IPO по-русски: выгодно ли инвесторам в них участвовать » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO по-русски: выгодно ли инвесторам в них участвовать

15 декабря 2022 Тинькофф Банк Шаболкин Сергей
На фоне нестабильной экономической ситуации компания Whoosh решила разместить свои акции на Московской бирже. Мы решили узнать, как поживали ее IPO-предки и какую доходность они приносили инвесторам.

В статье рассмотрим три сценария: участвуем в IPO и продаем акции в первый день; покупаем акции в первый день, но не на IPO, и продаем к концу дня; держим акции, взятые на IPO, в течение нескольких недель или месяцев.

Участвуем в IPO

Если бы инвестор участвовал в размещении российских акций на IPO и продал их в первый торговый день, то мог бы получить серьезную доходность за краткосрочный период даже с учетом комиссий и налогов.

Данные платформы Dealogic за период с 1999 по 2013 год показали дневную доходность 3,3% для российских IPO. Исследование IPO за 2005—2013 года показало доходность 7,4%.

Средняя доходность российских акций в первый день IPO, если инвестор участвовал в размещении акций с 2005—2013 года

IPO по-русски: выгодно ли инвесторам в них участвовать


Я собрал данные по 22 размещениям российских компаний с 2014 по 2021 год, которые либо напрямую размещались на Московской бирже, либо размещались на нескольких биржах, включая Московскую. Российские компании, которые разместили акции только на иностранных биржах, я не рассматривал.

Недавние размещения также показали высокую доходность при покупке акций на IPO и при продаже по цене открытия торгов или цене закрытия первого дня.

Средняя доходность акций в первый день IPO, если инвестор участвовал в размещении акций с 2014 по 2021 года



Проблема в том, что большая часть размещений идет с lock-up-периодом — это время, в течение которого владелец акций не может продать их. Обычно это 90—180 дней.

Большую часть доходности инвестор получил бы только в теории. Поэтому узнавайте перед инвестициями в размещение, есть ли lock-up-период в конкретном выпуске ценных бумаг.

Есть способ обойти ограничение: на одном счете участвовать в размещении акций, а на другом — открыть короткую позицию по этим же акциям в первый торговый день, чтобы зафиксировать разницу. Тут возникает другая проблема: стоимость короткой позиции.

Инвестор вложил в IPO 100 тысяч рублей и хочет зафиксировать 5% роста с цены размещения. На другом счете он открывает короткую позицию на 100 тысяч рублей сроком на 180 дней.

Инвестор использует активы, предоставленные брокером, поэтому должен платить комиссию за каждый день, пока открыта короткая позиция. В случае Тинькофф это будет 60 Р × 180 = 10 800 Р. То есть короткая позиция съест всю доходность и участвовать в IPO будет невыгодно.


Проблема российских IPO в разнице между ценой первого торгового дня и ценой размещения, а также в высокой стоимости коротких позиций. Если в России доходность первого дня составляет 3—7%, то в США — 17,5%.
Торгуем в первый день

Если бы инвестор не участвовал в IPO, а покупал акции в начале дня и продавал в конце, то он получил бы среднюю доходность в 0,3%. Это данные за период с 2014 по 2021 год. Доля доходных сделок составила 23%.

Если для сравнения брать результат индекса Мосбиржи в дни размещений, то его средняя доходность составила −0,2%.

Удерживаем долгосрочно

Долгосрочно IPO в среднем не приносили серьезной доходности инвесторам ни как отдельная инвестиция сама по себе, ни тем более в сравнении с индексом Мосбиржи. То есть инвесторам легче было вложиться в индекс за тот же период.


Медианная доходность акций на Мосбирже с момента IPO с 2014 по 2021 год


Медианная доходность акций на Мосбирже с момента IPO за вычетом доходности индекса Мосбиржи с 2014 по 2021 год

Медианная и средняя доходность акций на Мосбирже исходя из покупки по цене размещения



Доходность акций исходя из покупки по цене размещения за вычетом доходности индекса Мосбиржи за тот же период



Что в итоге

Среднее IPO дает удручающие результаты: не заработать ни на росте, ни на падении. Но это ситуация в среднем.

Были яркие размещения с серьезным ростом, такие как «Светофор-групп» или Ozon, и не менее серьезным падением — как это было с НКХП и «Совкомфлотом». Поэтому стратегия для инвесторов, интересующихся IPO, одна: анализировать бизнес компании, искать аналоги, сравнивать с ними и оценивать будущее размещающейся фирмы.

В IPO имеет смысл входить, если в нем нет lock-up-периода: можно попытаться поучаствовать в размещении и продать акции в первый же день.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter