40 лет борьбы за трудовую дисциплину » Элитный трейдер
Элитный трейдер


40 лет борьбы за трудовую дисциплину

7 августа 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
7 августа исполняется 40 лет со дня публикации постановления об укреплении трудовой дисциплины, которое стало одним из символов правления советского лидера Юрия Андропова. Тогда за трудовую дисциплину боролись облавами в кинотеатрах и магазинах в рабочее время, сегодня штрафами, «досками позора» и лишением сотрудников премий. Борьба за дисциплину может быть эффективной лишь в краткосрочной перспективе, повышать эффективность труда нужно с помощью внедрения «центров управления талантами», уверен эксперт.

Постановление «Об укреплении социалистической трудовой дисциплины» Совмина СССР и ЦК КПСС стало наиболее знаковым проявлением «андроповской эры». Борьба за ужесточение дисциплины должна была по мысли Андропова ударить по таким негативным явлениям как выпуск брака, опоздания на работу и пьянство на рабочем месте.

Однако в условиях плановой экономики закручивание гаек приводило лишь к негативной реакции в обществе. Больше всего тем, кто жил в СССР, запомнились массовые облавы в кинотеатрах, парикмахерских и магазинах во время рабочего дня. «Стали применять…такие весьма сомнительные с точки зрения законности методы, как широкие облавы и проверки документов в популярных московских банях, косметических кабинетах и парикмахерских, в очередях за дефицитными товарами, в пригородных поездах и кинотеатрах», - пиcал в своей книге об Андропове «Генсек с Лубянки» историк Рой Медведев.

Те времена давно канули в лету, однако и в условиях рыночной экономики компании пытаются разными путями бороться за дисциплину среди своих сотрудников. Для борьбы за «частоту рядов» применяются разные методы, но самыми популярными стали штрафы. Согласно недавнему опросу сервиса «Работа.ру», штрафуют на работе каждого пятого сотрудника. Основные причины: опоздания, ненормативная лексика, халатное отношение к труду. При этом инспекторы «Роструда» объяснили недавно на своем сайте, что практика накладывать денежные штрафы на сотрудников противоречит законодательству. Допустимы лишь замечания и выговор.

Однако, зная, что штрафы незаконны, компании пытаются лишать сотрудников премий. Иногда доходит и до абсурда: сотрудница одной из крупных российских авиакомпаний рассказала Finam.ru, что ее дисциплинарно наказали за переодевание в гражданскую одежду в покинутом пассажирами самолете, который уже был отбуксирован на стоянку. Хотя сотрудница мотивировала свои действия недомоганием, ей вынесли дисциплинарное наказание, заявив, что ее «могут увидеть пассажиры».

Бизнес использует и различные дисциплинарные меры, будто взятые прямиком из времен Андропова. Так, в одной из крупных российских компаний, как рассказал Finam.ru бывший сотрудник, существовала «доска позора и общественного порицания», где рядом с фамилиями работников ставились палочки за промахи в работе, включая даже ошибки в бумагах. Денежных штрафов система не предусматривала «но морально было не приятно», вспоминает сотрудник.

Несмотря на то, что со времен СССР экономика страны изменилась полностью, опоздание на работу - одно из самых «популярных» нарушений трудовой дисциплины. «Лайфхаки для опоздавших», «Что делать, если опоздал на работу?» - одни из самых популярных поисковых запросов на эту тему.

Однако вряд ли наказания помогут в борьбе с опозданиями, тем более, перед глазами у миллионов россиян пример первого лица государства, который славится своими многочисленными опозданиями. Впрочем, несколько лет назад высокопоставленный чиновник, отвечавший за протокол в Кремле, объяснил этот феномен в беседе с автором статьи: «Не он опаздывает, неправильно планируют его расписание».

Конечно, в последние пару лет у работников в России появилась возможность опаздывать на работу меньше, благодаря удаленному труду. Шутки про совещания в Zoom и возможности сидеть на них в пижамных штанах и шлёпанцах стали темами популярных мемов. Однако работодателям не до смеха: если в «ковидные» времена многие из них приветствовали удаленный труд, сейчас отношение к этому меняется. Так, в июне компания Google заявила, что начнет жестче контролировать посещаемость своих офисов и включит количество походов в офис в оценку эффективности. Возможность работать удаленно, как отметили в компании, будет предоставляться лишь в «порядке исключения».

Возможно, на эти меры компанию Google вдохновило недавнее исследование, опубликованное Национальным бюро экономических исследований (NBER). Авторы, американские экономисты, наблюдали за сотрудниками одного из подразделений американской компании, находящегося в Индии. Исследователи выяснили, что работавшие на удалении сотрудники были на 18% менее продуктивны, чем те, кто работал в офисе. Как отмечает издание Fortune, ссылаясь на исследование, «большая часть этой разницы в производительности была очевидна с первого дня работы; остальное было результатом медленного обучения группы «удаленщиков» в течение двух месяцев».

В статье также отмечается, что те работники, которые работали из дома на постоянной основе, были на 27% менее продуктивны, чем если бы работали в офисе. Авторы исследования объясняют это несоответствие тем, что те, кто работает вне офиса, отвлекается на личные дела, такие как уход за детьми или пожилыми членами семьи, что поглощает рабочее время.

Стать «амбассадором» лучше «доски позора»
Дисциплина в любой компании - важная вещь, говорит руководитель сервиса психологической поддержки персонала, психолог Андрей Калашников. Однако эксперт отмечает, что для того, чтобы корпоративная культура стала частью культуры самого человека, «он должен находить собственный смысл работы в этой компании», становясь ее «амбассадором». «Если же личные ценности человека не совпадают с ценностями компании, в таком случае возникнет конфликт: работник либо будет халатно относиться к работе, либо уйдёт со временем на другую», - говорит Finam.ru Калашников.

Понимая это, компании начинают «бороться за дисциплину», но это «тупиковый путь», который работает лишь до определенного момента, объясняет психолог.

По словам Калашникова, гораздо более эффективны создаваемые в компаниях «центры управления талантами», задача которых выявить мотивацию сотрудников и предложить им место, где их потенциал будет максимально раскрыт. Еще одна эффективная методика состоит во внедрении в компаниях сервиса психологической поддержки работников. «У каждого человека, работающего в компании, есть свои проблемы, связанные с бытовыми трудностями, сферами, которыми он увлечен. Если с этим не все в порядке, он будет плохо работать и допускать ошибки. Компании, внедряющие службы психологической поддержки, помогают сотрудникам решить их проблемы, повышая их вовлеченность в работу», - объясняет эксперт.

Подобные системы действительно активно внедряют частные компании, но в госкомпаниях, особенно работающих в секторе ОПК, власти предпочитают видеть «старые добрые» методы повышения дисциплины. Так, на одном из совещаний с директорами военных предприятий замглавы Совбеза России экс-президент Дмитрий Медведев в целях повышения трудовой эффективности зачитал им телеграмму Сталина 1941 года.

В телеграмме вождь обращался к одному из танковых заводов и заявлял, что, если продукция не будет поставлена в срок, его руководство он «будет громить как преступников». Как известно, «эффективному менеджеру» Сталину принадлежит выражение про «кадры», которые «решают все». В реальности оказывается, что решают за кадры и не всегда эффективно.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter