Даже несмотря на то, что без гипермаркетов выручка сократится втрое
Группа компаний «Окей» 26 декабря объявила о продаже менеджменту своей сети гипермаркетов с одноименным названием. Сумма сделки не раскрывается.
Фондовому рынку такое решение понравилось: компания продолжит управлять эффективной сетью дискаунтеров «Да!» и избавится от гипермаркетов, которые стагнируют. Сразу после появления информации о сделке акции «Окея» подорожали почти на 27%.
Разберемся, почему ретейлер принял такое решение и как оно может отразиться на компании и ее акционерах.
Что известно о сделке
На 30 сентября 2024 года группа «Окей» владела 296 магазинами: 219 дискаунтерами «Да!» и 77 гипермаркетами «Окей». По итогам января — сентября чистая розничная выручка этих активов составила 155,6 млрд рублей, из которых 102,7 млрд рублей принесли гипермаркеты. То есть группа продает сегмент, который генерирует примерно 2/3 ее выручки.
Продать планируют не только сами гипермаркеты, но и все связанные с сетью материальные и нематериальные активы, включая товарный знак «Окей» и логистическую инфраструктуру. В Т-Инвестициях предположили, что когда эту часть бизнеса выкупят, то она станет непубличной.
Покупателями выступят топ-менеджеры компании во главе с Константином Арабидисом, генеральным директором сети гипермаркетов, который до этого занимал пост финансового директора группы «Окей». Но телеграм-канал Market Power считает, что менеджмент — это переходное звено в сделке и в будущем владельцем этих активов станет «Лента», крупнейший в России оператор гипермаркетов.
Основную деятельность группа «Окей» ведет в России, но ее головной офис зарегистрирован в Люксембурге. Поэтому сделку еще должны одобрить правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в России и Федеральная антимонопольная служба.
Почему «Окей» решил продать гипермаркеты
В пресс-релизе компания не раскрывает конкретных причин продаж, отделавшись общими фразами о том, что «такое решение отвечает наилучшим интересам группы и всех ее акционеров».
Цена продажи тоже не раскрывается, а без этого нельзя сказать, насколько выгодна такая сделка для акционеров.
Можно выделить несколько возможных причин.
Компания избавляется от неэффективного актива. Гипермаркеты «Окей» генерируют более 60% всей выручки группы, но темпы роста выручки стагнируют. По итогам девяти месяцев 2024 года оборот гипермаркетов увеличился всего на 1,6%, что значительно меньше официальной инфляции. А покупатели все реже ходят в гипермаркеты: трафик упал на 4,7%.
Результаты дискаунтеров «Да!» значительно лучше: они показали рост трафика на 5,3%, а выручки — на 14,3%. По мнению аналитика ФГ «Финам» Игната Иванова, деньги от продажи гипермаркетов, скорее всего, пойдут на агрессивное расширение этой сети.
Компания стремится снизить долговую нагрузку. У «Окея» одна из самых высоких долговых нагрузок среди публичных российских ретейлеров. На 30 июня 2024 года коэффициент «чистый долг / EBITDA» холдинга составил внушительные 3,24×.
В условиях высоких ставок по кредиту это создает риски для финансовой устойчивости компании. Если продажа пройдет по рыночной цене или бизнес вместе с гипермаркетами передаст менеджменту и часть своих долговых обязательств, это должно помочь снизить долговую нагрузку до более безопасного уровня.
Станет проще провести редомициляцию. Регистрация в «недружественной» юрисдикции и статус иностранного эмитента создают для бизнеса дополнительные сложности и инфраструктурные риски.
Летом компания прекратила листинг своих глобальных депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже и перевела их в котировальный список второго уровня Московской биржи. Но с нового года они будут недоступны для покупки неквалифицированными инвесторами и их переведут из первого в третий уровень листинга, где объемы торгов значительно ниже.
При этом «Окей» остается чуть ли не единственным публичным эмитентом на российском рынке, который пока никак не прокомментировал возможность переезда в Россию. Можно предположить, что продажа гипермаркетов — это шаг на пути к решению этого вопроса. Например, это позволит упростить структуру холдинга, что облегчит процесс переезда. Или сделает бизнес более привлекательным для продажи стратегическому инвестору. Легче найти покупателя на одну сеть с понятной и растущей бизнес-моделью, чем на две такие разные, как дискаунтеры и гипермаркеты.
Что в итоге
После выхода новости расписки «Окея» на Московской бирже выросли практически на 30% — из-за такого скачка торговая площадка даже вынуждена была запустить дискретный аукцион по бумаге. Затем котировки немного скорректировались, но рост по итогам дня все равно составил более 20%.
Это значит, что инвесторы очень позитивно отреагировали на новость о продаже гипермаркетов. Хотя это и приведет к обрушению продаж компании почти в три раза, что отразится в отчетности ретейлера, ведь вместе с этим значительно увеличатся темпы роста выручки и улучшится рентабельность.
Сейчас сложно судить о том, насколько выгодна эта сделка для акционеров: слишком мало информации раскрыла компания. Неизвестны цена и сроки, конкретные причины и цели продажи, а также дальнейшие шаги бизнеса после того, как сеть гипермаркетов выведут за периметры группы.
Кроме того, продажу еще должны одобрить власти. Стоит дождаться конкретики по сделке, чтобы принимать взвешенное инвестиционное решение.
Группа компаний «Окей» 26 декабря объявила о продаже менеджменту своей сети гипермаркетов с одноименным названием. Сумма сделки не раскрывается.
Фондовому рынку такое решение понравилось: компания продолжит управлять эффективной сетью дискаунтеров «Да!» и избавится от гипермаркетов, которые стагнируют. Сразу после появления информации о сделке акции «Окея» подорожали почти на 27%.
Разберемся, почему ретейлер принял такое решение и как оно может отразиться на компании и ее акционерах.
Что известно о сделке
На 30 сентября 2024 года группа «Окей» владела 296 магазинами: 219 дискаунтерами «Да!» и 77 гипермаркетами «Окей». По итогам января — сентября чистая розничная выручка этих активов составила 155,6 млрд рублей, из которых 102,7 млрд рублей принесли гипермаркеты. То есть группа продает сегмент, который генерирует примерно 2/3 ее выручки.
Продать планируют не только сами гипермаркеты, но и все связанные с сетью материальные и нематериальные активы, включая товарный знак «Окей» и логистическую инфраструктуру. В Т-Инвестициях предположили, что когда эту часть бизнеса выкупят, то она станет непубличной.
Покупателями выступят топ-менеджеры компании во главе с Константином Арабидисом, генеральным директором сети гипермаркетов, который до этого занимал пост финансового директора группы «Окей». Но телеграм-канал Market Power считает, что менеджмент — это переходное звено в сделке и в будущем владельцем этих активов станет «Лента», крупнейший в России оператор гипермаркетов.
Основную деятельность группа «Окей» ведет в России, но ее головной офис зарегистрирован в Люксембурге. Поэтому сделку еще должны одобрить правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями в России и Федеральная антимонопольная служба.
Почему «Окей» решил продать гипермаркеты
В пресс-релизе компания не раскрывает конкретных причин продаж, отделавшись общими фразами о том, что «такое решение отвечает наилучшим интересам группы и всех ее акционеров».
Цена продажи тоже не раскрывается, а без этого нельзя сказать, насколько выгодна такая сделка для акционеров.
Можно выделить несколько возможных причин.
Компания избавляется от неэффективного актива. Гипермаркеты «Окей» генерируют более 60% всей выручки группы, но темпы роста выручки стагнируют. По итогам девяти месяцев 2024 года оборот гипермаркетов увеличился всего на 1,6%, что значительно меньше официальной инфляции. А покупатели все реже ходят в гипермаркеты: трафик упал на 4,7%.
Результаты дискаунтеров «Да!» значительно лучше: они показали рост трафика на 5,3%, а выручки — на 14,3%. По мнению аналитика ФГ «Финам» Игната Иванова, деньги от продажи гипермаркетов, скорее всего, пойдут на агрессивное расширение этой сети.
Компания стремится снизить долговую нагрузку. У «Окея» одна из самых высоких долговых нагрузок среди публичных российских ретейлеров. На 30 июня 2024 года коэффициент «чистый долг / EBITDA» холдинга составил внушительные 3,24×.
В условиях высоких ставок по кредиту это создает риски для финансовой устойчивости компании. Если продажа пройдет по рыночной цене или бизнес вместе с гипермаркетами передаст менеджменту и часть своих долговых обязательств, это должно помочь снизить долговую нагрузку до более безопасного уровня.
Станет проще провести редомициляцию. Регистрация в «недружественной» юрисдикции и статус иностранного эмитента создают для бизнеса дополнительные сложности и инфраструктурные риски.
Летом компания прекратила листинг своих глобальных депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже и перевела их в котировальный список второго уровня Московской биржи. Но с нового года они будут недоступны для покупки неквалифицированными инвесторами и их переведут из первого в третий уровень листинга, где объемы торгов значительно ниже.
При этом «Окей» остается чуть ли не единственным публичным эмитентом на российском рынке, который пока никак не прокомментировал возможность переезда в Россию. Можно предположить, что продажа гипермаркетов — это шаг на пути к решению этого вопроса. Например, это позволит упростить структуру холдинга, что облегчит процесс переезда. Или сделает бизнес более привлекательным для продажи стратегическому инвестору. Легче найти покупателя на одну сеть с понятной и растущей бизнес-моделью, чем на две такие разные, как дискаунтеры и гипермаркеты.
Что в итоге
После выхода новости расписки «Окея» на Московской бирже выросли практически на 30% — из-за такого скачка торговая площадка даже вынуждена была запустить дискретный аукцион по бумаге. Затем котировки немного скорректировались, но рост по итогам дня все равно составил более 20%.
Это значит, что инвесторы очень позитивно отреагировали на новость о продаже гипермаркетов. Хотя это и приведет к обрушению продаж компании почти в три раза, что отразится в отчетности ретейлера, ведь вместе с этим значительно увеличатся темпы роста выручки и улучшится рентабельность.
Сейчас сложно судить о том, насколько выгодна эта сделка для акционеров: слишком мало информации раскрыла компания. Неизвестны цена и сроки, конкретные причины и цели продажи, а также дальнейшие шаги бизнеса после того, как сеть гипермаркетов выведут за периметры группы.
Кроме того, продажу еще должны одобрить власти. Стоит дождаться конкретики по сделке, чтобы принимать взвешенное инвестиционное решение.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба