Пока Администрация Белого Дома весь прошлый год наводила ужас на торговых партнёров, тщательно калибровав свою тарифную политику, и активно занимались вопросами войны и мира, союзники из числа, преимущественно, европейских стран, продавали накопленные активы в долларах. И куда это нас привело?
Праздник по-шведски
2025 год стал годом, когда международные фондовые индексы наконец догнали американские. После финансового кризиса США лидировали в мировой экономике и на фондовых рынках. В прошлом году ситуация существенно изменилась, поскольку индексы S&P500 и даже Nasdaq100 отстали, в то время как международные индексы выросли более чем на 33%. И этому есть простая причина: доллар США стал самым слабым с 2017 года.
Как видно из графика ниже, в 2025 году все основные валюты превзошли американскую, даже японская.

А шведы оказались главными бенефициарами: их национальная валюта подорожала к доллару более, чем на 20%. Представим себе, если шведы захотели отдохнуть в США – каждый пятый доллар они бы покупали с таким вот дисконтом. Не говоря уже об американском импорте. Таким образом, можно было потратить, а можно – обменять и инвестировать.
Ещё семь валют обогнали доллар не менее, чем на 13%. Остальные валюты – в графике выше. Что касается рубля, то наша валюта укрепилась к доллару на целых 23%, однако ввиду определённых ограничений и соответствующих рисков, приводить данный параметр сомнительно. Фактически, речь идёт о частичной конвертации рубля.
Союзники развернули знамёна
– Торговые партнёры США очень недовольны тарифами и оборонной политикой США. Мы являемся частью глубоко взаимосвязанной глобальной экономики, и, хотя ни один из наших торговых партнёров не обладает нашим уровнем благосостояния, у них есть выбор. Они не поддерживают ни распад послевоенных альянсов, ни принцип «Америка превыше всего», но реагируют как могут, – предлагает простое объяснение аномального поведения валюты США Барри Ритхольц, предправления Ritholtz Wealth Management,
Ситуацию можно сравнить с торговыми репатриациями, навязанными Штатам. Зарубежные инвесторы, включая частные холдинги, суверенные фонды благосостояния, государственные фонды и другие крупные объединения капитала, решили снизить некоторые риски, характерные для США. Они продали часть своих американских акций и облигаций. Оценённые в долларах, они затем конвертировались в местную валюту – евро, фунты стерлингов, иены, швейцарские франки, песо, юани – и возвращались домой, где на них покупались местные акции и облигации.
Традиционно курсы валют и доллар движутся параллельно; когда они расходятся, это обычно указывает на то, что происходит что-то необычное. Наиболее вероятным объяснением является глобальная распродажа некоторых американских активов:
– И в это связи, я не могу представить себе никакой другой причины, по которой каждая из основных валют так сильно укрепилась по отношению к доллару, без каких-либо изменений, описанных выше, – добавил Ритхольц.
Но к каким выводам – помимо сделанных выше – это всё может привести? Только не к конспирологическим, по возможности, вроде «Гипс снимают, клиент – уезжает», «Конец Америке» и проч.

То ли ястреб, то ли – голубь
Обратите внимание на график выше. Тут показаны замеры индекса доллара за минувшие 21 год. И в 8-ми случаев из 21 среднегодовой индекс доллар оказывался ниже корзины из 6-и резервных валют (евро, иена, фунт стерлингов, канадский доллар, шведская крона и швейцарский франк. Получается, что в 40-процентных случаев США удаётся стимулировать свой экспорт, как когда-то так получалось у Китая.
Что дальше? Аналитики единодушны в том, что ключевой причиной разворота станет – это поведение пары доллар-иена. Если станет.
Аналитики инвестиционного банка Barclay’s ожидают дальнейшего падения индекса доллара в 2026 году. Так они расценили выдвижение на пост главы ФРС Кевина Уорша, который исторически выступал за снижение ставок для повышения производительности. Этого ждёт от него и Дональд Трамп, не раз публично конфликтовавший с уходящим в отставку весной Джеромом Пауэллом – подталкивал ФРС более активно снижать ставку.
Однако система принятия решений в такой структуре, как ФРС, имеет множество хитросплетений, нуждается в поиске баланса между конфликтующими сторонами, не говоря уже о реальных и оценочных экономических параметрах, вряд ли даёт однозначный ответ: активно или вяло будет снижаться ставка. Кроме того, всё больше экспертов, которые дают противоречивые оценки Кевину Уоршу. Например, когда входил Совет управляющих ФРС, понижал ставки при демократах, а повышал – при республиканцах. Некоторые называют Уорша – «бывшим ястребом, недавно ставшего осторожным голубем». А если и голубь, то это просто наклеенные перья ястреба.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
