Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай побеждает? Обратная сторона централизованного планирования » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай побеждает? Обратная сторона централизованного планирования

15 мая 2024 ИХ "Финам"

Президент России Владимир Путин 16-17 мая совершит свой первый на новом сроке зарубежный визит в Китай, страну, которая после СВО стала главным политическим и экономическим союзником России. Пекин в настоящее время активно наращивает свое экономическое влияние по своему миру, однако, как полагают авторы недавней статьи на экспертном портале The Library of Economic and Liberty международные экономисты Райан Йонк и Итан Янг, Китай в настоящее время оказался перед лицом множества проблем, связанных с последствиями пандемии, усилением партийного контроля над экономикой и ухудшением отношений между ЕС и США.

Принято считать, что Китай – это высококомпетентный, хорошо смазанный механизм автократии, в то время как Соединенные Штаты представляют собой политический цирк. Китай разрабатывает планы, касающиеся победы в невидимой войне за управление миром, а Си Цзиньпин, похоже, способен запускать одну масштабную политическую кампанию за другой.

Хотя эти утверждения на первый взгляд кажутся верными, более глубокий анализ ситуации показывает, что Китай сталкивается с реальными и существенными проблемами в своем стремлении централизованно планировать всю жизнь.

Эти проблемы, в отличие от падения курса доллара и неудач американских политиков, возможно, не получают такого широкого внимания общественности, но это проблемы, которые ставят Коммунистическую партию Китая (КПК) в гораздо менее безопасное положение, чем кажется.

Город Зеро. Провал «нулевой толерантности» к Covid-19
Во время вспышки пандемии Covid-19 наблюдатели оценивали быстроту, с которой китайские власти смогли построить больницы и принять решительные меры. Тем временем Соединенные Штаты, например, погрязли в партийных спорах, а конституционные сдержки и противовесы лишили лиц, принимающих решения, возможности эффективных мер.

Однако для тех, кто знаком с Китаем, сегодня еще более очевидно, что авторитарная система этой страны привела к своим собственным структурным провалам. Местные чиновники были с самого начала заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму информацию о вспышке пандемии, поскольку их продвижение по службе и их работа зависели от распространения хороших новостей о кризисе. Врача-разоблачителя, который помог сообщить новости о вирусе, заставили замолчать и вспомнили как героя только после широкомасштабного общественного протеста.

Самой симптоматичной ошибкой стала китайская стратегия «Нулевой терпимости к Covid». В попытке сдержать более заразный, но менее смертоносный вариант «омикрон» Китай использовал драконовскую стратегию изоляции в то время, когда остальной мир начал возвращаться к нормальной жизни, чему способствовало внедрение вакцин и повышение уровня естественного иммунитета. Это привело к тому, что Китай был фактически отрезан от мировой торговли, жизненно важной для поддержания его экономики. Целые города, такие как шумный мегаполис Шанхай, были закрыты, у граждан закончились запасы продовольствия, и многие оказались заперты в своих домах на длительное время. Власти также препятствовали внедрению западных вакцин, производимых компаниями Moderna и Pfizer. Собственная китайская вакцина Sinovac-CoronaVac, как признали высокопоставленные чиновники, была не столь эффективной.

Затем в одночасье карантинные меры были внезапно сняты, что привело к распространению заразного варианта «омикрон» среди населения с низким уровнем естественного иммунитета или вакцинации, что привело к массовому всплеску инфекций и значительному числу смертей.

Китай побеждает? Обратная сторона централизованного планирования


Экономический рост ненадолго восстановился, но затем снова застопорился, поскольку предприятия и обеспеченные граждане начали хеджировать политические риски путем перемещения инвестиций на соседние рынки, такие как Сингапур и Таиланд.

При этом лояльные бюрократы, которые проводили линию Си Цзиньпина в отношении «нулевой толерантности», продвигались на руководящие должности в Политбюро. Эти политические реалии существенно подорвали деловое доверие к Китаю. Сами граждане страны при этом покупают недвижимость в зарубежных странах и выводят средства за рубеж.

В целом эти недостатки убедительно свидетельствуют о том, что общее представление о сверхкомпетентном и эффективном автократическом режиме неверно.

Электромобили на кладбище и партийный контроль
Практически во всех сферах китайской политической и экономической жизни разрушения, вызванные авторитарной технократией лишь слегка прикрываются образом решительного и эффективного руководства. Примеры этой реальности можно найти по всему Китаю.

Например, в августе 2023 года агентство Bloomberg сообщило о растущей проблеме массового сбора неиспользованных электромобилей, которые не только являются пустой тратой ресурсов, но и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Эти «кладбища» электромобилей возникли в результате государственного субсидирования рынка электромобилей как для экономических, так и для геополитических целей. Пекин рассматривал развитие электромобилей как новую ключевую технологию, а КПК считала, что продажи электромобилей будут иметь важнейшее значение для распространения китайского влияния по всему миру. Но как только правительство начало сокращать государственную помощь производству электромобилей из-за избытка транспортных средств это положило конец искусственно поддерживаемому государством рынку. К 2023 году число производителей электромобилей сократилось с 500 до 100.

В попытке контролировать экономический сектор в 2020 году было опубликовано «Заключение об усилении единого фронта работы частной экономики в новую эпоху». Оно сигнализировало о восстановлении партийной власти как в частных, так и в государственных предприятиях. При этом КПК сохраняет непосредственное участие в работе отделов управления персоналом и корпоративного управления.

Несмотря на широкое предоставление полномочий, эта директива была только началом утверждения Си Цзиньпином партийного контроля. В 2021 году Си Цзиньпин объявил об «Общем процветании» — беспрецедентной кампании по регулированию и перераспределению доходов, ориентированной на крупнейшие компании Китая.

В ответ на критику КПК заявила, что агрессивные антимонопольные действия, предпринятые против крупных фирм, таких как гигант электронной коммерции Alibaba и служба заказа такси Didi, исправили многолетние перекосы и способствовали интересам китайской общественности, уставшей от власти корпораций.

Репрессии напомнили частным фирмам, что КПК в конечном итоге отвечает за все аспекты жизни Китая. Но их результаты, однако, дискредитируют эту идею и демонстрируют, что такие попытки не приводят к новой эре «10 000 маленьких гигантов» с множеством компаний типа Amazon и Google, конкурирующих друг с другом. Вместо этого атака на наиболее прибыльные компании привела к резкому росту безработицы среди молодежи и экономической неопределенности.

Хотя КПК является единой политической силой, она состоит из различных фракций, включая коммунистов «без страха и упрека», экономических реформаторов, приближенной к власти элите, военно-промышленного комплекса и региональных групп интересов. Си Цзиньпин, как и большинство авторитарных лидеров, поднялся на вершину благодаря сложным и запутанным альянсам, давая обещания разным группам, а также вычищая и заключая в тюрьму своих врагов. По этой причине, особенно после его многочисленных антикоррупционных чисток, нацеленных как на действительно коррумпированных лиц, так и на политических оппонентов, многие предполагают, что Си не может уйти от власти, не столкнувшись с ответным ударом. В результате, его дальнейшее руководство будет все больше зависеть от этой дилеммы и потенциально подрывать его способность принимать взвешенные решения.

Не все так просто
Широко распространено мнение, что КПК строит 100-летние планы, медленно выжидает своего часа и изобретательными способами расширяет свое влияние по всему миру. Хотя Пекин добился определенного успеха в реализации этой концепции, недавние события оказались тревожным звонком. Отношения КПК с крупными торговыми центрами, такими как Европейский Союз, и соседними державами, такими как Индия и Япония, стали сложными и все более враждебными.

Китайский лидер Дэн Сяопин сформулировал стратегию «Прятаться и выжидать». Эта доктрина предполагает, что Китай продолжит наращивать свой промышленный, военный и дипломатический потенциал, уделяя при этом приоритетное внимание дружественным отношениям со всеми странами и никогда не беря на себя роль лидера. Эта стратегия практиковалась на протяжении десятилетий, что принесло Пекину существенное влияние в мировой экономике.

Сегодня многие страны гораздо более открыты для перспективы поставить под угрозу экономические отношения с Китаем в пользу безопасности и смягчения баланса сил в Индо-Тихоокеанском регионе, чем всего несколько лет назад. Эта динамика обусловлена как естественными тенденциями балансирования, которые следуют за увеличением внешнеполитического веса Китая, так и его собственными действиями, которые обострили напряженность в отношениях с Западом и его соседями.

Китайцы стали мировой сверхдержавой и за один жизненный цикл вывели огромное население из нищеты. Эти достижения во многом объясняются структурными факторами, такими как наличие огромной численности населения и устранение многолетних самоограничений, которые высвободили огромную производственную энергию.

Короче говоря, рост Китая произошел несмотря на вмешательство правительства, а не из-за какого-то технократического плана. Действительно, сегодня заголовки пестрят статьями, подчеркивающими застой Китая, и рассуждают о «пике Китая», поскольку правительство вводит новые ограничения.

Но реальность такова, что Китай не является исключительно компетентной, хорошо отлаженной автократией, которая неизбежно добьется успеха. Вместо этого КПК сталкивается с реальными проблемами, присущими ее авторитарному правлению. В их числе: влиятельные группы интересов, стремящиеся сохранить непроизводительные государственные предприятия, нерациональное распределение капитала в результате десятилетий промышленной политики и потеря доверия бизнеса из-за недавних попыток внедрить партийный контроль в повседневную жизнь.