Яндекс - уже совсем другая компания » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Яндекс - уже совсем другая компания

25 апреля 2023 ИХ "Финам" | Яндекс Делицын Леонид
Главный технологический хит этого года - искусственный интеллект (ИИ). Раньше не возникало сомнений, что лидер российского рынка ИИ - это «Яндекс». Каждый был, так или иначе, знаком с его поисковой машиной, даже если не ведал, что сортировкой выдачи сниппетов (расширенных ответов) управляет именно ИИ. Никто, в общем, и не претендовал оспорить этот статус. Но теперь, когда стало ясно, что ИИ - это больше чем поиск, на статус главного по ИИ начал претендовать крупный и долгосрочный игрок в виде «Сбера». Наглядным соперничество двух компаний делает соревнование систем цифровой обработки изображений - Kandinsky от «Сбер» и «Шедеврум» от «Яндекса». Кстати, еще в 2016 году всеобщее внимание привлек Artisto от VK, но тогда к теме не было столько интереса со стороны бизнеса.

В том же самом 2016 году мир потрясло известие, о том, что проект OpenAI предложил молодому канадскому ученому Илье Суцкеверу годовую зарплату в 1,9 млн долларов. Тогда, в общем, объясняли, что Суцкевер - аспирант самого Джеффри Хинтона, а значит, один из немногих в мире людей, который понимает, чем глубокое обучение отличается от обычного машинного обучения, и знает, как сделать это быстро. Чтобы было проще понять, говорили, что платят за «большие данные», поскольку в те времена уже было известно, что большие данные - «новая нефть», а искусственный интеллект (ИИ) спрятался в тени.

Теперь, после новости о том, что Microsoft решила вложить в Open AI 10 млрд долларов и ошеломительного медийного успеха чат-бота ChatGPT, никого уже не удивляет, что специалист ИИ может зарабатывать не хуже инфобизнесмена или топового блогера. Теперь хочется знать, как на этом заработать нам, в том числе и «Яндексу»? Сможет ли «Яндекс» как-нибудь упрочить свои позиции благодаря буму ИИ, или, наоборот, теперь придут новые игроки с ChatGPT наперевес, чтобы отнять рынок?

Что же ответил «Яндекс»? Пока поисковик сообщил, что у него есть собственная языковая модель «Яндекса» - YaLM 2.0, не уступающая GPT. И она будет интегрирована с «Поиском», «Алисой», «Почтой» до конца года. Кроме того, «Яндекс» упомянул, что эксперименты по интеграции генеративного ИИ в работу собственного поисковика не привели к улучшению качества поиска.

Вообще-то, я бы сказал, что «Яндексу» не помешало бы менее скромно рассказывать о своих достижениях в ИИ. Но «Яндекс» 26 апреля собирается сделать как бы ровно обратное - провести дискуссию «Как пишущему человеку начать карьеру в IT?» Сходу выглядит, как предложение бросить писать тексты и начать трудиться асессором качества поиска или релевантности ответов ChatGPT. Однако аудиторию привораживают и вопросом «Где редактору или журналисту искать вакансии в сфере IT и есть ли подходящие подразделения в «Яндексе»?» Откуда вытекает, что «Яндексу» нужны пишущие массы, и, возможно, путь компании к своему потребителю пойдет широкой дорогой, вымощенной костями пишущей братии.

И тем не менее, как Google не стоит бояться, что Microsoft отъест долю на рынке поиска, так и «Яндексу» вряд ли стоит опасаться, что «Сбер» отберет рынок интернет-рекламы. Рекламному рынку нужны не только релевантные ответы на вопросы пользователей - то, чем похваляются сейчас умные. Нужны еще годами отработанные интерфейсы закупки рекламы, RTB (аукционы реального времени), ретаргетинг и т.п. И, наконец, российский рекламный рынок не так уж велик. Правда, за прошлый год его не смогли подсчитать - эксперты по телевизионному сектору сочли, что в текущей геополитической ситуации молчание - золото. Но известно, что в 2021 году он составлял 578 млрд рублей. Слишком мало, чтобы вызвать специальный интерес у «Сбера». Да и у «Яндекса» выручка за прошлый год составила 522 млрд рублей - рекламный рынок для компании останется прочной домашней базой, но уже не может быть направлением роста. Главный плюс этого направления бизнеса - высокая маржинальность (работает ИИ, а не человек!), которая позволяет покрывать расходы на новые направления.

Главным направлением роста для «Яндекса» сейчас является электронная коммерция, то есть «Яндекс.Маркет», где товарооборот за год вырос на 92%. Однако разрыв по абсолютному показателю с Wildberries остается кратным. Wildberries еще в ноябре сообщил о выручке в 1,1 трлн рублей за 9 месяцев (+95%). Направление электронной коммерции важно для «Яндекса» тем, что его и в ближней и дальней перспективе обслуживают передовые технологии «Яндекса» - в первую очередь, ИИ - которые постепенно позволят увеличить доли рынка. Самый важный вопрос сейчас: обнаружится ли хоть где-нибудь - в ИИ, или беспилотном транспорте, или в доставке - синергия с электронной коммерцией, которая поможет «Яндекс.Маркету» сократить разрыв с Wildberries. Потому что если посмотреть на американский рынок, то там лидер - Amazon.com, фактически захвативший все. В Китае рынок не так консолидирован, но отрыв Alibaba от конкурентов очень значительный. Потребитель привыкает покупать товары массового спроса в одном месте, а дальше действует эффект масштаба. Другим игрокам рынка остаются только непривлекательные для лидера ниши. Финансовая отчетность, которую предстоит увидеть, покажет, продолжает ли «Яндекс.Маркет» удваиваться год-к-году.

Выручка райдтеха («Яндекс.Такси», доставка еды) растет уже не столь быстро - это зрелый сегмент. По итогам прошлого года темпы составляли 30%, теперь они будут падать. Конечно, с такой долей рынка, которую занимает «Яндекс», можно управлять ценами, но лишь в таких пределах, чтобы не вызвать гнев населения. Кроме того, чтобы зарабатывать на жизнь, водитель в районах с коротким сезоном работает сейчас на пределе человеческих возможностей. В этом сегменте главный вопрос сейчас - окупаемость. По итогам прошлого года показатель EBITDA для сегментов, включающих райдтех и электронную коммерцию, был отрицателен, хотя и вдвое лучше, чем годом раньше.

Впрочем, для того, кого согревает мысль о финансовой эффективности, тоже есть новость: «Яндекс» выкупил оставшуюся долю в «Яндекс.Такси» у Uber. Стороны получили одобрение регуляторов, общая сумма сделки составила 702,5 млн долларов. Как известно, наш регулятор хотел, чтобы зарубежный акционер дал хорошую скидку. Раньше речь шла про 1,2 млрд долларов, позже - про 900 млн долларов. Тут впору радоваться акционерам Uber: у нее операционный убыток за последние 12 месяцев составляет около 1,8 млрд долларов. Но, может быть, на форе чистого убытка за тот же период в 9,2 млрд долларов, доход в 702 млн долларов от продажи совместного актива - это слишком маленький кусочек сахара. Тем не менее при таких убытках компания Uber, наверное, могла настаивать на том, чтобы российский бизнес заплатил, не рискуя навлечь недовольство политиков. В итоге акционеры «Яндекса» радовались, что придется отдать на 200 млн долларов меньше. Цена акции «Яндекса» на новости об окончательном расставании с Uber подскочила на 4%. «Яндекс» может продолжать идти стратегическим путем - у него уже есть такси, как у Uber, есть электронная коммерция, где впереди маячит удаляющийся Wildberries, и есть даже работа для журналистов и редакторов. Но вот с восстановлением статуса лидера ИИ надо что-то делать.

Так или иначе, компромиссное расставание с Uber сигнализирует о том, что история с разделом «Яндекса» далеко не закончена. Новости о ходе реструктуризации и редомициляции будут сильнее влиять на цену акции, чем финансовые показатели из отчетов (ближайший выйдет в четверг, 27 апреля). Финансовые отчеты рассказывают о прошлом компании, но компания уже другая, а какая - не очень-то и понятно.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter