Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Огнепоклонник » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Огнепоклонник

Имени индийца Ратана Тата нет ни в одном рейтинге миллиардеров. Но если оставить формальности, он вполне может оказаться богатейшим человеком на Земле - возглавляемая им Tata Group стоит около 70 миллиардов долларов
3 марта 2008
Кирилл Привалов
Имени индийца Ратана Тата нет ни в одном рейтинге миллиардеров. Но если оставить формальности, он вполне может оказаться богатейшим человеком на Земле - возглавляемая им Tata Group стоит около 70 миллиардов долларов

Огнепоклонник
Огонь и металл - две стихии ратана тата. На фото: металлургический комбинат Corus в южном Уэльсе, вошедший в Tata Group
(Фото: NEWSCAST/EPA)


Машина, торжественно выехавшая на подиум Международного делийского салона "Авто Экспо 2008", была похожа на серебристого жучка. Пока под бравурную мелодию оглашали параметры автомобиля, зал все время взрывался аплодисментами: длина - 3,1 метра, высота - 1,6 метра, максимальная скорость - 105 километров в час, объем двигателя - 623 кубических сантиметра, 33 лошадиные силы... Когда же прозвучала базовая цена модели, публика едва не зарыдала - 100 000 рупий. Это менее 2500 долларов! Абсолютный рекорд. Самый дешевый в мире автомобиль: за такие деньги можно приобрести два легких мотоцикла. Кстати, именно мопед и вдохновил Ратана Тата, председателя совета директоров группы Tata, на создание "абсолютно народного автомобиля"...

Индийца Ратана Тата вы не найдете ни в одном рейтинге миллиардеров. Ратан принадлежит к роду верховных жрецов парсов - потомков зороастрийцев, древних огнепоклонников. Еще в первой половине XIX века служители культа переквалифицировались в предпринимателей. Дела пошли в гору, и сегодня Tata Group является крупнейшей индийской корпорацией. Большинство акций этой по сути семейной компании формально принадлежат благотворительным фондам. Если же оставить формальности в стороне, то нынешний владелец многопрофильного бизнеса Ратан Тата, возможно, окажется богатейшим человеком на Земле. Капитализация корпорации Tata Group, которая занимается всем - от чая и текстиля до высоких технологий, - около 70 миллиардов долларов.

Нечто на колесах

"В Индии часто можно увидеть сразу четверых на одном мопеде: мужчина за рулем, на коленях ребенок, сзади жена с еще одним ребенком. Так ездить опасно. Думаю, мы сможем сделать для людей нечто на четырех колесах", - объяснял журналистам идею своего революционного проекта Ратан Тата, собственноручно выкативший новинку на выставочный "язык". При ее разработке были зарегистрированы 34 патента на новые технологии, в частности на конструкцию двухцилиндрового бензинового двигателя. Для увеличения вместимости и снижения себестоимости проектировщики предусмотрели заднемоторную компоновку. В итоге, несмотря на миниатюрные размеры, детище Тата получилось на двадцать процентов вместительнее Maruti Suzuki, своего главного конкурента. Последний, кстати, стоит как минимум 4810 долларов.

"Тата пускает пыль в глаза! - убеждены скептики. - При весьма вероятном удорожании расходных материалов да еще с учетом налогов цена автомобиля поднимется". На этот случай Ратан Тата предусмотрел еще один резерв понижения себестоимости машины - революционную схему продаж. Помнится, лет восемь назад сразу в нескольких западных бульварных изданиях в порядке первоапрельской сенсации появилась информация, будто одна из торговых сетей начинает распродажу кит-каров - полных комплектов деталей автомобиля для их дальнейшей самостоятельной сборки. Тысячи умельцев на все руки рванулись в несуществующие магазины... Сегодня же подобная схема, совсем недавно казавшаяся невероятной, - сборка машины по принципу конструктора - стала реальностью. Тата отправляет автомобиль в разобранном состоянии из нескольких основных узлов мелким дилерам, а те уже окончательно собирают "жучка" и выставляют его на продажу. Дешево и не сердито! Из стали только каркас, все остальное - пластмасса.

Даже при самой неблагоприятной конъюнктуре индийский "жучок" останется самой дешевой серийной машиной на Земле. Скромной, конечно: без кондиционера и гидроусилителя руля, без подушек безопасности и противоблокировочной тормозной системы... Сразу вспоминается жигулевская "копейка", заветная мечта советской поры. Сейчас, слов нет, времена иные. Но в Индии с ее миллиардным населением, переживающей потребительский бум, придется как раз впору.

Рассказывают, что сперва индийский чудо-автомобиль, который будет тиражироваться в количестве 250 тысяч экземпляров в год, планировали окрестить One Lakh - "Один лакх", что означает 100 000 рупий. Но потом Ратан Тата настоял на названии "Нано". Кто-то предположил, что это этимологическая дань нанотехнологиям, кто-то вспомнил, что nannos по-гречески означает "карлик". Гипотезы! В восточных мифах к корню "нан" восходят имена богов света и огня. "Нано" - это "огненный". Учитывая же, что древний род Тата ведет свое происхождение от "заотаров" - жрецов, хранителей огня, - без труда можно разгадать аллегорию. Огненный карлик "Нано" - это та искра, из которой возгорится пламя тотальной автомобилизации Индии. А следом, как знать, пойдет и экспансия индийского автомобилестроения в другие регионы.

Так говорил Заратустра

"Если молишься - молись так, как будто все на свете зависит только от Бога; если работаешь - работай так, как будто все на свете зависит только от тебя", - поучал Джамшедпур Нуссерванджи Тата, первым в семье отказавшийся от фамильного призвания жреца. Коммерческое дело продолжил его сын Джамшетджи. Этого человека Махатма Ганди назвал "необыкновенным предпринимателем, совместившим в себе черты патриота и борца, организатора и дипломата, гуманиста и просветителя". Джамшетджи родился в Гуджарате в 1839 году. Его предки были парсами - так называют членов зороастрийской общины, переселившейся в раннем Средневековье в Индию из Ирана после исламизации этой страны. Когда Джамшетджи исполнилось четырнадцать, отец вызвал его из маленького городка Навсари, где издавна обосновалось несколько сотен семей огнепоклонников, к себе в Бомбей.

Огнепоклонник
Tata Nano - самый дешевый в мире автомобиль
(Фото: Saurabh Das/AP)


Отец определил сына в одно из самых престижных британских учебных заведений города. В стенах этой европейской школы Джамшетджи, с молодых ногтей усвоивший зороастрийский принцип, что на небе каждый будет судим по выбору, который он сделал на Земле, выбрал для себя в жизни судьбу бизнесмена. Не потому, что он любой ценой стремился к богатству, нет! Просто парень, генетически аккумулировавший в себе опыт выживания десятков поколений его гонимых предков, понимал: только большие деньги гарантируют ему свободу.

Свою первую торговую фирму Джамшетджи Тата зарегистрировал в 1868 году и отправился набираться уму-разуму в туманную метрополию. Едва он успел посетить несколько английских ткацких фабрик, как пришли тревожные вести из дома: отец обанкротился. Джамшетджи вернулся в Индию, имея перед собой твердую цель - расплатиться с кредиторами и начать собственное производство. И тут подвернулось прелюбопытнейшее дельце. Тата предложили приобрести обанкротившуюся маслобойню в Чинчпокли, одном из кварталов Бомбея. Джамшетджи купил ее и переоборудовал в хлопковую фабрику, которую с существенным наваром затем перепродал.

А вскоре, в 1874 году, в городке Нагпур, в центре хлопкового района Махараштра, возникла новая компания, которая получила замысловатое название "Ткацко-прядильная мануфактура Центральной Индии", вскоре переименованная в Empress Mill - в честь Ее Величества королевы Великобритании. Парс понимал, что только подчеркнуто верноподданническое отношение к колониальным властям в состоянии обеспечить реализацию его амбициозных планов.

Впрочем, развивая текстильное производство, Тата помнил о мудрости предков, веривших в служение Богу, как учил Заратустра, "ярким огнем и расплавленным металлом". Огонь и металл - вот два залога развитой экономики завтрашней Индии. В 1887 году Джамшетджи учредил холдинговую компанию Tata Sons - "Тата и Сыновья". В нее на правах партнеров вошли его сыновья и двоюродный брат. Таким образом было положено начало разветвленному семейному бизнесу, обозначились те принципы управления, которые актуальны и по сей день для Tata Group.

Огонь? Именно Джамшетджи Тата заложил первый камень в плотину под Бомбеем, с которой началась индийская энергетика. Металл? В штате Бихар после долгих проволочек наконец-то выделили землю под создание металлургического комбината Tata. Но сам жрец бизнеса реализации своих главных проектов не увидел: Джамшетджи умер в 1904 году. Говорят, что на смертном одре он повторял слова своего английского друга историка Томаса Карлайла: "Нация, которая приобретает контроль над железом, в скором времени будет контролировать и золото".

Если попытаться найти западные аналогии бизнеса семейства Тата, то ближе всего к нему Рокфеллеры. Кстати, они, отцы-основатели - Джамшетджи Тата и Джон Рокфеллер, - одногодки. Впрочем, любое сравнение несовершенно. Тем более что, согласно летописям американского капитала, его гиганты строили свои империи, весьма эгоистично интерпретируя христианскую мораль. Роду Тата модус вивенди диктовал в своих "гатах" - сочинениях - сам Заратустра: "Немедленная кара ждет того, кто не отдает заработанное заслужившему его".

Тата первыми в Азии учредили на своих предприятиях в 1885 году пенсионный фонд. Десять лет спустя Тата начали выплаты компенсаций рабочим, получившим травмы на производстве, - невиданная филантропия для эпохи "дикого капитализма"! Бомбейский университет - это тоже Тата, предприниматели отдали на его организацию почти половину своего капитала.

Джамшетджи первым в мире сформулировал столь популярную сегодня идею технопарков и наметил векторы научно-технического прогресса в Индии. И главное - передал преемникам принцип "неправильного" олигарха: "Уметь делать деньги - достоинство, умереть богатым - позор".

Не сталью единой

В 85 странах почти 300 тысяч людей трудятся сейчас на семейство Тата. И при этом ни один из его представителей не входит в рейтинги самых богатых людей мира. Это закономерно. Ведь большая часть капиталов Тата, включая и бриллиант "Золотой юбилей" в 545 каратов, вложена в систему благотворительных компаний-трастов. Они финансируют научно-исследовательские институты и фонды культуры, женские организации и университеты... Почти 66 процентов акций семейной корпорации контролируются этими благотворительными организациями.

Огнепоклонник
Ратан Тата (слева) открывает торги акциями компании Tata Consultancy на бомбейской бирже
(Фото: Sebastian D'SOUZA/AFP)


Суммарный доход Таtа Group в 2006/07 финансовом году составил 28,8 миллиарда долларов, что приблизительно соответствует 3,2 процента ВВП Индии. Рыночная же капитализация концерна по состоянию на начало этого года - около 70 миллиардов долларов. Империя Тата - это 98 компаний, работающих практически во всех отраслях экономики, вплоть до сферы услуг. Хрестоматийной является история о том, как Джамшетджи Тата приобрел свою первую гостиницу. Он приехал по делам в Бомбей, а его - как индийца - англичане отказались пустить в лучший городской отель. Тогда Тата в тот же день взял и купил гостиницу...

Да, группа Tata многим отличается от других крупнейших корпораций мира. И прежде всего тем, что и сегодня остается, несмотря на свои мегамасштабы, сугубо семейной компанией. На вершине ее стоит Ратан Тата, представитель пятого поколения бизнесменов из рода жрецов. "То, что я на этом посту, - случайность, - говорит он, получивший образование в Корнеллском университете в США. - Я хотел стать архитектором. Эта профессия для меня связана не столько с искусством, сколько с созиданием. Потом мне показалось интересным конструировать автомобили и создавать предприятия".

Любопытно, что Ратан - внешне "совершенный Тата", рослый, тонкий, импозантный, - принадлежит к клану не по крови, а по духу. Он приемный сын одного из сыновей Джамшетджи. Потомков у Ратана Тата, закоренелого холостяка, нет. Впрочем, журналисты заметили, что глава концерна нередко провожает на машине в школу детей. Но выяснилось, что это отпрыски его привратника. Сам же глава группы, человек необычайно простой в обращении, нетребовательный в быту и никогда не повышающий голоса, живет один, только в окружении своих любимых собак.

Престолонаследие - это вообще слабое звено в знаменитой семье. Скажем, не было детей и у Джеганхира Тата, предшественника Ратана, - первого индийского летчика, возглавлявшего Таtа Group до 1991 года. Это он расширил сферу деятельности корпорации за счет химического производства, компьютерных технологий, выращивания чая и автомобилестроения. Джеганхир означает на фарси "покоритель мира". Однако сам Джех (так все звали его) - сын француженки и уроженец Парижа, говоривший по-английски с сильным галльским акцентом, - если и покорял что-либо, то только небо и мировые финансовые рынки. Созданная им компания Tata Consultancy Services (TCS), специализирующаяся на информационно-управляющих системах, в 2004 году дебютировала на бирже, сразу же реализовав свои акции на сумму 1,2 миллиарда долларов - самое крупное IPO в истории индийского бизнеса.

За Тата прочно закрепилась репутация везунчиков. Это, на мой взгляд, несправедливо. Просто они обладают чутьем, помогающим выбирать правильный курс. Они действуют без спешки, но быстро и без ошибок. Сначала Тата обосновались в штате Бихар вокруг города Джамшедпур, построенного ими и названного в честь основателя династии, освоили другие регионы Индостана, а затем перенесли свой бизнес и за рубеж. Оттуда сегодня поступает большая часть доходов группы. Концерну принадлежат такие известные компании, как южнокорейская Daewoo Commercial Vehicles и американская Tyco Global Network, марокканская Imacid и британская Tetley Teas... Не говоря уже о британско-нидерландском сталелитейном гиганте Corus, недавно перехваченном за рекордные для Индии 12 миллиардов евро под самым носом у российских бизнесменов Мордашова, Усманова и Абрамовича. После этой неожиданной для многих операции Tata Steel сделалась пятой в мире компанией по выплавке стали. Или о планах по приобретению автомобильных марок Jaguar и Land Rover.

Об одном жалеет Ратан Тата - о том, что среди всевозможных отраслей индийской экономики, подвластных "детям огня", нет авиастроения. Сам Ратан - опытнейший пилот, летающий на боевых машинах. На Международном авиасалоне "Аэро Индия 2007" он поднялся в воздух на истребителе F16 и стал старейшим индийцем, совершившим полет на боевом самолете. Старейшим? Какая условность для страны йогов и брахманов! Семьдесят лет в Индостане - это возраст расцвета для настоящего мужчины. "Дети огня" живут долго. У них будет еще время осуществить свою мечту.


(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу