5 февраля 2024 ИХ "Финам" Рожанковский Владимир
СМИ недавно процитировали управляющего директора Мосбиржи Владимира Крекотеня, который сказал, что Мосбиржа ожидает более 20 сделок IPO в 2024 году - и это замечательное число, но… порой бывает полезно вспомнить крылатую фразу «лучше меньше да лучше!».
Сейчас российские частные инвесторы располагают совокупным объемом порядка 2 трлн рублей для участия в новых биржевых размещениях. Вопреки прогнозам скептиков, санкции, обособившие российский фондовый рынок от иностранных «собратьев», не привели к резкому схлопыванию рынка IPO и тотальному падению интереса к новым биржевым размещениям. Скорее, наоборот – прошедший год запомнился наибольшим их количеством, сопоставимым с ещё одним годом–рекордсменом, 2021-м.
Разумеется, главным стимулом участия инвесторов в новых биржевых размещениях был и остается фактор потенциалов кратной оценки дебютирующих компаний. Если сравнить дебюты 2021 г. и прошедшего, 2023 г., то несмотря на сопоставимое количество компаний, ставших публичными, нетрудно заметить, что средний прирост курсовой стоимости за полгода акций компаний, вышедших на биржу в прошлом, костяк которых составляли такие имена как группа «Самолёт», Ozon, EMC Груп, Fix Price, Сегежа и Positive Technologies – с одной стороны, и Whoosh, Genetico, ГК Астра и Henderson – с другой – в 2021-м году оказался выше, чем в прошедшем 2023-м. С февраля 2023 по февраль 2024 года – и это несмотря на то, что общая рыночная конъюнктура в 2023-м году выглядела лучше, чем в 2021-м – индекс Мосбиржи показал рост более чем на 34%, тогда как за тот же период 2021-2022 гг. индикатор рублёвого фондового рынка снизился на 6% (см. мою таблицу). Попытаемся разобраться, в чём здесь вероятная причина.
Конечно, можно возразить в том ключе, что на фоне успешных биржевых дебютов 2021-2022 гг. особо выделяется архи-успешное IPO девелоперской компании «Самолёт». Да, это правда, но в мою выборку не вошло ещё одно практически столь же успешное биржевое размещение, которое, если временная шкала единого графика позволила бы (IPO POSI, как мы помним, произошло лишь в декабре 2021 года), то это стало бы наглядным подтверждением того, что «Самолёт» в своих ценовых рекордах не был одинок.
Что объединяло успех POSI и SMLT в условиях стагнировавшего, в целом, фондового рынка 2021 года? Наверняка можно с уверенностью признать продуманную маркетинговую стратегию и кампании, направленные на узнаваемость этих брендов среди частных инвесторов. Процесс усиления информационного присутствия в обоих случаях начался задолго до дат выхода на биржевые листинги — так что к «часу Икс» инфопространство изобиловало расчётами, важными фактами, прогнозами и данными о планах развития обеих компаний. При этом, к примеру, Positive Technologies находили время собирать толпы посетителей (и это в ковидную эпоху!) для участия в своих пресловутых, полюбившихся многим, Positive Hack Days. К сожалению, вопреки повсеместным ожиданиям, ГК «Астра», которую почти все сравнивали именно с «Позитивом» – как минимум, из-за принадлежности обеих фирм к сектору IT – провела свой бесценный с точки зрения последующего рыночного эффекта подготовительный период перед IPO в стиле компьютерного интроверта. Кроме финальной презентации из ярких моментов вспомнить инвесторам по сути нечего.
Безусловно, по большей части, в 2023 году маркетинговые бюджеты компаний сжались, и это не могло не отразиться на плотности публикаций, последовательности во взаимодействии с потенциальными инвесторами, и т.д. Похоже, повсеместные бюджетные ограничения предпубличных компаний стали серьёзными препятствиями на пути заблаговременной «укладки путей» к лояльности инвесторов, не говоря уже о крайне редких, наспех приготовленных в большинстве случаев, встреч с журналистами и репортёрами. Всё понятно — как говорится, «такие времена» — но ведь в то же время права и поговорка о том, что у нас нет двух шансов произвести первое впечатление!
Интересный момент: к примеру, считается, что на биржевом размещении предложение «ЕвроТранса» превышало спрос на акции практически в 2 раза. В первые дни после IPO акции потеряли более 8% в стоимости, однако затем на рынке стала появляться запоздалая «народная» аналитика, которая по сути впервые вскрыла суть истории этой компании. Компания оказалась сильно недооценена рынком, и её акции «внезапно» выстрелили аж на 18%.
Помимо зачастую невнятных маркетинговых усилий компаний в процессе их выходов на IPO в 2023 г. начали обнаруживаться случаи неполного раскрытия обязательной финансовой информации. В частности, в последнем финансовом отчёте «отличилась» новоиспечённая звёздочка рынка Henderson, поставившая прочерки в графе «Выручка от основной деятельности» второй бухгалтерской формы. На мой взгляд, тенденция неполного раскрытия (или вообще отсутствия публикаций) обязательной, прописанной в законе, финансовой информации навевает на грустные размышления. Когда это делают компании стратегических секторов с большим госучастием — это всё равно неправильно и, в конечном счёте, контрпродуктивно, но при этом хотя бы объяснимо! Но когда этим примером «заражаются» едва-едва засветившиеся на публичном небосклоне стопроцентно народные бизнесы даже без намёков на необходимость соблюдения режимов секретности военного времени — то это навевает на далеко ведущие соображения и выводы! По той ли дорожке мы выбрали путь на развилке?
Все эти примеры производят весьма двойственное впечатление на инвесторов. Иногда возникает ощущение, что сами компании не были до конца уверены в необходимости выходить на IPO, и их словно подталкивала к этому шагу некая «невидимая рука» (организаторы? андеррайтеры и букраннеры?) рынка. Посмотрим, как пройдут вышеупомянутые 20+ сделок в 2024 году и будем надеяться, что позитивные примеры всё-таки возобладают!
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Сейчас российские частные инвесторы располагают совокупным объемом порядка 2 трлн рублей для участия в новых биржевых размещениях. Вопреки прогнозам скептиков, санкции, обособившие российский фондовый рынок от иностранных «собратьев», не привели к резкому схлопыванию рынка IPO и тотальному падению интереса к новым биржевым размещениям. Скорее, наоборот – прошедший год запомнился наибольшим их количеством, сопоставимым с ещё одним годом–рекордсменом, 2021-м.
Разумеется, главным стимулом участия инвесторов в новых биржевых размещениях был и остается фактор потенциалов кратной оценки дебютирующих компаний. Если сравнить дебюты 2021 г. и прошедшего, 2023 г., то несмотря на сопоставимое количество компаний, ставших публичными, нетрудно заметить, что средний прирост курсовой стоимости за полгода акций компаний, вышедших на биржу в прошлом, костяк которых составляли такие имена как группа «Самолёт», Ozon, EMC Груп, Fix Price, Сегежа и Positive Technologies – с одной стороны, и Whoosh, Genetico, ГК Астра и Henderson – с другой – в 2021-м году оказался выше, чем в прошедшем 2023-м. С февраля 2023 по февраль 2024 года – и это несмотря на то, что общая рыночная конъюнктура в 2023-м году выглядела лучше, чем в 2021-м – индекс Мосбиржи показал рост более чем на 34%, тогда как за тот же период 2021-2022 гг. индикатор рублёвого фондового рынка снизился на 6% (см. мою таблицу). Попытаемся разобраться, в чём здесь вероятная причина.
Конечно, можно возразить в том ключе, что на фоне успешных биржевых дебютов 2021-2022 гг. особо выделяется архи-успешное IPO девелоперской компании «Самолёт». Да, это правда, но в мою выборку не вошло ещё одно практически столь же успешное биржевое размещение, которое, если временная шкала единого графика позволила бы (IPO POSI, как мы помним, произошло лишь в декабре 2021 года), то это стало бы наглядным подтверждением того, что «Самолёт» в своих ценовых рекордах не был одинок.
Что объединяло успех POSI и SMLT в условиях стагнировавшего, в целом, фондового рынка 2021 года? Наверняка можно с уверенностью признать продуманную маркетинговую стратегию и кампании, направленные на узнаваемость этих брендов среди частных инвесторов. Процесс усиления информационного присутствия в обоих случаях начался задолго до дат выхода на биржевые листинги — так что к «часу Икс» инфопространство изобиловало расчётами, важными фактами, прогнозами и данными о планах развития обеих компаний. При этом, к примеру, Positive Technologies находили время собирать толпы посетителей (и это в ковидную эпоху!) для участия в своих пресловутых, полюбившихся многим, Positive Hack Days. К сожалению, вопреки повсеместным ожиданиям, ГК «Астра», которую почти все сравнивали именно с «Позитивом» – как минимум, из-за принадлежности обеих фирм к сектору IT – провела свой бесценный с точки зрения последующего рыночного эффекта подготовительный период перед IPO в стиле компьютерного интроверта. Кроме финальной презентации из ярких моментов вспомнить инвесторам по сути нечего.
Безусловно, по большей части, в 2023 году маркетинговые бюджеты компаний сжались, и это не могло не отразиться на плотности публикаций, последовательности во взаимодействии с потенциальными инвесторами, и т.д. Похоже, повсеместные бюджетные ограничения предпубличных компаний стали серьёзными препятствиями на пути заблаговременной «укладки путей» к лояльности инвесторов, не говоря уже о крайне редких, наспех приготовленных в большинстве случаев, встреч с журналистами и репортёрами. Всё понятно — как говорится, «такие времена» — но ведь в то же время права и поговорка о том, что у нас нет двух шансов произвести первое впечатление!
Интересный момент: к примеру, считается, что на биржевом размещении предложение «ЕвроТранса» превышало спрос на акции практически в 2 раза. В первые дни после IPO акции потеряли более 8% в стоимости, однако затем на рынке стала появляться запоздалая «народная» аналитика, которая по сути впервые вскрыла суть истории этой компании. Компания оказалась сильно недооценена рынком, и её акции «внезапно» выстрелили аж на 18%.
Помимо зачастую невнятных маркетинговых усилий компаний в процессе их выходов на IPO в 2023 г. начали обнаруживаться случаи неполного раскрытия обязательной финансовой информации. В частности, в последнем финансовом отчёте «отличилась» новоиспечённая звёздочка рынка Henderson, поставившая прочерки в графе «Выручка от основной деятельности» второй бухгалтерской формы. На мой взгляд, тенденция неполного раскрытия (или вообще отсутствия публикаций) обязательной, прописанной в законе, финансовой информации навевает на грустные размышления. Когда это делают компании стратегических секторов с большим госучастием — это всё равно неправильно и, в конечном счёте, контрпродуктивно, но при этом хотя бы объяснимо! Но когда этим примером «заражаются» едва-едва засветившиеся на публичном небосклоне стопроцентно народные бизнесы даже без намёков на необходимость соблюдения режимов секретности военного времени — то это навевает на далеко ведущие соображения и выводы! По той ли дорожке мы выбрали путь на развилке?
Все эти примеры производят весьма двойственное впечатление на инвесторов. Иногда возникает ощущение, что сами компании не были до конца уверены в необходимости выходить на IPO, и их словно подталкивала к этому шагу некая «невидимая рука» (организаторы? андеррайтеры и букраннеры?) рынка. Посмотрим, как пройдут вышеупомянутые 20+ сделок в 2024 году и будем надеяться, что позитивные примеры всё-таки возобладают!
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу