1 апреля 2025 Тинькофф Банк | Новотранс
ХК Новотранс входит в топ-15 крупнейших частных операторов железнодорожного подвижного состава, согласно рейтингу INFOLine.
Ключевые направления деятельности группы:
оперирование подвижным железнодорожным составом;
предоставление грузовых вагонов в аренду;
оказание экспедиторских услуг;
оказание услуг по ремонту вагонов;
оказание стивидорных услуг;
оперирование морским торговым портом.
Холдинг активно работает над диверсификацией источников выручки. Так, за последние годы он начал предоставлять услуги строительства и по перевалке грузов. Теперь структура выручки выглядит следующим образом.

Для инвесторов в облигации важно, что ХК Новотранс обладает высокими кредитными рейтингами: ruAA- от Эксперт РА и AA-.ru от НКР с прогнозом «стабильный».
Рынок железнодорожных перевозок
Железные дороги — основной вид транспорта в стране. На них приходится около 87% грузооборота транспортной системы РФ. Значительную долю в объеме ж/д перевозок занимают такие грузы, как:
уголь;
нефтепродукты и нефть;
строительные материалы;
черные металлы и железная руда;
химические и минеральные удобрения, зерно.
Индустрия железнодорожных грузоперевозок РФ характеризуется высоким уровнем конкуренции, несмотря на стабильно высокую долю РЖД. При этом доля РЖД все-таки несколько снизилась за последнее десятилетие.

Однако стоит обратить внимание на структуру рынка грузовых ж/д перевозок России:
компания-перевозчик, собственник железнодорожной инфраструктуры и тягового подвижного состава — это РЖД;
компании, оперирующие парком подвижного состава — это дочерние и зависимые от «РЖД» компании, а также частные операторы.
Поэтому, несмотря на снижение рыночной доли РЖД, изменение именно ее тарифной политики определяет состояние остальных участников рынка и напрямую влияет на их маржинальность. Ведь расходы на оплату тарифов — это основная статья расходов у всех независимых ж/д перевозчиков страны.
У ХК Новотранс доля в общем объеме поставок сырья и товаров (работ, услуг), осуществленных РЖД, достигает 17,9%.
Важно отметить, что рынок железнодорожных перевозок носит процикличный характер, то есть состояние экономики напрямую влияет на объемы перевозимых товаров.

Операционные показатели ХК Новотранс
Снижение объемов погрузки в 2021 году связано с:
общим сокращением объема погрузки на сети железных дорог;
изменением структуры перевозок и логистических схем перевозок.
В 2022 году экономический шок, вызванный геополитическими событиями, привел к перестройке всего рынка российской ж/д логистики, что не могло не сказаться на показателях ХК Новотранс.
Динамика объемов перевозок ХК Новотранс

Помимо экономического фактора, в 2022 году часть вагонов Новотранса была потеряна из-за заморозки активов украинской дочерней компании, что в более значимой степени повлияло на операционные результаты бизнеса. Однако обширные капитальные вложения позволили бизнесу быстро восстановить парк в 2023 году.

Отметим, что холдинг смог компенсировать снижение операционных показателей ростом суточной ставки предоставления полувагона. Поэтому выручка показала более позитивную динамику и росла в среднем на 24% в год за 2020–2023 годы.
Финансовые результаты ХК Новотранс
Учитывая специфику деятельности холдинга, его выручка напрямую зависит от экономической активности, в том числе от импортных и экспортных потоков. Это видно по динамике доходов последних лет.

Для оценки кредитного качества компании куда важнее динамика EBITDA и маржинальности по этому показателю, которая находится на уровне мировых аналогов (сейчас она составляет 50,3%).

При этом холдингу удалось поднять маржинальность уже по чистой прибыли выше среднего значения мировых аналогов. И это после непростого ковидного периода, что говорит об эффективности менеджмента.

На фоне значительных капитальных затрат последние два года свободный денежный поток холдинга ушел в отрицательную зону. Но здесь отметим, что денежный поток от операционной деятельности стабильно держится в плюсе последние годы.

Долговая нагрузка последние годы держится на умеренном уровне. Причем стратегия компании подразумевает сохранение коэффициента чистый долг/EBITDA не выше 3х как минимум до конца 2025-го.

На этом фоне коэффициент покрытия процентных расходов ICR (EBITDA/процентные платежи) показывал исключительно рост. По итогам первого полугодия 2024-го показатель находится на очень комфортном уровне.

Ключевые финансовые показатели ХК Новотранс

Наше мнение об облигациях ХК Новотранс
Сейчас на рынке торгуется четыре выпуска эмитента (плюс один планируется к размещению). Учитывая наш базовый прогноз по динамике денежно-кредитной политики, сейчас наиболее целесообразно фиксировать доходности среднесрочных и длинных выпусков. К таким можно отнести третий, четвертый и пятый выпуски облигаций ХК Новотранс. Все они предлагают доходность выше 20%, а также обладают высокой ликвидностью.

Еще одно преимущество облигаций ХК Новотранс — наличие амортизации. Это дает инвесторам дополнительнительные возможности по ротации капитала, что крайне актуально в текущих условиях сохранения неопределенности относительно монетарной политики на среднесрочном горизонте. Об этом мы рассказывали в нашей инвестиционной стратегии.
Ну и что?
ХК Новотранс — это зрелая компания, которая работает на довольно конкурентном рынке и при этом демонстрирует высокую эффективность бизнеса. Маржинальность по EBITDA и чистой прибыли находятся на высоком уровне.
Компания является частью важнейшей инфраструктуры логистики сырья, топлива и строительных материалов (это одни из ключевых компонент российской экономики).
Долговая нагрузка холдинга стабильно держится на умеренном уровне, причем стратегия компании подразумевает ее сохранение на уровне не более 3х в этом году. Это вкупе со стабильно высоким коэффициентом покрытия процентных платежей делает ХК Новотранс крайне надежным заемщиком. Об этом говорят и высокие кредитные рейтинги: ruAA- от Эксперт РА и AA-.ru от НКР с прогнозом «стабильный».
Компания была вынуждена увеличить капитальные вложения, чтобы восстановить парк вагонов после потери контроля над украинскими активами. Это привело свободный денежный поток в отрицательную зону. Но в дальнейшем эффект на него может быть более умеренным.
Кредитные спреды у облигаций даже надежных корпоративных эмитентов все еще находятся на исторически высоких уровнях. Это создает крайне привлекательные возможности для инвесторов в долговые бумаги. Средний кредитный спред у среднесрочных выпусков ХК Новотранс превышает 430 б. п., тогда как исторически они находились зачастую в диапазоне 150—250 б. п.
Еще одно преимущество среднесрочных выпусков эмитента — наличие амортизации, которая дает инвесторам дополнительные возможности для управления капиталом, что крайне актуально в текущих условиях.
Мы высоко оцениваем кредитное качество ХК Новотранс и рекомендуем его среднесрочные выпуски к добавлению в портфель:
третий выпуск с погашением 26.10.2027 и доходностью 21,6% годовых;
четвертый выпуск с погашением 25.08.2026 и доходностью 21,4% годовых;
пятый выпуск с погашением 04.03.2027 и доходностью 21,5% годовых.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
