Ёсисуке Айкава родился 6 ноября 1880 г. в японском городе Ямагути. Мать будущего предпринимателя принадлежала к аристократическому роду и была племянницей влиятельного политика Иноуэ Каору. В 1903 г. Ёсисуке окончил Императорский университет Токио. Первым местом работы новоиспечённого инженера стала компания Shibaura Seisakusho, на базе которой со временем будет сформирован холдинг Toshiba. Размер заработной платы начинающего инженера оставлял желать лучшего, однако Ёсисуке накопил на мечту — поездку в США. В течение нескольких месяцев в Америке Айкава изучал технологию ковки чугуна.
Вернувшись в Японию, Ёсисуке обратился за помощью к дяде своей матери. Политик поддержал идею запуска литейного завода. В 1909 г. Айкава стал владельцем литейного производства «Тобата» в городе Китакюсю, которое функционирует по сей день. Компания развивается под названием Hitachi Metals Company Ltd.
В 1928 г. Ёсисуке сменил своего родственника Фусаносукэ Кухару на посту президента компании Kuhara Mining и переименовал её в Nippon Mining Metals Company. Фусаносукэ, оставив бизнес на попечение Айкавы, сосредоточился на политической карьере. Кухаре наладил деловые отношения с военными чиновниками и Гиити Танакой, незадолго до его назначения на пост премьер-министра Японии. В дальнейшем Ёсисуке использовал политические связи родственника для укрепления и расширения бизнеса.
Гиити Танака
Формирование Nissan
Через некоторое время Nippon Mining Metals Company превратилась в Nissan. Хотя холдинг был официально зарегистрирован в 1931 г., а транспортное подразделение — в 1933 г., история бренда началась в 1911 г.
Первым кирпичиком будущей автоимперии стал автомобильный завод Kwaishinsha Co, основанный в Токио пионером японского автопрома Масухиро Хасимото в 1911 г.
Масухиро Хасимото
Спустя три года на базе завода начался выпуск машин под брендом Dat Car. Такое название Хасимото выбрал неслучайно. Dat представляло собой сочетание первых букв имён трёх спонсоров завода — Кенхиро Дена, Рокуро Аойамы и Мейтаро Такеучи. Кроме того, в переводе с японского Dat означает «проворный». Автомобили этой марки отличались маневренностью и быстротой. Машины Dat развивали скорость до 32 км/ч, что на тот момент было значительным показателем.
В 1926 г. предприятие Kwaishinsha Co провело сделку слияния с компанией Jitsuyo Jidosha, в результате которой запустилось производство Dat Jidosha Seizo Co. Jitsuyo Jidosha. Компания, ставшая предшественницей Nissan, была основана в 1919 г. в Осаке и занималась производством автомобилей Gorham. Модель названа в честь Вильяма Горхэма, американского инженера, который работал над дизайном машин Jitsuyo.
Dat Jidosha Seizo Co — совместное производство Jitsuyo и Kwaishinsha — стало частью компании Айкавы Tabata, которая в 1931 г. трансформировалась в Nissan. Холдинг получил право выпускать машины Dat. В 1933 г. автомобильное направление выделилось в самостоятельную компанию под названием Nissan Motor Co. Ltd. Спустя год завершилось строительство первого завода Nissan Yokohama Plant.
Маньчжоу-Го
В 1931 г. Айкава расширил холдинг Nissan, скупив акции 132 компаний. В результате дзайбацу (один из крупнейших холдингов Японии) Ёсисуке пополнили Nissan Motors, Isuzu, NEC Corporation, Nissan Chemicals, Hitachi, Nichiyu Corporation, Nissan Marine Insurance, Nissan Mutual Life Insurance и другие организации. На тот момент эти компании считались лидерами в сфере технологий.
В 1937 г. Айкава переехал в Маньчжоу-Го по приглашению своего родственника Нобусукэ Киси. В рамках программы промышленного развития региона предприниматель основал штаб-квартиру Nissan в Маньчжоу-Го и перенёс туда часть производственных мощностей. Спустя несколько лет на базе филиала образовалась компания Manchurian Industrial Development.
В должности президента Manchurian Industrial Айкава за три года выполнил два пятилетних производственных плана в соответствии с экономической и промышленной политикой военного идеолога Наоми Хосино. В отличие от идейного предводителя промышленников, Ёсисуке считал, что монополизм ускорит развитие Японии. Айкава утверждал, что японская промышленность не готова к капитализму и неизбежно проиграет иностранным компаниям в условиях свободного рынка. При этом Ёсисуке получил финансирование от американских производителей стали.
Политические взгляды Айкавы также были категоричны. Предприниматель негативно отзывался о Тройственном пакте и убеждал политиков, что нацистская Германия проиграет во Второй мировой войне. Ёсисуке поддержал план Фугу и курировал расселение еврейских беженцев на территории Маньчжоу-Го в период войны.
Упор на автомобилестроение
Ёсисуке считал автомобилестроение отраслью, способной вывести на новый уровень японскую экономику, поэтому постоянно работал над развитием Nissan Motors. Ещё в 1934 г. Айкава наладил экспорт Nissan Datsun в страны Азии, а также Центральной и Южной Америки. Немного позже продукция концерна вышла и на австралийский рынок.
В 1935 г. Ёсисуке отказался от использования иностранных комплектующих, а также внедрил на производстве автомобилей автоматический пресс для кузовных панелей. В результате снизилась доля ручного труда, что ускорило развитие японского автопрома.
Популяризации бренда способствовало появление корпоративной символики (красного круга на голубом фоне) и слогана «Искренность приносит успех». Позже компания стала использовать девиз «Восходящее солнце — флаг, Datsun — автомобиль, который выбирают».
В 1939 г. Айкава пополнил модельный ряд Dat Nissan крупногабаритными машинами Nissan Type 70, автобусом Type 90 и фургоном Type 80. В 1943 г. он ввёл в эксплуатацию новый завод Yoshiwara Plant, однако из-за войны деятельность предприятия пришлось остановить.
Nissan Type 70
Nissan Type 90
Возвращение в Японию
В 1942 г. Айкава добровольно покинул пост председателя Manchurian Industrial Development Company. Капитуляция Японии обернулась для него арестом, судом и тюрьмой. Однако американские оккупационные власти не доказали причастность бизнесмена к военным преступлениям. Через 20 месяцев после заключения под стражу Айкава вышел из тюрьмы Сугамо. Дело против предпринимателя развалилось до окончательного судебного заседания, но 20-месячного отсутствия руководителя на рабочем месте хватило, чтобы его бизнес-империя пошатнулась.
В 1944 г. Айкава перенёс центральный офис Nissan из Йокогамы в Токио. Спустя год восстановилось производство грузовиков, а в 1946 г. предприятие вернулось в Йокогаму. Ёсисуке запустил крупный исследовательский проект, нацеленный на производство оборудования для текстильной промышленности. В 1947 г. возобновился выпуск Datsun.
Чтобы ускорить процесс послевоенного восстановления бизнеса, Айкава наладил сотрудничество с британским автопроизводителем Austin Motors и купил часть акций Minsei Diesel Motor Co в 1950 г.
В 1951 г. с конвейера Nissan сошёл первый Austin. За ним последовал Patrol — дебютный японский внедорожник с полным приводом и шестицилиндровым двигателем. Машина разрабатывалась для силовиков, однако стала популярной и среди широкой аудитории. В 1960 г. было выпущено второе поколение Patrol.
Austin Champ, 1951 г.
Nissan Patrol
В 1953 г. на базе заводов Nissan был создан первый профсоюз. Спустя пять лет легковые машины бренда вышли на рынок США. Спрос на автомобили компании значительно вырос после того, как Datsun 210 одержал победу в ралли Australian Mobil Gas Trial, трасса которого считалась одной из самых сложных в мире. В 1960 г. Nissan стала первой японской компанией, которая десять раз получила премию «Приз года» за достижения в сфере инженерии и высокое качество продукции.
Datsun 210
Легендарные авто Nissan
Наладив операционные процессы, Айкава бросил все силы на восстановление японской экономики. Предприниматель выкупил банк, нацеленный на кредитование малого бизнеса, и возглавил нефтяные холдинги Teikoku и Japan Petroleum Exploration Company. В 1953 г. Айкава вошёл в Палату советников Японии.
Дружеские отношения с премьер-министром Нобусукэ Киси помогли Ёсисуке ускорить принятие закона об экономическом контроле, а также сформировать сообщество представителей малого и среднего бизнеса
Во второй половине 50-х гг. японская аудитория предпочитала иностранные машины, хотя и признавала успех Datsun. Зная о том, что жители страны не доверяют тормозам отечественных авто, Ёсисуке усилил тормозные системы Nissan и сделал управление более лёгким. Это нововведение помогло усовершенствовать модель Bluebird. Теперь надёжная, долговечная и вёрткая машина начинала торможение, стоило водителю только коснуться педали. В 1960 г. на рынок вышел Nissan Cedric, названный в честь героя известного рассказа Little Lord Fauntleroy. Cedric и Bluebird моментально стали любимцами японских автовладельцев. Во время Олимпиады 1964 г. в Токио на Nissan Cedric перевозили олимпийский огонь.
Nissan Cedric
Nissan Bluebird
С 1959 г. по 1961 г. Айкава запустил три завода в Австралии, Мексике и Тайване, а к 1965 г. были достроены предприятия Oppama и Zama Plant. Спустя год холдинг выкупил компанию Prince Motor, после чего бренд начал выпускать модели Skyline и Gloria. Последняя считалась самым комфортным и мощным японским автомобилем своего времени.
Nissan Gloria
Шасси Gloria не требовали смазки на первых 30 тыс. км пробега, так как инженеры Nissan разработали грязеотталкивающие материалы для шаровых опор. Благодаря этому изобретению холдинг получил «Техническую награду от Общества автомобилестроителей».
В 1965 г. компания выпустила хит продаж — Skyline 2000GT-B (или S54B). Машина этой модели выиграла все туры японских ралли, оставив позади иностранные спорткары. Во второй половине 60-х гг. началась массовая автомобилизация Японии, благодаря чему на пике популярности оказалась Nissan Sunny. Привлекательный вид и доступная цена сделали этот автомобиль любимцем молодёжи и семейных пар.
Nissan Skyline
В 1966 г. Nissan Prince R380 в заезде Grand Prix обошёл легендарный Porsche 906, а Nissan Bluebird стал первой японской машиной, победившей в Safari Rally. В 1967 г. компания выпустила дебютный лимузин Prince Royal с двигателем V8 объёмом 6373 см3. Длина автомобиля составляла 6,1 м.
Nissan Prince R380
Nissan Prince Royal
Ёсисуке Айкава умер в 1967 г. Причиной смерти 86-летнего предпринимателя, владельца одного из крупнейших дзайбацу, стало обострение воспаления желчного пузыря. Человек, который восстановил японскую промышленность, похоронен на кладбище Тама недалеко от Токио.
Через год после смерти Айкавы Nissan выпустила Fairlady 2000. Машину высоко оценили иностранные покупатели. Успех холдинга на международном рынке закрепил Datsun 240Z, получивший статус самого продаваемого спорткара 70-х гг. В 1969 г. число экспортируемых машин бренда превысило миллион экземпляров.
Datsun 240Z
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу