3 октября 2024 БКС Экспресс
Климатический кризис из прогнозов далекого будущего постепенно становится нашей реальностью. Стихийные бедствия, вызванные глобальным потеплением, наносят экономике мира значительный ущерб — в $200 млрд ежегодно. Однако и это, по словам ученых, нижняя планка всех потенциальных потерь, а ведь речь идет только о материальном ущербе и глобальных убытках страховой отрасли.
На что еще может повлиять климатический кризис?
Транспортная инфраструктура
Исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, показало, что экстремальные температуры и наводнения, вызванные изменением климата, могут привести к обрушению каждого четвертого стального моста в США к 2050 г. Исследователи обнаружили, что к 2040 г. разрушения, вызванные рекордной жарой, могут потребовать масштабного ремонта и закрытия сооружений.
Четверть мостов в стране, пишет The New York Times, были построены до 1960 г. и сейчас нуждаются в ремонте. Однако климатические условия значительно ускоряют их разрушение, по сути, заставляя конструкции преждевременно «стареть». Десятилетия назад использовались материалы, не рассчитанные на столь резкие перепады температуры. Не справляются и технологии, призванные компенсировать такие колебания: например, стандартные деформационные швы. Это специальный зазор между двумя полотнами или конструкциями, предназначенный для снижения нагрузки при скачках температуры или сейсмических явлениях. В результате мостовым балкам приходится выдерживать гораздо больший вес, чем рассчитано при их строительстве, сталь деформируется и скручивается, дорожное покрытие начинает коробиться, трескаться. Обильные осадки, в свою очередь, становятся причиной размыва почвы вокруг мостовых опор и фундамента, что может привести если не к обрушению, то к неравномерному перераспределению нагрузки на части конструкций.
Федеральные проекты закладывают определенные бюджеты на модернизацию транспортной системы, одна строительство более устойчивых к наводнениям и засухе мостов может стоить на 30–40% дороже. Кроме того, на их возведение необходимо время и изменение строительных стандартов — новые конструкции проектируются шире и выше прежних, с более глубоким фундаментом и прочными материалами.
«Мы учимся на событиях, которые на нас обрушиваются, пытаемся подстраиваться под изменения, которые климат принесет нам в будущем, но это постоянно изменяющаяся цель», — говорит директор национальной ассоциации в сфере автодорог и транспорта.
Уровень рождаемости
Ученые из института демографических исследований Макса Планка в Германии зафиксировали снижение рождаемости через девять месяцев после аномальной жары. В своей работе они изучили связь между температурой воздуха и рождаемостью на примере Испании. Авторы исследования рассчитали общий коэффициент рождаемости (ОКР) — предположительное среднее количество детей, рожденных женщинами за их жизнь. И сопоставили полученные данные с погодными условиями в период с 2010 по 2018 гг. Оказалось, что ОКР снижался на 0,3% через девять месяцев после дней со средней температурой в диапазоне 25–30 °C. Эффект увеличивался с повышением температуры: с каждым дополнительным днем жары выше 30 °C падение приближалось к 0,8%. Снижение было небольшим, отмечают ученые, но постоянным.
Это новое исследование присоединяется к ряду недавних работ, сообщающих о спаде рождаемости после скачков среднесуточной температуры по всему миру. К примеру, в Америке данные более чем за 70 лет показывают, что дневная температура выше 27 °C приводит к среднему падению рождаемости на 0,4%. Схожие эффекты были зарегистрированы в Южной Корее, Бразилии и странах Африки к югу от Сахары. А европейские ученые говорят о снижении ОКР на 0,7% за каждый дополнительный день с температурой выше 25 °C.
Сейчас, отмечают ученые, влияние жары на показатели рождаемости довольно скромные, значимыми по-прежнему остаются социальные, культурные и экономические факторы. Однако по мере изменения климата жара может усиливать этот эффект или продлевать его воздействие.
Туристическая отрасль
Потенциальное будущее туристической отрасли в недавнем отчете, составленном страховыми компаниями совместно с экономистами, продемонстрировала Австралия: винодельческие регионы окутаны дымом лесных пожаров, тропический лес отрезан наводнением, а туристы застряли в крупных аэропортах из-за сильных штормов.
В этой стране туризм — одна из ключевых отраслей экономики, и влияние климатического кризиса может быть беспрецедентно. Почти 68% туристических объектов Австралии — от национальных парков до городских достопримечательностей и аэропортов — находятся под угрозой, если климатический кризис продолжится, говорится в отчете. К 2050 г. они будут максимально уязвимы к девяти «климатическим опасностям»: ветру, наводнению, жаре, холоду, штормам, засухе, лесным пожарам, граду и дождю. Под угрозой многие из 620 тыс. рабочих мест в отрасли.
Лесные пожары так называемого «черного лета» в 2019 и 2020 гг. сократили национальные доходы от туризма на 35%. Закрывались туристические объекты даже в тех регионах, которые не были физически затронуты огнем. Последствия стихийного бедствия для отрасли практически мгновенно нанесли экономике страны ущерб в размере $2,8 млрд.
По словам авторов отчета, обсуждение климатической политики в стране было сосредоточено в основном на сокращении выбросов, тогда как изменение климата «уже происходит и будет ухудшаться». По их мнению, необходимо гораздо больше усилий, чтобы помочь объектам стать более устойчивыми и адаптироваться к последствиям.
Так, в период с 2005 по 2022 гг. на ликвидацию последствий стихийных бедствий в стране было потрачено $24 млрд, но всего $0,5 млрд ушло на «обеспечение готовности к будущим событиям и устойчивости к стихийным бедствиям».
Карл Маллон, генеральный директор Climate Risk Group, которая анализирует затраты и риски глобального потепления
Глобальное потепление усугубляет скрытые затраты от стихийных бедствий. Это расходы на здоровье, связанные с вдыханием дыма от лесных пожаров, на ущерб психическому здоровью, на инфляцию расходов на восстановление из-за спроса на рабочую силу и материалы, а также на потерю рабочих мест, когда предприятия закрываются навсегда, и на то, как это каскадно распространяется по цепочке поставок.
Юридический ландшафт
Крупные нефтяные компании сталкиваются с растущим числом судебных исков, связанных с изменением климата, пишет The Guardian.
Исследовательская группа Oil Change International и организация по исследованию климата Zero Carbon Analytics проанализировали судебные дела, в которых ответчиком были названы 25 крупнейших в мире производителей ископаемого топлива. С 2015 г. количество таких исков утроилось. Они были поданы городами, штатами и правительственными организациями, а также экологическими группами, коренными племенами и отдельными лицами. 50 из них зарегистрированы в судах США, 24 — в европейских инстанциях, 5 — в Австралии, 4 — в Нигерии.
В большинстве из них выдвинуты требования компенсировать ущерб, нанесенный климату: по оценкам предыдущих отчетов, крупнейшие «загрязнители» несут ответственность за триллионы долларов в виде утраченных домов, средств к существованию и инфраструктуры.
Увеличение числа таких дел авторы связывают с развитием науки. По их словам, современные исследовательские методы позволяют «с большей точностью связывать определенные экстремальные погодные явления с изменением климата», а также количественно оценивать воздействие на климат, приписываемое выбросам конкретных компаний.
Эксперты отмечают, что отрасль сталкивается с огромным количество дел, но такие судебные иски не способны решить проблемы климатического кризиса. Однако добавляют некоторые из них, что в ближайшие годы «могут произойти важные и, возможно, решающие события в этой кампании», кроме того, в настоящее время в этой сфере разрабатываются новые правовые теории.
На что еще может повлиять климатический кризис?
Транспортная инфраструктура
Исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, показало, что экстремальные температуры и наводнения, вызванные изменением климата, могут привести к обрушению каждого четвертого стального моста в США к 2050 г. Исследователи обнаружили, что к 2040 г. разрушения, вызванные рекордной жарой, могут потребовать масштабного ремонта и закрытия сооружений.
Четверть мостов в стране, пишет The New York Times, были построены до 1960 г. и сейчас нуждаются в ремонте. Однако климатические условия значительно ускоряют их разрушение, по сути, заставляя конструкции преждевременно «стареть». Десятилетия назад использовались материалы, не рассчитанные на столь резкие перепады температуры. Не справляются и технологии, призванные компенсировать такие колебания: например, стандартные деформационные швы. Это специальный зазор между двумя полотнами или конструкциями, предназначенный для снижения нагрузки при скачках температуры или сейсмических явлениях. В результате мостовым балкам приходится выдерживать гораздо больший вес, чем рассчитано при их строительстве, сталь деформируется и скручивается, дорожное покрытие начинает коробиться, трескаться. Обильные осадки, в свою очередь, становятся причиной размыва почвы вокруг мостовых опор и фундамента, что может привести если не к обрушению, то к неравномерному перераспределению нагрузки на части конструкций.
Федеральные проекты закладывают определенные бюджеты на модернизацию транспортной системы, одна строительство более устойчивых к наводнениям и засухе мостов может стоить на 30–40% дороже. Кроме того, на их возведение необходимо время и изменение строительных стандартов — новые конструкции проектируются шире и выше прежних, с более глубоким фундаментом и прочными материалами.
«Мы учимся на событиях, которые на нас обрушиваются, пытаемся подстраиваться под изменения, которые климат принесет нам в будущем, но это постоянно изменяющаяся цель», — говорит директор национальной ассоциации в сфере автодорог и транспорта.
Уровень рождаемости
Ученые из института демографических исследований Макса Планка в Германии зафиксировали снижение рождаемости через девять месяцев после аномальной жары. В своей работе они изучили связь между температурой воздуха и рождаемостью на примере Испании. Авторы исследования рассчитали общий коэффициент рождаемости (ОКР) — предположительное среднее количество детей, рожденных женщинами за их жизнь. И сопоставили полученные данные с погодными условиями в период с 2010 по 2018 гг. Оказалось, что ОКР снижался на 0,3% через девять месяцев после дней со средней температурой в диапазоне 25–30 °C. Эффект увеличивался с повышением температуры: с каждым дополнительным днем жары выше 30 °C падение приближалось к 0,8%. Снижение было небольшим, отмечают ученые, но постоянным.
Это новое исследование присоединяется к ряду недавних работ, сообщающих о спаде рождаемости после скачков среднесуточной температуры по всему миру. К примеру, в Америке данные более чем за 70 лет показывают, что дневная температура выше 27 °C приводит к среднему падению рождаемости на 0,4%. Схожие эффекты были зарегистрированы в Южной Корее, Бразилии и странах Африки к югу от Сахары. А европейские ученые говорят о снижении ОКР на 0,7% за каждый дополнительный день с температурой выше 25 °C.
Сейчас, отмечают ученые, влияние жары на показатели рождаемости довольно скромные, значимыми по-прежнему остаются социальные, культурные и экономические факторы. Однако по мере изменения климата жара может усиливать этот эффект или продлевать его воздействие.
Туристическая отрасль
Потенциальное будущее туристической отрасли в недавнем отчете, составленном страховыми компаниями совместно с экономистами, продемонстрировала Австралия: винодельческие регионы окутаны дымом лесных пожаров, тропический лес отрезан наводнением, а туристы застряли в крупных аэропортах из-за сильных штормов.
В этой стране туризм — одна из ключевых отраслей экономики, и влияние климатического кризиса может быть беспрецедентно. Почти 68% туристических объектов Австралии — от национальных парков до городских достопримечательностей и аэропортов — находятся под угрозой, если климатический кризис продолжится, говорится в отчете. К 2050 г. они будут максимально уязвимы к девяти «климатическим опасностям»: ветру, наводнению, жаре, холоду, штормам, засухе, лесным пожарам, граду и дождю. Под угрозой многие из 620 тыс. рабочих мест в отрасли.
Лесные пожары так называемого «черного лета» в 2019 и 2020 гг. сократили национальные доходы от туризма на 35%. Закрывались туристические объекты даже в тех регионах, которые не были физически затронуты огнем. Последствия стихийного бедствия для отрасли практически мгновенно нанесли экономике страны ущерб в размере $2,8 млрд.
По словам авторов отчета, обсуждение климатической политики в стране было сосредоточено в основном на сокращении выбросов, тогда как изменение климата «уже происходит и будет ухудшаться». По их мнению, необходимо гораздо больше усилий, чтобы помочь объектам стать более устойчивыми и адаптироваться к последствиям.
Так, в период с 2005 по 2022 гг. на ликвидацию последствий стихийных бедствий в стране было потрачено $24 млрд, но всего $0,5 млрд ушло на «обеспечение готовности к будущим событиям и устойчивости к стихийным бедствиям».
Карл Маллон, генеральный директор Climate Risk Group, которая анализирует затраты и риски глобального потепления
Глобальное потепление усугубляет скрытые затраты от стихийных бедствий. Это расходы на здоровье, связанные с вдыханием дыма от лесных пожаров, на ущерб психическому здоровью, на инфляцию расходов на восстановление из-за спроса на рабочую силу и материалы, а также на потерю рабочих мест, когда предприятия закрываются навсегда, и на то, как это каскадно распространяется по цепочке поставок.
Юридический ландшафт
Крупные нефтяные компании сталкиваются с растущим числом судебных исков, связанных с изменением климата, пишет The Guardian.
Исследовательская группа Oil Change International и организация по исследованию климата Zero Carbon Analytics проанализировали судебные дела, в которых ответчиком были названы 25 крупнейших в мире производителей ископаемого топлива. С 2015 г. количество таких исков утроилось. Они были поданы городами, штатами и правительственными организациями, а также экологическими группами, коренными племенами и отдельными лицами. 50 из них зарегистрированы в судах США, 24 — в европейских инстанциях, 5 — в Австралии, 4 — в Нигерии.
В большинстве из них выдвинуты требования компенсировать ущерб, нанесенный климату: по оценкам предыдущих отчетов, крупнейшие «загрязнители» несут ответственность за триллионы долларов в виде утраченных домов, средств к существованию и инфраструктуры.
Увеличение числа таких дел авторы связывают с развитием науки. По их словам, современные исследовательские методы позволяют «с большей точностью связывать определенные экстремальные погодные явления с изменением климата», а также количественно оценивать воздействие на климат, приписываемое выбросам конкретных компаний.
Эксперты отмечают, что отрасль сталкивается с огромным количество дел, но такие судебные иски не способны решить проблемы климатического кризиса. Однако добавляют некоторые из них, что в ближайшие годы «могут произойти важные и, возможно, решающие события в этой кампании», кроме того, в настоящее время в этой сфере разрабатываются новые правовые теории.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба