27 марта 2025 Financial Times
Детали новых тарифов
В среду Дональд Трамп объявил о значительной эскалации торговой войны, заявив, что США введут 25-процентные тарифы на импорт иностранных автомобилей. Тарифы вступят в силу 2 апреля — в самоустановленный президентом США срок для введения многочисленных ответных тарифов против торговых партнеров США.
«Это начало Дня освобождения в Америке», — сказал Трамп в Овальном кабинете в среду вечером. «Если вы производите свой автомобиль в Соединенных Штатах, тарифа не будет».
На вопрос, могут ли автопроизводители что-то сделать для отмены тарифов, Трамп ответил: «Это постоянно, 100%».
Президент предоставил отрасли передышку в этом месяце, когда временно освободил от новых тарифов все товары, соответствующие торговому соглашению США-Мексика-Канада (USMCA) 2020 года. На этот раз Трамп не обозначил никаких подобных исключений. «В основном, я думаю, это приведет к тому, что автомобили будут производиться в одном месте», — сказал он.
Механизм применения тарифов
Позже американский чиновник подтвердил, что тарифы будут применяться как к автозапчастям, так и к готовым автомобилям. В информационном бюллетене Белого дома говорится, что тарифами будут облагаться двигатели, трансмиссии, детали силовых агрегатов и электрические компоненты.
Чиновник добавил, что 25-процентный сбор будет применяться в дополнение к любым другим тарифам. Автомобили, соответствующие торговым условиям USMCA и ввозимые в США, будут облагаться тарифом только на иностранные комплектующие.
«Например, если автомобиль из Мексики поступает с 50% американских деталей и 50% иностранных деталей, тариф составит 50% от 25 процентов, то есть 12,5%», — сказал чиновник.
Детали, ввозимые в США по USMCA, временно будут освобождены от тарифов, но будут облагаться 25-процентными пошлинами на их неамериканское содержимое, как только будет разработан процесс их расчета, согласно информационному бюллетеню.
Обоснование тарифов
«Полученные доходы мы используем для обеспечения крупнейшего в американской истории снижения налогов», — сказал американский чиновник. «Тарифы равны снижению налогов».
Белый дом сослался на закон о национальной безопасности 1962 года для применения тарифов, утверждая, что автомобильная промышленность страны «жизненно важна» для национальной безопасности и «была подорвана чрезмерным импортом, угрожающим внутренней промышленной базе и цепочкам поставок Америки».
Профсоюз United Auto Workers приветствовал тарифы. «Прекращение гонки на понижение в автомобильной промышленности начинается с исправления наших неработающих торговых соглашений, и администрация Трампа сегодняшними действиями вошла в историю», — сказал Шон Фейн, президент UAW.
Реакция автопрома
Автопроизводители активно лоббировали против тарифов, утверждая, что они разрушат цепочки поставок и увеличат стоимость автомобилей для американских потребителей.
Акции General Motors упали на 7% в торговле после закрытия основной сессии в среду, в то время как американские акции материнской компании Chrysler, Stellantis, упали на 4%, согласно данным FactSet. Бумаги Ford подешевели примерно на 5%.
Почти половина автомобилей, продаваемых в США, импортируется, а автомобили, собранные в США, содержат почти 60% иностранных комплектующих, по данным аналитика Bernstein Даниэля Роески.
«25-процентный [тариф] на автомобильный импорт, длящийся более четырех-шести недель, вероятно, окажет охлаждающий эффект на весь сектор, поскольку [производителям оригинального оборудования] придется справляться со значительным влиянием на итоговые показатели», — сказал он.
Джессика Колдуэлл, руководитель аналитического отдела автомобильной исследовательской компании Edmunds, сказала, что цены на автомобили, вероятно, вырастут, поскольку автопроизводители переложат возросшие затраты на потребителей.
«С тарифом, установленным на заметном уровне в 25%, разумно ожидать, что цены на автомобили вырастут, что создает дополнительную проблему для отрасли, которая уже борется с текущими проблемами доступности», — сказала она.
Международная реакция
Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, заявила, что блок сожалеет о таком решении.
«Мы сейчас оценим это объявление вместе с другими мерами, которые США планируют в ближайшие дни», — сказала она. «ЕС продолжит искать решения путем переговоров, защищая при этом свои экономические интересы».
Фон дер Ляйен добавила: «Как крупная торговая держава и сильное сообщество из 27 государств-членов, мы будем совместно защищать наших работников, предприятия и потребителей во всем Европейском союзе».
Больше всего автомобилей ввозится в США из Мексики. В 2024 году она отправила через границу 2,77 млн автомобилей, подавляющее большинство без тарифов в рамках USMCA. Министр экономики Мексики Марсело Эбрард находился в Вашингтоне в среду для встречи с министром торговли Говардом Лутником.
Тарифы ударят по экономике Мексики, где миллион человек напрямую занят в секторе, составляющем около 4% ВВП.
Канадские автопроизводители также раскритиковали этот шаг. «Китай мог только мечтать о том, чтобы так быстро и решительно нанести ущерб американской автомобильной промышленности», — сказал Флавио Вольпе, президент Канадской ассоциации производителей автомобильных компонентов.
Премьер-министр Канады Марк Карни заявил, что его правительство использует доходы от ответных тарифов для финансирования и защиты уязвимых работников и компаний.
«Это прямая атака на работников, перед которыми я стоял сегодня утром, у моста Амбассадор [соединяющего Канаду и США], моста, который является символом и, до настоящего времени, реальностью тесных связей наших двух стран», — сказал Карни журналистам в среду вечером.
Акции японских автопроизводителей, которые отправили в США автомобилей на 40 млрд долларов в 2024 году, упали с началом торгов в Азии. Subaru и Mazda лидировали по падению — более 5%. Mitsubishi Motors упала на 4%, а Toyota и Nissan снизились почти на 3%.
Тарифная политика Трампа
Объявление Трампа стало последним в серии тарифов, которые он ввел после возвращения к власти в январе, включая дополнительный 20-процентный сбор на все товары из Китая и 25 процентов на весь импорт стали и алюминия.
На этой неделе Трамп заявил, что США применят 25-процентные тарифы на все товары из стран, которые покупают венесуэльские нефть и газ, также начиная со 2 апреля. Эти тарифы, вероятно, затронут Китай, Индию, Испанию и Италию, среди прочих.
«В принципе, я рассматриваю это как снижение налогов, а также сокращение долга», — сказал Трамп о своих тарифах. «И в течение довольно короткого периода времени, я думаю, у нас будет баланс, который будет выдающимся».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба