Мучительная смерть моллов. Каждый второй сейчас в зоне риска, разорения и сноса. А, это 4 млн сотрудников и 100 млрд руб. налогов в год. » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мучительная смерть моллов. Каждый второй сейчас в зоне риска, разорения и сноса. А, это 4 млн сотрудников и 100 млрд руб. налогов в год.

15 декабря 2022 Колесников Андрей
Фото. Манекены в закрытом магазине Monki в торговом центре «Атриум»
Тема “@ опа в нашей экономике” настолько огромна, что у меня набралось множество материала про кризис и в других отраслях экономики:

в энергетике

дорожном, жилом строительстве

образование и науке

на рынке труда

в экономических отношения с Китаем и ближним Зарубежьем.

Отметьте какие из этих тем для Вас наиболее актуальны и я подготовлю аналитический обзор об этом секторе экономике.

Под угрозой каждый второй торговый центр. С уходом из России международных брендов моллы потеряли крупных арендаторов и, соответственно, существенную часть доходов. Тем временем налоговая нагрузка, платежи по кредитам и коммунальным услугам растут.

Россияне оценили преимущества покупок «не выходя из дома» и посещаемость моллов к доковидному уровню так и не вернулась.

После начала СВО западные бренды – основные арендаторы ТЦ – стали сворачивать бизнес в России: вначале приостановили работу, продолжая платить за используемые площади, затем закрыли магазины.

С уходом крупных арендаторов заметно сократился поток покупателей в торговых центрах.

IKEA, H&M, Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius плюс ряд других магазинов занимали до 40% площадей торговых центров и привлекали сотни и тысячи посетителей моллов.

Полностью заместить крупные ушедшие бренды отечественными и иностранными (в частности, китайскими и турецкими) не удалось, в торговых центрах остаются пустующие помещения.

А чем больше свободных квадратных метров, тем меньше доходов у ТЦ.

При этом сокращение трафика явилось поводом для оставшихся арендаторов просить скидку за аренду.

Размер скидки в среднем варьируется от 5% до 15%. Но если речь, например, о каком-нибудь крупном продуктовом или строительном супермаркете, куда приходят много людей, то тогда дисконт больше. Некоторые ритейлеры выбивают себе скидку 30% и даже 50%. Владельцы ТЦ соглашаются на такие условия, чтобы не допустить появления пустых площадей. Однако, как правило, игра не стоит свеч: вернуть доковидные цифры арендной выручки не получается.

Несмотря на предновогодний всплеск трафика, стабильного увеличения продаж в торговых центрах не ожидают. Одни покупатели на фоне экономической неопределенности предпочитают потуже затянуть пояса, другие приходят в ТЦ, чтобы сравнить товары, заказанные на онлайн-площадках.

Существенную часть трафика обеспечивали зрители кинотеатров, базировавшихся в моллах.

Сокращение репертуара фильмов, отсутствие громких премьер привело к тому, что все чаще залы закрывают или переформатируют под повторный прокат. Меньше посетителей и в фитнес-клубах, которые расположены в ТЦ.

Доходы моллов по итогам 2022 года могут упасть на 35–45% относительно доковидного 2019-го. Для сравнения: в 2020-м, когда действовал режим самоизоляции, доходы ТЦ просели на 20%.

Между тем расходы моллов продолжают увеличиваться. И здесь большая часть приходится на фискальную нагрузку – земельный налог (за участок, где расположен торговый комплекс и его инфраструктура) и налог на недвижимость.

Сложнее всего приходится столичным торговым центрам. В прошлом году кадастровая стоимость коммерческой недвижимости в Москве увеличилась на 4–8%, соответственно, на столько же выросли имущественные налоги, которые ТЦ должны будут заплатить.

Иногда фискальная нагрузка торговых центров достигает 20–30% от оборота, что бьет по карману любого хозяйствующего субъекта. Если рассматривать ТЦ как инвестиционный проект, говорят эксперты, то в нынешних условиях доля налогов должна составлять 7–10% от выручки. В регионах ситуация чуть лучше, но расходы также растут.

Существенные суммы уходят на закрытие долгов перед банками. Во всем мире строительство торговых центров обходится недешево, и Россия не исключение. На возведение огромного комплекса нужны денежные вливания. За ними, как правило, обращаются в кредитные учреждения.

Сектор торговых центров – один из самых закредитованных.

В структуре расходов большинства ТЦ в среднем 30–50% – это банковские ссуды.

Плюс траты на коммунальные услуги – 10–15%. К ним прибавляется оплата труда сотрудников, начиная от охраны и клининга и заканчивая руководителями.

Кроме того, необходимо приобретать комплектующие к оборудованию, которые из-за санкций подорожали в два-три раза. Причем на определенных вещах экономить нельзя. Например, на лифтах, эскалаторах и противопожарных системах.

В таких условиях ТЦ с каждым днем все сложнее удержаться на плаву. На продажу уже выставили 200 комплексов, еще порядка 80–100 к ним присоединится в ближайшее время.

Цена на объекты варьируется в диапазоне от 1 млрд до 8,3 млрд рублей.

Варианты дальнейшей судьбы торговых комплексов:

1. Переход в руки другого девелопера, который сможет вложить средства в объект и вдохнет в него новую жизнь. Например, поменяет концепцию. Также возможен большой передел зон влияния там, где в одной локации расположены как минимум два конкурирующих ТЦ.

Если раньше они делили между собой пространство, то теперь пойдет борьба за выживание. Рано или поздно крупный молл перетянет трафик, арендаторов, а потом и прибыль другого. Тем самым подтолкнет конкурента к банкротству. Поэтому каждый второй молл сейчас в зоне риска.

2. худший сценарий развития событий – продажа обанкротившегося комплекса по частям, а также его изъятие под другие нужды или снос. Тренд на продажу небольших ТЦ уже сейчас наблюдается во многих российских регионах.

Причем зачастую их выкупают по стоимости земельного участка, чтобы затем на этом месте начать строительство, например, многоквартирных домов.

Не позавидуешь прежде всего районным торговым центрам, которые раньше неплохо зарабатывали благодаря удобному расположению. Однако они морально устарели, и сейчас, когда необходимо кардинально менять концепцию, им приходится тяжелее всего.

С каждым днем у моллов возрастают риски разориться. Поэтому владельцы ТЦ обратились к властям регионов с просьбой о поддержке «в связи с глубокими изменениями» на рынке.

В списке мер по поддержке торговых комплексов:

— предоставление налоговых послаблений,

— заморозка кадастровой стоимости,

— льготные тарифы коммунальных услуг.

Таким образом возместить потери по арендой выручке не получится, однако вполне можно сократить расходы.

Власти понимают, что банкротство ряда торговых центров чревато потерями для экономики. Прежде всего, бюджет недосчитается поступлений от налогов. К тому же увеличится безработица. Рабочие места сократятся не только в торговле, но и в смежных отраслях, таких как логистика, реклама.

Крупные ТЦ обеспечивают занятость 4 млн россиян и выплачивают налоги в размере более 100 млрд рублей в год.

А в среднесрочной перспективе банкротство ТЦ может также привести к сокращению производства различных товаров: когда нет спроса, бизнес производит меньше, на пополнение складов никто работать не будет.

Пост написан на основе статьи журнала “Профиль”

(C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter