые девять месяцев 2022-го, которые включают самый горячий сезон для бизнеса кикшеринга — весну-осень, Whoosh отчиталась о росте числа поездок на 105% г/г). Лидер уже отстает от рынка, и в этом нет ничего удивительного. Рынок растет быстрее за счет еще более мелких и динамичных региональных игроков, а также за счет Яндекса, который занялся электросамокатами только в 2021-м и в этом году активно наращивает этот бизнес. Поэтому мы ждем, что доля Whoosh на рынке по числу поездок снизится с 47% в 2021-м до 24% в 2026-м.
Сегментация российского рынка кикшеринга будет расти, но Whoosh продолжит оставаться лидером по количеству поездок
Теперь о среднем чеке. Whoosh активно увеличивает долю поездок по транспортному сценарию (до 77% по итогам девяти месяцев 2022-го). В целом поездок становится больше, но они все короче. Помимо этого, Whoosh с 2021-го предлагает пользователям формат подписки, которая позволяет экономить на поездках. Все это приводит к снижению средней стоимости поездки. По итогам первых трех кварталов 2022-го она упала уже до 125 рублей — это существенно ниже отраслевого прогноза в 163 рубля. Далее средняя стоимость поездки должна вернуться к росту, но он будет все еще вдвое медленнее инфляции. Во-первых, спрос на поездки на электросамокатах менее эластичен, чем на среднюю потребительскую корзину продуктов. Во-вторых, конкуренция на рынке кикшеринга будет усиливаться, что будет давить на цены.
Средняя стоимость поездки на Whoosh ниже за счет модели подписки и реализации транспортной модели
Финансовые
У нас есть прогноз количества поездок и средней стоимости поездок. Значит, мы можем подсчитать прогноз выручки от основного вида деятельности — кикшеринга. Однако отметим, что средняя стоимость поездки включает еще и среднюю стоимость страховки. Нам надо исключить ее, чтобы рассчитать прогноз выручки только от кикшеринга. Страховка занимает чуть больше 4% в средней стоимости поездки. Исключив ее, получаем рост выручки Whoosh от кикшеринга в среднем на 35% в год в течение ближайших пяти лет. А вот рынок будет прибавлять по 60% в год. Whoosh снова немного уступает из-за эффекта высокой базы.
Другой источник выручки Whoosh — это доходы от перепродажи самокатов своим дочерним структурам, которые оператор консолидировал недавно в Казахстане и Беларуси. После 2022 года компания планирует прекратить осуществлять эту деятельность. Это должно позитивно отразиться на маржинальности бизнеса, поскольку перепродажа не приносила прибыли.
А еще компания зарабатывает на продаже страховок и подписок на поездки. Суммируя все доходы, получим консолидированную выручку, которая будет расти практически так же быстро, как и доходы от одного только кикшеринга, — на 34,6% в год в ближайшие пять лет.
Консолидированная выручка Whoosh будет расти сопоставимыми темпами — в среднем на 34,6% в год в 2021–2026 гг.
Основные статьи расходов Whoosh, которые напрямую связаны с поездками
Ремонт и техобслуживание
Есть прямая корреляция между этой статьей расходов и объемом парка: чем больше парк, тем больше расходов. Учитывая рост парка в этом году, ждем увеличения этих расходов в выручке от кикшеринга до 15% (с 7% в прошлом году). Также эти расходы зависят от курса юаня, ведь самокаты Whoosh на 80% состоят из деталей китайского производства. Поэтому укрепление юаня будет способствовать увеличению этих расходов.
Зарядка и перевозка
Напрямую зависит от количества поездок: с их ростом увеличивается и эта статья расходов
Банковский эквайринг
Занимает фиксированный процент (3%) от доходов, полученных от кикшеринга
Техническая поддержка пользователей
Эти доходы растут по мере роста клиентской базы и числа поездок
Основные статьи расходов Whoosh, которые напрямую связаны с поездками (в % от выручки от кикшеринга)
Подчеркнем, что высокий спрос со стороны как физических лиц, так и операторов кикшеринга будет поддерживать цены на электросамокаты (с учетом инфляции и укрепления курса юаня). Это может стать дополнительным драйвером капитальных расходов, которые формируются в основном из расходов на покупку электросамокатов. Вслед за CAPEX могут увеличиться и расходы на амортизацию. Все это может давить на маржинальность бизнеса Whoosh. Но мы считаем, что эффект масштаба и самостоятельный ремонт электросамокатов смогут нивелировать этот негативный эффект.
Вслед за ростом капитальных расходов на электросамокаты линейно растут расходы на амортизацию
Более того, рентабельность может даже немного восстановиться после 2022-го. В этом году Whoosh учитывает в доходах сегмент по перепродаже электросамокатов. Как мы писали выше, он приносит выручку, но не прибыль. Поэтому в этом году мы ждем снижения маржи по EBITDA до 40,9%. Но затем оператор откажется от этого вида деятельности, благодаря чему рентабельность может восстановиться до уровня 45—46%.
Маржинальность EBITDA стабилизируется после снижения в 2022 году — до 45,5% в 2026-м
Теперь поговорим о долговых обязательствах. Крупные капитальные расходы в основном покрываются банковскими кредитами. Но в первом полугодии 2022-го компания выпустила облигации на 3,5 млрд рублей, после чего уровень долговой нагрузки (чистый долг/EBITDA) вырос до 1,3х. Мы ждем постепенного снижения этого коэффициента по мере замедления роста капитальных расходов и сохранения роста EBITDA. Мы верим, что компания сможет наращивать операционный денежный поток и финансировать инвестпроекты без привлечения заемных средств.
Прогноз долговой нагрузки
Текущий выпуск облигаций предполагает погашение тела долга только в 2025 году.
Текущий график погашения долга
Дивиденды
Для начала вернемся к отчету о прибылях и убытках. После учета расходов на себестоимость, а также коммерческих, амортизационных, процентных и прочих расходов остается прибыль до налогообложения. Будучи резидентом Сколково, Whoosh с 2020 года не платит налог на прибыль, потому что прибыль будет отрицательной, если учесть капитальные расходы. Когда прибыль, за вычетом CAPEX, выйдет в плюс и за несколько лет накопится 300 млн рублей, Whoosh начнет платить налог на прибыль по ставке 20%. По нашим подсчетам, компания вернется к уплате налога на прибыль в 2024 году.
Однако даже сейчас компанию ничего не удерживает от выплаты дивидендов. Номинально Whoosh зарабатывает чистую прибыль, поэтому может совершать выплаты акционерам. Ее дивидендная политика предусматривает различные дивиденды в зависимости от долговой нагрузки.
Если чистый долг/EBITDA ниже 1,5х
Выплачивается 50% от чистой прибыли
Если чистый долг/EBITDA от 1,5х до 2,5х
Выплачивается 25% от чистой прибыли
Если чистый долг/EBITDA выше 2,5х
Дивиденды не выплачиваются
Пока долговая нагрузка компании ниже 1,5х. Мы прогнозируем, что она не превысит этот уровень и в будущем. А значит, может выплачивать дивиденды в размере половины чистой прибыли.
Рост чистой прибыли при умеренной долговой нагрузке позволит регулярно выплачивать дивиденды
Оценка Whoosh
Чтобы определить таргет для акций Whoosh, мы использовали метод дисконтирования денежных потоков и прогнозы до 2030 года. Для оценки будущих денежных потоков учтем следующие предпосылки.
Российский рынок кикшеринга
Российский рынок кикшеринга в период 2021–2026 годов будет расти в среднем на 60% в год, а затем на 15% в год до 2030-го (15% в год — это средние темпы роста по миру).
Конкуренция
Ужесточение конкуренции приведет к снижению доли Whoosh в общей выручке российского кикшеринга (с 43% в 2021-м до 18% и 17% в 2026-м и 2030-м соответственно).
Международная экспансия
Модель пока не учитывает международную экспансию компании, которая уже началась в Казахстане и Беларуси. Однако эти сегменты компания консолидировала только в третьем квартале 2022-го. Пока они крайне малы по сравнению с основным рынком. Поэтому мы не можем спрогнозировать их развитие.
Число поездок
Число поездок на электросамокатах Whoosh будет расти немного медленнее, чем в среднем по рынку (малым игрокам расти легче, чем уже крупному лидеру). Но цифры все равно впечатляющие: в среднем +38% в год в течение ближайших пяти лет и далее, в период 2027–2030 годов, +9% в год.
Парк электросамокатов
Чтобы прогноз по числу поездок реализовался, Whoosh необходимо нарастить парк электросамокатов с текущих 82 тысяч до 210 тысяч в 2026 году и до 300 тысяч в 2030-м.
Стоимость поездки
Стоимость поездки (даже с учетом страховки) будет расти немного медленнее инфляции (о причинах рассказывали выше). У Whoosh она вырастет с текущих 125 рублей до 141 рубля к 2026-му и до 158 рублей к 2030-му.
Выручка
Выручка Whoosh будет расти в среднем на 34,6% в год в течение ближайших пяти лет, а затем будет прибавлять по 12,3% в год в период 2027–2030 годов.
Маржинальность
Маржинальность по EBITDA после 2030 года стабилизируется на уровне 45—46%.
Прогнозы финансовых показателей
На основе прогнозов, представленных выше, мы рассчитали денежные потоки за 2023–2030 годы, которые затем дисконтировали на WACC, равную 15,6% (доходность облигаций + стоимость акционерного капитала). А еще провели расчет терминальной стоимости бизнеса после 2030 года, исходя из того, что денежные потоки будут расти в среднем на 4% в год (терминальный рост), а WACC будет равна 15,6%.
Оценка бизнеса Whoosh в зависимости от WACC и темпов роста денежных потоков после 2030 года
Прим. Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) — это стоимость привлечения капитала, на которую надо дисконтировать будущие денежные потоки. Она рассчитывается как средневзвешенное между стоимостью долга (в случае с Whoosh это доходность облигаций к погашению) и стоимостью акционерного капитала.
Терминальный рост — это предполагаемые темпы роста свободного денежного потока после прогнозного периода (в данном случае после 2030 года).
В качестве справедливой оценки стоимости бизнеса Whoosh по методу дисконтированных денежных потоков получаем 32,3 млрд рублей. Из них 48% — это денежные потоки за 2023–2030 годы, а оставшиеся 52% — терминальная стоимость бизнеса (после 2030 года). Если вычесть из этой оценки чистый долг компании, получим справедливую стоимость 100%-й доли всех акционеров. Она составит 28,5 млрд рублей
Итоговые оценки стоимости бизнеса и акционерного капитала
Мы также сравнили мультипликаторы с теми, что есть у зарубежных аналогов. Однако большинство иностранных коллег Whoosh только недавно вышли в плюс по EBITDA и не могут показывать сопоставимые темпы роста выручки. Поэтому сравнительный метод мультипликаторов пока не может в полной мере отражать стоимость акционерного капитала Whoosh, которая зарабатывает чистую прибыль с первого года работы и демонстрирует устойчивые двузначные темпы роста продаж.
Мультипликаторы
Итак, почему стоит участвовать в IPO
Единственный способ напрямую вложиться в российский рынок кикшеринга и его рост
За последние пять лет рынок кикшеринга в России вырос с нуля до 9 млрд рублей (по данным за 2021 год). Все больше горожан выбирают электросамокаты как более удобную и экологичную альтернативу общественному транспорту, личному авто, каршерингу или такси, особенно для преодоления коротких дистанций (менее 8 км).
В течение ближайших пяти лет рынок кикшеринга будет расти в среднем на 60% в год, до 96 млрд рублей в 2026-м, прогнозирует Б1 (ранее Ernst & Young).
Условия для роста есть: в России самое большое городское население в Европе (110 млн человек) и высокий процент пользования мобильным интернетом (91% интернет-пользователей).
Whoosh станет первым публичным игроком на рынке кикшеринга. Яндекс во внимание пока не берем, так как аренда электросамокатов для этого IT-гиганта все еще в новинку и пока занимает несущественную долю в бизнесе.
Лидер рынка по выручке, числу пользователей и поездок с широким географическим покрытием
Доля Whoosh на рынке кикшеринга в России по выручке достигла 46% в 2021 году. Для сравнения: ближайший конкурент Urent занял 22% (если не учитывать его франшизы) с выручкой вдвое меньше.
Клиентская база Whoosh насчитывает уже 11,3 млн пользователей (на 30 сентября). Это самый высокий показатель среди российских операторов кикшеринга.
Whoosh активно наращивает географию присутствия и парк электросамокатов. Сервис работает уже в 40 городах трех стран (Россия, Казахстан, Беларусь), а его парк насчитывает около 82 тысяч электросамокатов (на 30 сентября). По этим двум показателям Whoosh уступает только Urent, но это потому, что конкурент делает ставку на количество и активно развивает франчайзинговую сеть. В свою очередь, Whoosh отказалась от идеи франшиз и выбирает качество сервиса, что привлекает большее число клиентов и приносит более высокие доходы.
Качественный сервис и высокая операционная эффективность благодаря собственной технологической платформе и сети сервисных центров
IT-команда Whoosh разработала IoT-модули, которые встраиваются в электросамокаты и в режиме реального времени передают облачной платформе данные об их техническом состоянии, зарядке, геопозиции и поездках. Далее эти данные обрабатываются, и на основе их анализа специалисты Whoosh управляют парком (распределяют по городу, забирают на ремонт, подзаряжают и т. д.).
У Whoosh есть своя система обслуживания парка, которая насчитывает 74 сервисных центра и более трех тысяч технических специалистов (по состоянию на 30 сентября 2022-го).
Благодаря этому электросамокаты Whoosh в большинстве случаев технически исправны и заряжены, а также находятся в шаговой доступности. По данным за девять месяцев 2022-го, 81% парка доступен для использования. Именно поэтому Whoosh может похвастаться самой крупной базой клиентов.
Высокий рост доходов и уровень рентабельности
За три года Whoosh нарастила выручку практически с нуля до около 4 млрд рублей (по данным за 2021 год). По итогам девяти месяцев этого года выручка показала рост на 70% г/г. По нашим оценкам, в течение ближайших пяти лет она будет расти в среднем на 34,6% в год.
С самого начала Whoosh работает в плюс и по EBITDA, и даже по чистой прибыли. По итогам первых девяти месяцев 2022-го маржинальность EBITDA составила 52%, а чистая маржа — 26%. Такой уровень рентабельности один из самых высоких на рынке кикшеринга, причем не только российском, но и глобальном. Ждем, что в ближайшие годы маржинальность EBITDA стабилизируется на уровне 45—46%. Чистая маржа тоже сначала немного снизится, но затем вновь поднимется выше 20%.
Для сохранения прибыльности компания разработала стратегию развития. Она будет повышать уровень проникновения сервиса в 40 городах, где он уже работает. А еще будет проводить экспансию в другие города России и СНГ. В одной только России еще не охвачено более 20 городов с населением свыше 300 тысяч человек. У Whoosh есть отработанная схема выхода на новый рынок (сейчас выход занимает максимум полтора месяца, в Кемерово компания смогла выйти за 20 дней). Для всех городов присутствия компания планирует создать единую платформу, которая позволит повысить монетизацию и качество сервиса, а также оптимизировать операционные процессы и экономить на масштабе.
Whoosh выходит на биржу во многом для того, чтобы привлечь капитал на дальнейшее развитие бизнеса.
Мотивированный менеджмент
Сейчас четырем основателям Whoosh, которые еще и занимают руководящие должности в компании, принадлежит 69% в капитале. Следовательно, чем успешнее компания, тем выше благосостояние ее руководителей. Поэтому менеджмент заинтересован в эффективном управлении компанией.
Ни один из главных акционеров не собирается продавать существенную долю в бизнесе в ходе IPO, что говорит об их уверенности в успехе Whoosh.
Но о рисках забывать не стоит
Ужесточение конкуренции на российском рынке кикшеринга со стороны как крупных федеральных игроков, так и региональных.
Снижение покупательной способности доходов россиян может оказать давление на спрос на услуги кикшеринга. В первом квартале 2022-го реальные располагаемые доходы россиян упали на 1,2% г/г, во втором — на 0,8% г/г, а в третьем падение ускорилось до 3,2% г/г. По итогам всего года Минэкономразвития ждет падения на 2,2% г/г. В следующем году уже ждет роста на 1,6% г/г, но он, если и случится, то, вероятно, будет связан с низкой базой 2022-го и будет все равно ниже докризисного уровня.
Регуляторные риски. Рынок кикшеринга все еще молодой, поэтому правовая база относительно него продолжает формироваться. В 2021 году уже была волна ограничений (скорости и зон эксплуатации). В Москве действует еще ограничение на максимальное количество электросамокатов (всего на город и на одного оператора). Распространение такого ограничения на регионы, а также другие регуляторные требования в будущем могут негативно влиять на возможности и финансовые показатели компании.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу