Внятная стратегия роста - половина успеха » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Внятная стратегия роста - половина успеха

Многие инструменты финансирования бизнес-проектов, такие как IPO, облигационные займы, частно-государственное партнерство остаются доступными в России только крупным компаниям. В тоже время, средние предприятия (с оборотом от $50 до 500 млн в год) все чаще реализуют масштабные проекты, также требующие привлечении больших объемов финансовых средств со стороны. Основными источниками для них остаются банковские кредиты и средства частных инвесторов.
12 марта 2008 ИХ "Финам" | Архив
Лариса Макеева

Многие инструменты финансирования бизнес-проектов, такие как IPO, облигационные займы, частно-государственное партнерство остаются доступными в России только крупным компаниям. В тоже время, средние предприятия (с оборотом от $50 до 500 млн в год) все чаще реализуют масштабные проекты, также требующие привлечении больших объемов финансовых средств со стороны. Основными источниками для них остаются банковские кредиты и средства частных инвесторов.

При этом трудности, с которыми сталкиваются компании при поиске финансирования, связаны не только с поиском инвестора. Как отметил гендиректор ИКФ "Альт" Александр Печерский в ходе своего выступления на конференции по проблемам привлечения инвестиций в средних компаниях, прошедшей в ТПП РФ, часто камнем преткновения становится невысокий уровень подготовки предприятий к финансированию. Проблемы возникают как на этапе оценки и презентации проекта, так и в построении отношений с инвестором уже после получения финансирования. "В последнее время само понятие "стратеги" сильно девальвировалось. Многие полагают, что главное красиво оформить документы. А рынок стал другим, инвесторы, прежде всего, смотрят на суть", - подчеркнул Александр Печерский.

Особенно важна для внешнего инвестора обоснованность стратегической идеи развития. Ошибка многих компаний в том, что их стратегия часто выглядит всего лишь как набор общих фраз или 5-летний бизнес план, в то время как настоящая стратегия, по мнению экспертов, представляет сумму четко расставленных приоритетов, прописывающих, что именно должно измениться в деятельности компании в ближайшее время. Кроме того хорошая стратегия должна быть эффективно коммуницирована и детально вплетена в деятельность компании на всех уровнях (KPI, мотивация, бизнес-план и проч.).

Несмотря на то, что рынок кредитования развивается достаточно активно, он все же еще находится в "подростковом" состоянии. "Это особенно заметно, если взглянуть на него не с точки зрения банков, которые видят лишь часть потенциальных заемщиков, готовых к привлечению кредитов, а с точки зрения самих заемщиков", - говорит генеральный директор "Альт-Инвест" Дмитрий Рябых. Главный статистический показатель в этом вопросе выглядит так. Не более 30% предприятий, имеющих возможность активно использовать кредитование, применяют его на практике.

Среди причин, по которым компании не спешат идти в банк, Дмитрий Рябых выделяет неготовность предприятий представить свое финансовое положение, желание сохранить высокую финансовую устойчивость из-за высокой оценки рисков, неверную информацию о требованиях банка к заемщику (или, наоборот, недооценка требований), а также слабо развитые механизмы финансирования проектов со средним уровнем рисков. "Две первые проблемы являются глобальными и требуют изменений в масштабах экономики, но в два последних пункта можно эффективно вмешиваться", - уверяет эксперт.

Средние компании чаще всего сталкиваются с проблемами привлечения банковских кредитов на суммы свыше 200-500 млн рублей, т.е. тогда, когда масштабы кредитования сравнимы/превышают годовой маржинальный доход компании. В таких случаях проблема обеспечения кредита встает достаточно остро – начинают применяться элементы проектного финансирования. "К сожалению, в этом вопросе даже специалисты банков не всегда достаточно подготовлены, на предприятиях же представления о требованиях к проекту находятся на совершенно зачаточном уровне, - констатирует Дмитрий Рябых. - Неоднократно мы сталкивались с тем, что вопрос заемщика консультанту звучит даже не "как это сделать?", а "так вообще бывает?", т.е. мировая практика в России не известна".

Развитие этого рынка не слишком активно продвигается банками. Несмотря на то, что все более-менее крупные банки открыли у себя департаменты проектного финансирования, деятельность по продвижению сложных схем финансирования проектов, как отмечают эксперты, незаметна. Более того, в этой области банки слишком часто практикуют излишнюю секретность, часто скрывающую низкую подготовку.

Рассуждая о доступных способах финансирования инвестиций, представитель банковской среды – директор управления инвестиционного кредитования и проектного финансирования Вадим Цвеленьев заметил, что многие предприятия (как малые, так и средние) боятся обращаться в банки. А ведь вовремя взятый, правильно оформленный кредит, да еще на хороших условиях, по словам эксперта, нисколько не вредит развитию бизнеса, а наоборот, только помогает. К тому же, как показывает практика, клиент часто не готов делать собственный бизнес более прозрачным. "Стремясь избежать лишних вопросов, компании обращаются в те банки, где ставка выше. Получается что-то вроде большей платы за меньшее количество вопросов", - говорит Вадим Цвеленьев.

Помочь решить ряд проблем во взаимоотношениях банков и заемщиков, по мнению участников конференции, возможно за счет предоставления как можно большего количества информации - о видах финансирования, предоставляемых банками, требованиях к заемщику и самой процедуре финансирования и т.п. Инициативу в этой области эксперты отводят главным образом Торгово-промышленной палате.

http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter