17 февраля 2025 The Economist | Природный газ
Первая настоящая зима за три года уже возобновила энергетические дебаты. С холодными температурами и жесткой конкуренцией за поставки с Азией спотовая цена на Dutch Transfer Title Facility (TTF), европейском газовом торговом узле, достигла €58 ($61) за мегаватт-час (МВт ·ч) 10 февраля, что стало самым высоким показателем за два года (см. диаграмму).
А 12 февраля Дональд Трамп заявил, что переговоры о прекращении войны на Украине начнутся «немедленно». Это заявление, похоже, было воспринято финансовыми рынками всерьёз.
Неудивительно, что некоторые европейские чиновники начали с интересом смотреть в сторону российского газа. Более низкие счета за электроэнергию могут оживить экономику Европы и успокоить население.
Яри Штен из банка Goldman Sachs прогнозирует, что окончание военного конфликта может привести к росту ВВП Европы дополнительно на 0,5%, и большая часть этого роста будет обеспечена более дешёвым природным газом.
Окончание конфликта может побудить Владимира Путина договориться о мирном соглашении и придерживаться его, считают сторонники этой идеи.
Венгрия и Словакия также поддерживают эту точку зрения. В недавнем интервью The Economist Фридрих Мерц, который, вероятно, скоро станет канцлером Германии, сказал, что «пока» возврата к российскому газу не будет, но не исключил такую возможность.
Любая такая сделка станет поразительным поворотом событий.
Европейская комиссия заявляет, что не видит связи между возобновлением поставок российского газа и украинскими мирными переговорами. Её цель — полностью отказаться от импорта российского газа и нефти к 2027 году, чтобы снизить зависимость от восточного соседа.
В 2022 году Россия прекратила поставки газа по «Северному потоку-1», своему основному трубопроводу в Европу. Ещё один трубопровод, проходящий через Украину, прекратил подачу газа 1 января этого года.
Сейчас ЕС получает только 10% своего газа из России, по сравнению с 45% в 2021 году. Россия не может перенаправить большую часть своих поставок, что приводит к значительным финансовым потерям. В 2022 году доходы от продажи газа составили 13% федерального бюджета России. Сейчас они составляют всего 8%. В 2023 году «Газпром», государственный газовый гигант страны, сообщил о своих первых убытках с 1999 года.
Решение о возобновлении поставок будет зависеть от стран, через которые проходят трубопроводы, а также от России, Германии и Украины. Их лидеры также столкнутся с давлением со стороны других стран. Кто же победит в этой борьбе?
На пике спроса Европейский союз потребляет около 320 млрд кубометров (млрд кубометров) газа в год. Емкость хранилищ блока, около 115 млрд кубометров, эквивалентна трети этого объема.
Эти резервы были почти заполнены, когда началась зима. С тех пор холодная погода и перебои с поставками вынудили ЕС сжигать больше газа, чем ожидалось. Сейчас его хранилища заполнены всего на 48% по сравнению с 66% в то же время в прошлом году.
Высокие цены подталкивают крупных потребителей, таких как производители химикатов и металлургические заводы, к сокращению спроса. Промышленное производство в блоке, и без того слабое, сокращается еще больше.
Более серьёзная проблема возникнет летом. Правила ЕС требуют, чтобы хранилища были заполнены на 90% к 1 ноября. Обычно это происходит в период с апреля по октябрь. В этом году ЕС придётся закупать больше газа, чем обычно, когда азиатские импортёры также стремятся пополнить свои запасы.
Дополнительные поставки ограничены. Ожидается поставка сжиженного природного газа (СПГ) из Америки и Катара, но большая часть прибудет только в следующем году. В результате цена на газ, который будет поставлен этим летом, выше, чем на следующую зиму. Это аномалия, которая делает хранение топлива невыгодным.
Газовый регулятор Германии рассматривает возможность предоставления субсидий для стимулирования хранения. Некоторые страны хотят смягчить целевой показатель ЕС по хранению.
Венгрия и Словакия по-прежнему получают российские газовые потоки через Турцию. Они и несколько других стран, включая Австрию, вероятно, также получают регазифицированный российский СПГ, который проходит через северную Европу. Однако они платят больше за своё топливо, поставки которого менее надёжны, чем раньше.
Возобновление потоков через Украину, которые были приостановлены в начале года, могло бы помочь им. Это также снизило бы цены по всей Европе за счёт уменьшения конкуренции за поставки.
После заявлений г-на Трампа о мирных переговорах цены на TTF упали на 9%. Только возвращение на рынок 15 миллиардов кубометров, которые украинский трубопровод перекачал в 2023 году, что значительно ниже максимума, может снизить цены на TTF на треть по сравнению с их недавним пиком, считает Энн-Софи Корбо из Колумбийского университета.
Банк MUFG предполагает, что цены могут снова снизиться вдвое к 2026 году, если потоки через Украину вырастут с низкого уровня в 2023 году.
Украина непреклонна в своём решении не продлевать сделку с Россией, но рассматриваются альтернативные варианты. Национальная газовая компания Словакии создаёт дочернюю компанию на Украине и подаёт заявку на получение транспортной лицензии, которая позволит осуществлять поставки из России.
Существует и более радикальный вариант: возобновление поставок по газопроводу «Северный поток — 1», который когда-то транспортировал 55 миллиардов кубометров газа в Европу, и, возможно, даже по «Северному потоку — 2», трубопроводу той же мощности, который так и не был введён в эксплуатацию.
Однако существуют значительные препятствия. Германии, которая сильно пострадала от своей предыдущей зависимости от российских энергоносителей, придётся дать разрешение. После теракта, которую приписывают украинским водолазам, три из четырёх труб «Северного потока» требуют ремонта. Это будет стоить сотни миллионов долларов, считает Майк Фулвуд из Оксфордского института энергетических исследований.
Наиболее скептически настроенные по отношению к России члены ЕС будут активно выступать против большей зависимости от российских энергоносителей.
Кроме того, есть ещё один фактор — Трамп. С одной стороны, президент США хочет, чтобы Европа закупала больше СПГ из его страны, как это произошло бы в случае отсутствия возобновления поставок из России. Полное возвращение российских поставок может привести к падению цен по всему миру, что сделает многие американские проекты по добыче газа убыточными, а миллиарды долларов инвестиций в проекты СПГ обесценятся.
С другой стороны, Дональд Трамп хотел бы получить Нобелевскую премию мира, и возвращение части российского газа в рамках мирного соглашения может показаться ценой, которую стоит заплатить.
http://www.economist.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба