4 марта 2025 Блинов Сергей
Показатели перевозок грузов по железным дорогам становятся малоинформативны. Поэтому мы внимательнее посмотрели на показатели отрасли автомобильных грузоперевозок. В данный обзор вошли четыре показателя.
Объём коммерческих перевозок грузов автотранспортом. +22% в декабре. Данные Росстата, идут с большим опозданием. Данные за январь появятся на этой неделе.
Индекс АТИ и тарифы по маршруту «Санкт-Петербург – Москва». Оба показателя отражают ситуацию с ценами на междугородние перевозки. Номинально цены остаются на уровне прошлых лет или даже немного выше. Но если скорректировать их на инфляцию, то в реальном выражении цены падают.
Индекс «Атракс». Рассчитывается АТИ (портал «Автотрансинфо») на основе соотношения заявок от перевозчиков и грузоотправителей. Индекс сейчас показывает избыток машин и недостаток грузов.
ДАЙДЖЕСТ
Мировая экономика
Продажи тяжёлых грузовиков китайскими производителями (на экспорт и на внутреннем рынке Китая) в феврале составили 80 тысяч штук (+34%). Тяжёлые грузовики – инвестиционный товар. И спрос на них, как правило, отражает состояние экономики. В данном случае – одной из двух крупнейших экономик мира.
Экономика России
Промпроизводство в январе выросло на 2,2%. Это заметно медленнее, чем в декабре (+8,2%), но всё же рост. Среднегодовые темпы роста держатся на уровне 4,5%.
Деловая активность в феврале по индексу PMI росла. Значение индекса 50,2 пункта находится вблизи границы 50 пунктов, отделяющей рост от падения.
Производство электроэнергии в январе упало. Это уже второй месяц падения подряд.
Четыре сюжета о грузоперевозках: в декабре коммерческие перевозки грузов автотранспортом выросли на 22%. При этом показатели, отражающие тарифы на междугородние перевозки показывают падение (Индекс АТИ; тарифы Санкт-Петербург – Москва). А индикатор «Атракс» указывает на избыток грузовиков и недостаток грузов.
Рынок легковых автомобилей, судя по недельным данным, в феврале упадёт примерно на 26% до 77 тысяч штук. Это будет первый месяц падения после 22 месяцев роста подряд.
Инфляция по итогам февраля может остановиться на 10%.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Продажи китайских грузовиков: 80 тыс. (+34%) в феврале
Тяжёлые грузовики – инвестиционный товар. И спрос на них, как правило, отражает состояние экономики. Далее о глобальном спросе на грузовики китайский производителей.
В феврале китайские производители продали 80 тысяч тяжёлых грузовиков (внутренний рынок плюс экспорт).
Это на 34% больше, чем в феврале прошлого года.
Пока динамика продаж «рваная». Падение в ноябре сменилось ростом в декабре. Затем опять падение в январе и вновь его сменил рост в феврале.
Чуть лучше ситуация видна на графике продаж за 12 месяцев (скользящий год)
Судя по этому графику, низшей точкой в продажах китайских производителей стал ноябрь 2024 года. Тогда за последние 12 месяцев было продано 870 тыс. тяжёлых грузовиков.
Затем, несмотря на «рваную» динамику, продажи за скользящий год не опускались ниже этой отметки.
При этом продажи уже 2,5 года находятся ниже многолетнего тренда.
Напомню, что это не продажи на внутреннем китайском рынке, а продажи китайских производителей, включая поставки на экспорт.
ЭКОНОМИКА РОССИИ
Промпроизводство в январе выросло на 2,2%
В январе индекс промпроизводства составил 99% от среднемесячного уровня 2021 года.
Для сравнения: в январе 2024 года индекс составил 97%.
К январю 2024 года промпроизводство выросло на 2,2%.
Среднегодовой темп роста (синяя линия на графике) с 5,7% в марте 2024 снизился до 4,3% в ноябре 2024. Сейчас он стабилизировался на уровне 4,3…4,7%. Замедление прекратилось.
Деловая активность в промышленности в феврале: слабый рост
Индекс PMI manufacturing, характеризующий деловую активность в обрабатывающей промышленности России, составил в феврале 50,2 пункта.
Напомним, что индекс выше 50 пунктов означает рост, а ниже 50 пунктов – падение деловой активности.
В феврале индекс балансирует на грани, но всё-таки остаётся в зоне роста.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия на графике ниже) снижается с августа 2024.
При этом, несмотря на снижение, он остаётся на высоком уровне. В период 2009-2022 годов (14 лет) среднегодовой индекс поднимался выше нынешнего уровня лишь однажды, в 2011 году (см. красный пунктир).
Производство электроэнергии падает второй месяц подряд
В январе 2025 года в России было произведено 114 млрд кВт-часов электроэнергии.
Это на 3,5% меньше, чем в январе прошлого года.
Производство электроэнергии падает второй месяц подряд. Падение ускоряется. Причём среднегодовые темпы (синяя линия на графике) достигли пика в ноябре (+3,1% годовых) и начали снижаться.
Является ли это признаком проблем в экономике, или связано с климатическим фактором (тёплая зима), покажет время.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было произведено 1,205 трлн киловатт-часов электроэнергии.
Пик было достигнут в ноябре, с тех пор производство снижается. Но при этом оно держится выше отметки в 1,2 трлн, которая впервые в истории была превышена в 2024 году.
Перевозки грузов в декабре: +22%
По данным Росстата перевозки грузов автотранспортом на коммерческой основе в декабре* 2024 года составили 243 млн. тонн.
Это ниже, чем на пике, в июле 2024 года, но это, тем не менее, лучший декабрь за всю историю наблюдений.
Рост к декабрю 2023 года составил 22%.
С декабря 2022 по май 2024 наблюдалось некоторое замедление темпов роста. Но с июня 2024 года темпы роста ускоряются.
*- данные за январь 2025 года Росстат опубликует 5 марта.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 2,7 млрд. тонн
Таким образом, 2024 год стал рекордным по объёмам коммерческих грузовых автоперевозок
Рост к 2020 году (минимальному за последние 8 лет) составил +90% – почти в два раза.
Далее рассмотрим другие индикаторы, отражающие ситуацию в области грузовых автоперевозок.
Индекс АТИ: седьмой месяц падения
Индекс АТИ, отражающий цены на грузовые автоперевозки, в феврале упал на 16% к февралю прошлого года
Это максимальное падение индекса за всю историю наблюдений с сентября 2018 года.
Сам индекс приведён на графике ниже
Оптимист мог бы отметить, что даже после падения индекс остаётся выше отметки 1500 пунктов. При этом до 2023 года он ни разу этой отметки не достигал.
Однако, возможен и взгляд пессимиста (см. далее).
Цены на перевозки – величина номинальная. Чтобы узнать реальное положение дел, необходимо эту величину корректировать на инфляцию.
Ниже приведены наши расчёты реального индекса АТИ в постоянных ценах 2021 года.
Среднегодовой реальный индекс (тёмно-синяя линия) всё ещё выше, чем в 2017-2022 годах.
Но текущий реальный индекс (голубая линия) уже вернулся в диапазон 1000-1200 пунктов, характерный для индекса в 2017-2022 годах.
Оценка:
Индекс не «провалился» ниже исторически сложившегося диапазона.
Это означает, что тарифы на грузоперевозки не столько упали, сколько с них «слетела» ажиотажная наценка, появившаяся в 2023 году.
Перевозки Санкт-Петербург – Москва: цены падают
Портал АТИ также публикует цены на перевозки по маршруту Санкт-Петербург – Москва.
Пика цены достигали в период «декабрь 2023 – март 2024» (64 рубля за километр).
На конец февраля 2025 года цены снизились до 52 рублей за километр. При этом они остаются достаточно высокими, ведь в 2019-2022 года они лишь в редких случаях поднимались выше 50 рублей.
Однако если скорректировать эти цены на инфляцию, то картина меняется.
Если учесть инфляцию, то на нынешние (февраля 2025 года) 57 рублей можно купить потребительских товаров и услуг столько, сколько в 2021 году можно было купить на 37 рублей.
Иначе говоря, в реальном выражении такими низкими как сейчас цены в 2019-2021 годах не бывали. Ниже нынешнего уровня реальные цены на грузоперевозки опускались только в самом начале СВО в 2022 году.
Индикатор «Атракс»: мало грузов, много машин
Ситуацию на рынке грузовых автоперевозок также отражает публикуемый на портале АТИ индикатор «Атракс».
Он показывает баланс предложения грузов и свободного транспорта. Информация актуальна для полностью загруженных автомобилей (FTL) 20 т, 82 м³.
Положительные значения индикатора указывают на дефицит транспорта, отрицательные — на избыток машин. Чем сильнее стрелка индикатора отклоняется от нуля, тем сильнее дисбаланс на рынке грузоперевозок.
При расчёте учтены данные более 230 крупнейших грузовладельцев и более 10 000 транспортных компаний.
Текущее положение индикатора -60 указывает, что на рынке наблюдается сильный профицит транспорта и недостаток груза.
Обратите внимание: с 2017 года на таких низких значениях индикатор бывал только однажды, в 2020 году, во время пандемии.
Рынок легковых автомобилей в феврале упадёт до 77 тысяч
По данным агентства «Автостат», регистрации легковых автомобилей на 9 неделе составили порядка 19,98 тыс. единиц.
Это -41% к 9 неделе прошлого года.
Темпы падения нарастают.
Мы снижаем свою оценку регистраций февраля до 76,7 тысячи.
Если оценка верна, то падение в феврале составит -26%.
Наблюдения:
– это станет первым с 2015 года случаем, когда февраль хуже января;
– это будет первым падением после 22 месяцев непрерывного (с апр.2023) роста, роста на протяжении почти двух лет.
В ближайшее время выйдет релиз Минпромторга о рынке транспортных средств в РФ в феврале. Можно будет уточнить оценку.
Инфляция по итогам февраля может остановиться на 10%
С 1 по 24 февраля среднесуточный рост цен составил 0,029%.
Если такие темпы сохранятся до конца месяца, то по итогам февраля инфляция составит 10,1% годовых. По сравнению с 9,9% по итогам января это небольшой рост.
Инфляция притормаживает на уровне около 10%.
Стоит учитывать, что окончательные данные Росстата за февраль могут отличаться от оценок по недельным данным, приведённым в таблице.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба