Почтовый перевод на миллиарды: маркетплейсы раскручивают на ремонт "Почты России" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почтовый перевод на миллиарды: маркетплейсы раскручивают на ремонт "Почты России"

22 февраля 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий

Правительство не оставляет попыток переложить на отечественные маркетплейсы миллиардные траты на глубоко убыточную «Почту России». Пока логистические компании вроде «СДЭКа», «Пони экспресса», «Желдорэкспедици» и пр., урвавшие огромную часть пирога отечественных почтальонов, тихонько молятся, чтобы под шумок и на них внимание не обратили, Озон сотоварищи бьются изо всех сил, чтобы избежать оброка. Но Минцифры закусилось по-взрослому.

Предложение взимать с маркетплейсов часть прибыли и отдавать её погрязшей в долгах «Почте России» (35,9млрд рублей убытков за 2022г.) во весь голос начали озвучивать ещё в прошлом году. Глава Минцифры Максут Шадаев выступил с идеей отремонтировать тысячи отделений по всей стране за счёт инфраструктурного платежа интернет-магазинов, который собирались высчитывать по специально подготовленной формуле

Мы предлагаем ремонт этих отделений, так же как и покрытие убытков от функционирования отделений почтовой связи населенных пунктов, где проживает менее 5000 жителей, обеспечивать в рамках инфраструктурного платежа маркетплейсов, — выступил Максут Шадаев в Госдуме.


Логично же — маркетплейсы процветают, всё больше населения заказывает шапки, телефоны и фондюшницы в интернете, а на кого накладываются все сложности по доставке в дальние уголки России? На почту! Значит, нужно протянуть руку помощи тем, у кого не получается выплывать самостоятельно, не всё ж ей на государственном горбу путешествовать.

К концу года, правда, накал страстей спал, а глава почтового оператора Михаил Волков и вовсе заявил, что инфраструктурный платеж с участников рынка интернет-торговли в пользу его ведомства больше не обсуждается. Уж не знаем, с чем была связана такая обратка. Но однозначно ей поспособствовала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая в ответ на призыв к маркетплейсам раскошелиться настояла провести тщательный анализ положения «Почты России» из-за растущей «финансовой дыры» в компании. После непродолжительных переговоров премьер-министр Михаил Мишустин отклонил инициативу Минцифры. Озон с Вайлдебризом вздохнули с облегчением.

Но недолго почтовики с интернет-торговцами жили душа в душу. В этом году вопрос оброка с торговых площадок в пользу доставщиков писем, пенсий и счетов опять вернули в повестку. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов в конце января направил в аппарат вице-премьера Дмитрия Григоренко пакет поправок о введении инфраструктурного платежа для маркетплейсов для почты. Речь об изменениях в закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в России» и статью 26 закона «О почтовой связи». По ним для маркетплейсов вводится инфраструктурный платеж в адрес «Почты России» в размере 0,5% их квартального оборота.

Ассоциацию компаний интернет торговли (АКИТ) от такого предложения «ажтрисёт»:
— Непонятно в какой момент времени изъятие оборотных средств у успешного бизнеса в пользу убыточного стало считаться нормальным. При этом инфраструктурный сбор касается всех без исключения участников интернет-торговли: и маркетплейсы, оборот которых генерируют миллионы предпринимателей — малый и средний бизнес, и классические интернет-магазины с годовым оборотом от 1 млрд руб., и торговые компании, сетевой ритейл, который также имеет свой онлайн-канал продаж. То, что инициатива была направлена в Правительство, которое в лице Михаила Мишустина от нее отказалось два месяца назад, вызывает и удивление, и обеспокоенность. Отрасль не смогла ни экономически, ни логически объяснить этот шаг: инициатива в прошлом году была всесторонне рассмотрена и проанализирована, негативные последствия установлены. Более того, в ходе обсуждений был выбран путь коммерческой кооперации, который каждая из компаний сейчас реализует совместно с почтовым оператором, — отметил представитель АКИТ.


Бытует мнение, что «Почта России» совсем оборзела, денег тратит непомерно много, а частные компании преуспели на той же ниве, и ни с кого финансы не просят, спокойно себе живут и даже зарабатывают. Но тут надо понимать, что Печкины и компания в первую очередь не коммерческий проект, а социальный, который смог объединить самые дальние уголки нашей необъятной Родины.

Зарабатывать на отправке грузов в крупных городах, просто взяв в аренду несколько помещений куда проще, чем содержать здания и рабочий штат вдали от цивилизации. Это в больших городах отделения удалось отремонтировать и даже избавиться от бесконечных очередей, проводя повсеместную цифровизацию пространства, понятно что для периферии таких финансовых вкачиваний попросту нет. А потом в сети вывешивают вот такие фоточки с руинами и угорают над страной, не способной ничего с этим поделать.

Почтовый перевод на миллиарды: маркетплейсы раскручивают на ремонт "Почты России"


Страшно ли выглядят такие избушки? Ещё как. Только и обслуживают они обычно максимум сотню дворов. Зато благодаря таким отделением даже от отшибе Вселенной люди не чувствуют себя брошенными. По идее. Заходить в такие места мелкие и удачливые предприниматели даже не думают, понимая, что никаких бонусов это им не принесёт. Поэтому годами свою логистическую систему они выстраивали поближе к большим денежным потоком, кусок за куском отхватывая долю той же почты. И если доходы в мегаполисах и не покрывали полностью траты на отделения посреди тайги, но всё равно помогали сводить концы с концами, то сегодня в миллионниках развернулись частники, лишая государственную структуру существенной части пропитания.

Почему в таком случае оброк вешают на маркетплейсы, а не на логистические компании, которых в последнее десятилетия расплодилось в избытке? Думается, что с миллиардных оборотов нескольких крупных компаний отщипнуть кусок куда проще, чем выдаивать крохи с многочисленных игроков поменьше. А раз можно не заморачиваться, то будут идти по самой простой схеме, пусть она и не кажется абсолютно справедливой. Так что шансы интернет-площадок избавиться от инфраструктурного платежа в настоящий момент выглядят призрачными. Магазинов, в России, кстати, с каждым годом всё больше. И если десятилетие назад самым успешным являлся китайский «Алиэкспресс», сегодня он забит в угол отечественными гигантами.



В свой второй крестовый поход против маркетплейсов Максут Шадаев отправился более подготовленным. Памятуя о крайне негативном отношение маркетплейсов к идее поделиться прибылью, он старательно стелет соломку.

«У нас целая серия подготовительных мероприятий. Я думаю, что в начале марта будет первая подготовительная сессия. Наша задача сейчас самая главная — сформулировать целевой образ, что такое „Почта России“ для государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу», — объясняет глава Минцифры.


Щадаев настаивает, что для формирования целевого образа обозначить потребности населения, бизнеса и маркетплейсов. и в начале марта Минцифры РФ проведёт с профильным сообществом подготовительную сессию по обсуждению новой стратегии «Почты России». Удастся ли интернет-магазинам удержать оборону и сбросить с себя обязательства по ремонту отделений по деревням и сёлам? Ну, если только найдут другую крепкую шею, на которую всё это можно взвалить. Добровольцев в этом плане мы точно не увидим.

С другой стороны свои плюшки от такого навязанного сотрудничества интернет-магазины тоже получат. Отдадут часть прибыли, зато получат возможность доставлять товары по фиксированной цене в самые отдалённые уголки страны, куда их собственные логисты даже и не планировали выдвигаться. Понятно, что карты уже розданы, осталось только грамотно их разыграть, может партия и не будет проходить исключительно в одну калитку.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter