Минфин привлек в 2024 году свыше ₽4,37 трлн через гособлигации. Годовой план по заимствованиям перевыполнен, несмотря на то, что ведомству в течение года приходилось отменять ряд аукционов из-за высоких ставок
Министерство финансов выполнило план по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ) в 2024 году на 107% по итогам последних в этом году аукционов 25 декабря включительно. Ведомству удалось привлечь на рынке ₽4,37 трлн вместо первоначально запланированных ₽4,07 трлн, подсчитали «РБК Инвестиции » на основе данных Минфина. Причем почти ₽2 трлн было заимствовано всего на двух аукционах флоатеров нового образца за два дня — 4 и 11 декабря.
Всего в 2024 году объем чистого привлечения на внутреннем рынке путем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) планировался на уровне ₽2,63 трлн, а валовые внутренние заимствования с учетом погашений (₽1,44 трлн) в 2024 году должны были составить ₽4,07 трлн. Больше ведомство занимало лишь в 2020 году. В июле программа внутренних заимствований была уменьшена в части чистого привлечения путем ОФЗ с ₽2,63 трлн до ₽2,48 трлн, в связи с чем валовой объем привлечения средств на внутреннем рынке сократился до ₽3,92 трлн. Относительно уточенных цифр Минфин перевыполнил план на 11,5%.
По итогам аукционов 25 декабря объем привлеченных средств Минфином с помощью размещения ОФЗ составил ₽4,37 трлн по номиналу, подсчитали «РБК Инвестиции».
По итогам первого квартала Минфин занял ₽827,8 млрд по номиналу (с учетом дополнительных аукционов) из планируемых ₽800 млрд, выполнив тем самым квартальный план размещения на 103,5%.
Во втором квартале ведомству удалось выполнить план лишь на 50,55%. Тогда Минфин разместил ОФЗ на сумму ₽505,5 млрд по номиналу из ₽1 трлн по плану.
В третьем квартале ведомство повысило объем планируемых заимствований с ₽1 трлн до ₽1,5 трлн. Однако в ходе первичных аукционов, а также дополнительных размещений после аукционов (ДРПА) разместило ОФЗ на общую сумму ₽676,09 млрд по номиналу, выполнив квартальный план лишь на 45,1%.
В четвертом квартале Минфин разместил ОФЗ на ₽2,36 трлн, выполнив план на 98%. Причем большую часть из них обеспечили два новых выпуска с плавающей ставкой, один из которых был размещен на весь объем без остатка в объеме ₽1 трлн, а второй из-за неисполненных участниками обязательств разместился в объеме ₽999,7 млрд вместо изначального ₽1 трлн.
Несмотря на спрос со стороны инвесторов, более чем в два раза превысивший предложение (₽9,9 трлн против ₽4,37 трлн), ведомству приходилось в 2024 году 16 раз (а с учетом дополнительных размещений после аукциона 19 раз) признавать аукционы несостоявшимися «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен». Для сравнения, за период с 2015 по 2023 год было отменено в общей сложности 18 аукционов.
В среду, 18 декабря, Министерство финансов не смогло привлечь средства на двух аукционах по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ). Оба были признаны несостоявшимися. Ведомство не смогло разместить линкер ОФЗ-ИН 52005 и бумагу с постоянным купоном ОФЗ-ПД 26246.
Виталий Наумов, стратег «Эйлер Аналитические технологии», объяснял «РБК Инвестициям», что низкий спрос на линкер неудивителен, поскольку в нынешней макроэкономической ситуации логично, что инвесторы предпочитают флоатеры.
В интервью «РБК Инвестициям» Денис Мамонов, директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России, сообщил, что ведомство не будет отказываться от ОФЗ-ИН и продолжит предлагать их рынку.
В декабре 2024 года Минфин предложил рынку флоатеры нового формата номинальным объемом по ₽1 трлн каждый. Главное новшество в выпусках ОФЗ-ПК 29026 и 29027 заключается в том, что купонный доход определяется не по средней ставке RUONIA за купонный период с лагом в семь дней, как это было ранее, а с использованием срочной версии RUONIA.
Из размещенных почти ₽2 трлн в этих бумагах примерно 97% выкупили банки, сообщил Банк России в аналитическом материале «О развитии банковского сектора Российской Федерации в ноябре 2024 года».
Тем не менее, по словам Дениса Мамонова, в 2025 году приоритетом для Минфина будут являться бумаги с постоянным купонным доходом и сроком десять лет и более.
При этом представитель Минфина добавил, что ведомство будет учитывать спрос рынка на тот или иной инструмент и соотносить этот спрос со структурой своего портфеля. «Когда мы видим, что наше предложение длинных бумаг с фиксированной доходностью не находит спроса на рынке и вредит вторичной кривой, то выполняем свою задачу другими инструментами, в основном это флоатеры. Соответственно, в этой части нашей стратегии ничего не поменяется, мы будем действовать так же в 2025 году», — отметил Мамонов.
На 2025 год, согласно бюджету, запланировано валовое привлечение на уровне ₽4,781 трлн (с учетом погашений на ₽1,416 трлн), чистое — ₽3,365 трлн.
Министерство финансов выполнило план по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ) в 2024 году на 107% по итогам последних в этом году аукционов 25 декабря включительно. Ведомству удалось привлечь на рынке ₽4,37 трлн вместо первоначально запланированных ₽4,07 трлн, подсчитали «РБК Инвестиции » на основе данных Минфина. Причем почти ₽2 трлн было заимствовано всего на двух аукционах флоатеров нового образца за два дня — 4 и 11 декабря.
Всего в 2024 году объем чистого привлечения на внутреннем рынке путем выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) планировался на уровне ₽2,63 трлн, а валовые внутренние заимствования с учетом погашений (₽1,44 трлн) в 2024 году должны были составить ₽4,07 трлн. Больше ведомство занимало лишь в 2020 году. В июле программа внутренних заимствований была уменьшена в части чистого привлечения путем ОФЗ с ₽2,63 трлн до ₽2,48 трлн, в связи с чем валовой объем привлечения средств на внутреннем рынке сократился до ₽3,92 трлн. Относительно уточенных цифр Минфин перевыполнил план на 11,5%.
Государственный долг России на 1 декабря 2024 года составляет ₽27,3 трлн, из них внутренний долг — ₽21,69 трлн, внешний — $52,09 млрд (в рублевом эквиваленте — ₽5,61 трлн). ВВП пока уточнен Росстатом только на 1 октября — ₽139,1 трлн в текущих ценах.
По итогам аукционов 25 декабря объем привлеченных средств Минфином с помощью размещения ОФЗ составил ₽4,37 трлн по номиналу, подсчитали «РБК Инвестиции».
По итогам первого квартала Минфин занял ₽827,8 млрд по номиналу (с учетом дополнительных аукционов) из планируемых ₽800 млрд, выполнив тем самым квартальный план размещения на 103,5%.
Во втором квартале ведомству удалось выполнить план лишь на 50,55%. Тогда Минфин разместил ОФЗ на сумму ₽505,5 млрд по номиналу из ₽1 трлн по плану.
В третьем квартале ведомство повысило объем планируемых заимствований с ₽1 трлн до ₽1,5 трлн. Однако в ходе первичных аукционов, а также дополнительных размещений после аукционов (ДРПА) разместило ОФЗ на общую сумму ₽676,09 млрд по номиналу, выполнив квартальный план лишь на 45,1%.
В четвертом квартале Минфин разместил ОФЗ на ₽2,36 трлн, выполнив план на 98%. Причем большую часть из них обеспечили два новых выпуска с плавающей ставкой, один из которых был размещен на весь объем без остатка в объеме ₽1 трлн, а второй из-за неисполненных участниками обязательств разместился в объеме ₽999,7 млрд вместо изначального ₽1 трлн.
Несмотря на спрос со стороны инвесторов, более чем в два раза превысивший предложение (₽9,9 трлн против ₽4,37 трлн), ведомству приходилось в 2024 году 16 раз (а с учетом дополнительных размещений после аукциона 19 раз) признавать аукционы несостоявшимися «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен». Для сравнения, за период с 2015 по 2023 год было отменено в общей сложности 18 аукционов.
В среду, 18 декабря, Министерство финансов не смогло привлечь средства на двух аукционах по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ). Оба были признаны несостоявшимися. Ведомство не смогло разместить линкер ОФЗ-ИН 52005 и бумагу с постоянным купоном ОФЗ-ПД 26246.
Виталий Наумов, стратег «Эйлер Аналитические технологии», объяснял «РБК Инвестициям», что низкий спрос на линкер неудивителен, поскольку в нынешней макроэкономической ситуации логично, что инвесторы предпочитают флоатеры.
В интервью «РБК Инвестициям» Денис Мамонов, директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина России, сообщил, что ведомство не будет отказываться от ОФЗ-ИН и продолжит предлагать их рынку.
В декабре 2024 года Минфин предложил рынку флоатеры нового формата номинальным объемом по ₽1 трлн каждый. Главное новшество в выпусках ОФЗ-ПК 29026 и 29027 заключается в том, что купонный доход определяется не по средней ставке RUONIA за купонный период с лагом в семь дней, как это было ранее, а с использованием срочной версии RUONIA.
Из размещенных почти ₽2 трлн в этих бумагах примерно 97% выкупили банки, сообщил Банк России в аналитическом материале «О развитии банковского сектора Российской Федерации в ноябре 2024 года».
В 2024 году в структуре размещений гособлигаций преобладали выпуски с плавающей купонной доходностью (ПК). Доля размещенных флоатеров (ОФЗ-ПК) составила ₽2,57 трлн, или 58,8% от совокупного годового заимствования. Доля привлеченных средств по номиналу через ОФЗ-ПД составила ₽1,79 трлн (40,96%), линкеров (ОФЗ-ИН) — ₽8,95 млрд (0,2%).
Тем не менее, по словам Дениса Мамонова, в 2025 году приоритетом для Минфина будут являться бумаги с постоянным купонным доходом и сроком десять лет и более.
При этом представитель Минфина добавил, что ведомство будет учитывать спрос рынка на тот или иной инструмент и соотносить этот спрос со структурой своего портфеля. «Когда мы видим, что наше предложение длинных бумаг с фиксированной доходностью не находит спроса на рынке и вредит вторичной кривой, то выполняем свою задачу другими инструментами, в основном это флоатеры. Соответственно, в этой части нашей стратегии ничего не поменяется, мы будем действовать так же в 2025 году», — отметил Мамонов.
На 2025 год, согласно бюджету, запланировано валовое привлечение на уровне ₽4,781 трлн (с учетом погашений на ₽1,416 трлн), чистое — ₽3,365 трлн.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба