Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рынок стали: США вводят пошлины на импорт металла. Кто из российских сталеваров окажется в плюсе? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рынок стали: США вводят пошлины на импорт металла. Кто из российских сталеваров окажется в плюсе?

10 марта 2025 БКС Экспресс | ММК НЛМК Северсталь Чуйко Кирилл
$1500 получи мгновенно при открытии счета Startup бонус
Ключевые моменты

США не в первый раз вводят пошлины на импорт стали — аналогичное решение принималось в марте 2018 г.
Как и в 2018 г., после объявления импортных пошлин цены на сталь в США резко рванули вверх, на других рынках динамика была ровной
Мы проанализировали, как тарифные ограничения отразятся на российских сталеварах

В феврале президент США Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин на сталь в размере 25%. В результате внутренние цены взлетели на 40%. Это не первый раз, когда США ограничивают доступ на свой рынок: аналогичная мера уже принималась в 2018 г. Мы проанализировали, как тогда отреагировали котировки стали в других странах, и оценили эффект от пошлин для российского рынка. О том, к каким выводам мы пришли, читайте в нашем отчете.

Главное

• Котировки стали в США достигли максимума с февраля 2024 г., превысив $1000 за тонну.

• Цены на прочих рынках, включая Россию, никак не отреагировали на такую динамику — ждем нейтрального влияния и далее.

• В марте 2018 г. США уже вводили подобные ограничения: российские цены тогда выросли на 6%, но с отставанием в 10 недель на фоне повышения китайских цен и сезонного оживления спроса в мае.

• Если ситуация повторится в этом году, прибыль сталеваров вырастет, но оценка по мультипликатору Р/Е все еще будет выше средней.

• У НЛМК часть активов расположена в Штатах, поэтому рост цен, по нашим оценкам, повысил EBITDA группы на 19%.

• Среднесрочно продолжаем смотреть негативно на российских металлургов.

В деталях

Ждать ли роста российских цен на сталь после взлета американских?

США являются чистым импортером металла с долей в потреблении около 20%, по данным Всемирной ассоциации стали. Это значит, что США закупают в других странах стали больше, чем продают. Страна не может полностью обеспечить себя металлом: примерно 20% стали, использующейся в США, приходится на импортные поставки. Оставшиеся 80% производятся внутри.

Дональд Трамп уже вводил в стране тарифные ограничения на ввоз стали в марте 2018 г. В результате чистый импорт сократился на 21%, или на 5 млн тонн, до 20 млн тонн, а производство увеличилось на 7%, или на 5 млн тонн, до 78 млн тонн в 2019 г. по сравнению с 2017 г.

Мы сравнили, как вели себя цены после объявления пошлин в 2018 г. и 2025 г. Цены на стальную продукцию в Штатах отреагировали существенным ростом в обоих периодах, опережая издержки на сырье (в частности, на лом). Такая динамика — результат снижения конкуренции с зарубежными поставками. Как показано на графике ниже, в 2025 г. котировки с февраля взлетели на 40%, в 2018 г. они прибавляли 12%.

Рынок стали: США вводят пошлины на импорт металла. Кто из российских сталеваров окажется в плюсе?


На других рынках реакция была неоднозначной: в доминирующем Китае цены не поднимались ни в 2018 г., ни в 2025 г. В России внутренние и экспортные котировки подскочили на 3% в 2018 г., но не изменились в 2025 г.

Мы также посмотрели на динамику спустя еще 5 недель в 2018 г. — с апреля по май. За этот период российские котировки оказались выше всего на 6%. В основном мы связываем это c сезонным увеличением спроса в среднем на 5–7% месяц к месяцу: в это время традиционно растет активность в строительном секторе.

Как тарифные ограничения отразятся на российских сталеварах

Прямой эффект на металлургов ограничивается только НЛМК, но оценка все еще будет высокой.

Из российских сталеваров только у НЛМК пока есть бизнес в США, поэтому рост цен имеет прямой эффект для этого металлурга. По нашим оценкам, в результате такого ралли наша оценка EBITDA в текущих ценах у НЛМК поднялась на 19%, а Р/Е опустился с 10 до 8х, что все еще выше исторических значений на 15%.

Если предположить, что российские цены на сталь в мае прибавят 6%, как это было в 2018 г., это поддержит прибыль компаний. Однако оценка все равно будет оставаться крайне высокой: Р/Е на уровне 7,5—11х при средних 7–9х ранее.

Мы сохраняем «Негативный» взгляд на сектор стали, ожидая слабую внутреннюю конъюнктуру как минимум до конца года в результате высоких процентных ставок и сравнительно более низкой доходности денежного потока в диапазоне 8–12%. Напомним, ранее мы прогнозировали, что в 2025 г. потребление стали в России сократится на 3%.