15 апреля 2008
Реформирование налоговой системы – давно наболевшая в России тема. О том, как нам реформировать налоги, чтобы всем было хорошо, не рассуждает, пожалуй, только ленивый. Особую остроту эти дискуссии приобрели в эпоху перемен во власти – как известно, время смены президента и правительства для таких перемен, пожалуй, подходит как нельзя кстати. Свое видение того, какие налоги нужны России, озвучил сегодня на пресс-конференции директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Но сначала немного предыстории. Идея о снижении или вообще упразднении НДС /налог на добавленную стоимость/ не нова, и циркулирует с того момента, как этот налог впервые был введен в России в 1992 году. Вообще НДС довольно широко распространен в передовых и развитых странах Европы, а вот в США вместо него существует налог с продаж. По какому пути пойти России – по европейскому или американскому? Пока экономисты рассуждают и строят умозрительные модели, бизнес преследует свой конкретный интерес снизить издержки. Пару-тройку лет назад уже звучали предложения о радикальном снижении НДС до 12-13 проц, но ввиду активного противодействия Минфина во главе с Алексеем Кудриным развития эта идея так и не получила. Однако с момента начала предвыборной кампании 2007-2008 гг тема получила новое развитие. Сразу два президента – нынешний и избранный – назвали снижение НДС одним из ключевых пунктов развития России до 2020 года и пообещали сделать все, чтобы снизить ставку. Затем Минэкономразвития предложило снизить ставку НДС до 12-13 проц уже в следующем году. Тогда же первый заместитель председателя правительства России Сергей Иванов заявил, что правительство может принять решение о снижении НДС с 18 до 12-13 проц уже во второй половине 2008 г.
Противником данной идеи остается Минфин, опасающийся за перебои с наполнением бюджета и не желающий тратить на эти цели резервы Стабфонда. Буквально в начале апреля А.Кудрин заявил, что считает неверным снижать НДС в условиях, когда через несколько лет снизится доходная база бюджета, и увеличатся обязательства. Он напомнил, что снижение НДС до предлагаемой ставки 12 проц будет стоить российскому бюджету доходов в размере 2 проц ВВП, а также сослался на пример ряда стран, недавно принявших решения заменить НДС налогом с продаж. В их числе Мальта, Вьетнам, Гана, Белиз, Гренада. Однако Мальта, Вьетнам и Гана в последствие отказались от этого шага и вновь вернулись к НДС.
Свою точку зрения на все это высказал М.Делягин. Прежде всего, он пояснил, чем отличается НДС от налога с продаж. Разница между ними в том, что НДС взимается только с добавленной стоимости, но зато на каждом этапе производства, а налог с продаж — только в момент реализации конечного продукта, но не только с добавленной стоимости, но и с затрат. Таким образом, налог с продаж носит по-советски "валовый", а НДС — приростной характер. Налог с продаж впервые был введен еще президентом СССР Михаилом Горбачевым, и, после долгих перипетий окончательно отменен с 1 января 2004 года. Это мотивировалось его негативным влиянием на структуру экономики и сравнительной легкостью ухода от него. Сегодня сторонники возврата к налогу с продаж ссылаются на благополучный опыт США, забывая о ранее обнаруженных недостатках. Но не будем забывать, что в США налоговая система, как и вся власть, децентрализованы, в России же "вертикаль" имеет четко централизованный характер. Все 8 лет президентства Владимира Путина ушли на выстраивание этой вертикали. И замена НДС на налог с продаж сейчас будет означать фактически полную смену курса, ибо политика и экономика взаимосвязаны между собой не просто тесно, а очень тесно.
Помимо этого, в США есть много вещей, которые никогда не приживутся у нас, так же, как и тех, которые у нас в свое время были, и теперь их неплохо бы вернуть. К последним, например, относятся качественное и бесплатное массовое образование, рассуждает экономист. По его мнению, налог с продаж в России просто не удастся собрать. Главный сторонник замены налога на налог - глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович – теоретик, и просто не представляет, к каким схемам может прибегнуть коммерсант, не желающий платить налог с трех палаток, дабы фальсифицировать документы в налоговую инспекцию. Ведь если сейчас администрирование НДС распределяется между всеми участниками экономического процесса, то весь груз уплаты налога с продаж ляжет на торговлю.
"Да, НДС имеет недостатки, но их надо устранять, а не отменять налог", - сказал М.Делягин. Эти недостатки вполне исправимы и без очередной конкретной перетряски налоговой системы. Конечно, с возвратом НДС тоже возникают сложности, но это объяснимо элементарным мошенничеством с фиктивными экспортными схемами. Задействуются специально созданные фирмы-однодневки, целью которых становится получение денег, которые никогда не были потрачены. Делается все это при содействии правоохранительных органов, поэтому здесь достаточно принять пакет антикоррупционных мер. "Недавние заклинания наших руководителей вызывают надежду, что они, по крайней мере, официально не рассматривают коррупцию как основу государственного строя России, и что попытка ее ограничения более не будет караться как государственное преступление и угроза национальной безопасности", - отмечает М.Делягин.
Важно также совершенствовать администрирование НДС, но, похоже, это слишком сложная задача для нынешних чиновников. Им проще отменить налог, чем нормализовать процедуры его взимания, но это должно быть их личными проблемами, а не проблемами всей экономики, считает экономист. Но главная проблема, по его мнению, в том, что дискуссии о замене НДС, носящие несколько бесплодный характер, поскольку власть уже твердо дает понять, что возврата к налогу с продаж не будет, отвлекает внимание от истинных проблем в налоговой сфере. Прежде всего, речь идет о двух налогах – налоге на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ и едином социальном налоге /ЕСН/. Первый после отмены дифференцированных ставок /в зависимости от качественных характеристик месторождения/ стал настоящим бременем для мелких сырьевых компаний. Будучи не в состоянии платить НДПИ по той же ставке, что крупный игрок-монополист, захвативший лучшие участки и добывающий с них больше, они вынуждены уходить с рынка. Это приводит к снижению добычи сырьевых ресурсов. Например, добыча природного газа в прошлом году снизилась на 1,5 проц. Между тем, НДПИ – второй после значимости для заполняемости бюджета налог после НДС, и его собираемость неуклонно падает. Вывод – вернуть дифференциацию как можно скорее, считает М.Делягин. И тогда, может быть, добыча снова вырастет.
С ЕСН несколько иная ситуация. Он этот изначально формировался как налог на рабочую силу, но почему-то носит регрессивный характер. Совокупные выплаты за одного работника сегодня составляют 36 проц от его зарплаты, что непосильно для мелких и средних работодателей. Поэтому практика зарплат "в конверте" до сих пор носит массовый характер. Кроме того, самые бедные платят ЕСН больше, чем самые богатые, и в этом парадоксальность этого налога. Для того, чтобы сделать все по справедливости – бедные платят меньше, а богатые больше – М.Делягин предлагает ввести плоскую шкалу ЕСН и ставку в 15 проц. "Это была бы справедливая цифра. Даже бизнес готов платить по такой ставке. Да, бюджет потеряет некоторые средства, но они будут компенсированы выводом зарплат из тени", - говорит он.
В целом, по мнению М.Делягина, власть придет к компромиссу и снизит НДС до 15 проц. Даже если А.Дворкович и его сторонники получат какие-либо значимые посты в новом правительстве, "протащить" налог с продаж мимо А.Кудрина все равно не удастся. Но при этом придется отменить льготный 10-проц НДС на социально значимые товары, что закономерно приведет к росту цен на них. В результате опять пострадают самые бедные. Но кто о них думает, когда на кону налоговая реформа, призванная облегчить участь бизнеса и дать экономике стимул к росту…
Но сначала немного предыстории. Идея о снижении или вообще упразднении НДС /налог на добавленную стоимость/ не нова, и циркулирует с того момента, как этот налог впервые был введен в России в 1992 году. Вообще НДС довольно широко распространен в передовых и развитых странах Европы, а вот в США вместо него существует налог с продаж. По какому пути пойти России – по европейскому или американскому? Пока экономисты рассуждают и строят умозрительные модели, бизнес преследует свой конкретный интерес снизить издержки. Пару-тройку лет назад уже звучали предложения о радикальном снижении НДС до 12-13 проц, но ввиду активного противодействия Минфина во главе с Алексеем Кудриным развития эта идея так и не получила. Однако с момента начала предвыборной кампании 2007-2008 гг тема получила новое развитие. Сразу два президента – нынешний и избранный – назвали снижение НДС одним из ключевых пунктов развития России до 2020 года и пообещали сделать все, чтобы снизить ставку. Затем Минэкономразвития предложило снизить ставку НДС до 12-13 проц уже в следующем году. Тогда же первый заместитель председателя правительства России Сергей Иванов заявил, что правительство может принять решение о снижении НДС с 18 до 12-13 проц уже во второй половине 2008 г.
Противником данной идеи остается Минфин, опасающийся за перебои с наполнением бюджета и не желающий тратить на эти цели резервы Стабфонда. Буквально в начале апреля А.Кудрин заявил, что считает неверным снижать НДС в условиях, когда через несколько лет снизится доходная база бюджета, и увеличатся обязательства. Он напомнил, что снижение НДС до предлагаемой ставки 12 проц будет стоить российскому бюджету доходов в размере 2 проц ВВП, а также сослался на пример ряда стран, недавно принявших решения заменить НДС налогом с продаж. В их числе Мальта, Вьетнам, Гана, Белиз, Гренада. Однако Мальта, Вьетнам и Гана в последствие отказались от этого шага и вновь вернулись к НДС.
Свою точку зрения на все это высказал М.Делягин. Прежде всего, он пояснил, чем отличается НДС от налога с продаж. Разница между ними в том, что НДС взимается только с добавленной стоимости, но зато на каждом этапе производства, а налог с продаж — только в момент реализации конечного продукта, но не только с добавленной стоимости, но и с затрат. Таким образом, налог с продаж носит по-советски "валовый", а НДС — приростной характер. Налог с продаж впервые был введен еще президентом СССР Михаилом Горбачевым, и, после долгих перипетий окончательно отменен с 1 января 2004 года. Это мотивировалось его негативным влиянием на структуру экономики и сравнительной легкостью ухода от него. Сегодня сторонники возврата к налогу с продаж ссылаются на благополучный опыт США, забывая о ранее обнаруженных недостатках. Но не будем забывать, что в США налоговая система, как и вся власть, децентрализованы, в России же "вертикаль" имеет четко централизованный характер. Все 8 лет президентства Владимира Путина ушли на выстраивание этой вертикали. И замена НДС на налог с продаж сейчас будет означать фактически полную смену курса, ибо политика и экономика взаимосвязаны между собой не просто тесно, а очень тесно.
Помимо этого, в США есть много вещей, которые никогда не приживутся у нас, так же, как и тех, которые у нас в свое время были, и теперь их неплохо бы вернуть. К последним, например, относятся качественное и бесплатное массовое образование, рассуждает экономист. По его мнению, налог с продаж в России просто не удастся собрать. Главный сторонник замены налога на налог - глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович – теоретик, и просто не представляет, к каким схемам может прибегнуть коммерсант, не желающий платить налог с трех палаток, дабы фальсифицировать документы в налоговую инспекцию. Ведь если сейчас администрирование НДС распределяется между всеми участниками экономического процесса, то весь груз уплаты налога с продаж ляжет на торговлю.
"Да, НДС имеет недостатки, но их надо устранять, а не отменять налог", - сказал М.Делягин. Эти недостатки вполне исправимы и без очередной конкретной перетряски налоговой системы. Конечно, с возвратом НДС тоже возникают сложности, но это объяснимо элементарным мошенничеством с фиктивными экспортными схемами. Задействуются специально созданные фирмы-однодневки, целью которых становится получение денег, которые никогда не были потрачены. Делается все это при содействии правоохранительных органов, поэтому здесь достаточно принять пакет антикоррупционных мер. "Недавние заклинания наших руководителей вызывают надежду, что они, по крайней мере, официально не рассматривают коррупцию как основу государственного строя России, и что попытка ее ограничения более не будет караться как государственное преступление и угроза национальной безопасности", - отмечает М.Делягин.
Важно также совершенствовать администрирование НДС, но, похоже, это слишком сложная задача для нынешних чиновников. Им проще отменить налог, чем нормализовать процедуры его взимания, но это должно быть их личными проблемами, а не проблемами всей экономики, считает экономист. Но главная проблема, по его мнению, в том, что дискуссии о замене НДС, носящие несколько бесплодный характер, поскольку власть уже твердо дает понять, что возврата к налогу с продаж не будет, отвлекает внимание от истинных проблем в налоговой сфере. Прежде всего, речь идет о двух налогах – налоге на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ и едином социальном налоге /ЕСН/. Первый после отмены дифференцированных ставок /в зависимости от качественных характеристик месторождения/ стал настоящим бременем для мелких сырьевых компаний. Будучи не в состоянии платить НДПИ по той же ставке, что крупный игрок-монополист, захвативший лучшие участки и добывающий с них больше, они вынуждены уходить с рынка. Это приводит к снижению добычи сырьевых ресурсов. Например, добыча природного газа в прошлом году снизилась на 1,5 проц. Между тем, НДПИ – второй после значимости для заполняемости бюджета налог после НДС, и его собираемость неуклонно падает. Вывод – вернуть дифференциацию как можно скорее, считает М.Делягин. И тогда, может быть, добыча снова вырастет.
С ЕСН несколько иная ситуация. Он этот изначально формировался как налог на рабочую силу, но почему-то носит регрессивный характер. Совокупные выплаты за одного работника сегодня составляют 36 проц от его зарплаты, что непосильно для мелких и средних работодателей. Поэтому практика зарплат "в конверте" до сих пор носит массовый характер. Кроме того, самые бедные платят ЕСН больше, чем самые богатые, и в этом парадоксальность этого налога. Для того, чтобы сделать все по справедливости – бедные платят меньше, а богатые больше – М.Делягин предлагает ввести плоскую шкалу ЕСН и ставку в 15 проц. "Это была бы справедливая цифра. Даже бизнес готов платить по такой ставке. Да, бюджет потеряет некоторые средства, но они будут компенсированы выводом зарплат из тени", - говорит он.
В целом, по мнению М.Делягина, власть придет к компромиссу и снизит НДС до 15 проц. Даже если А.Дворкович и его сторонники получат какие-либо значимые посты в новом правительстве, "протащить" налог с продаж мимо А.Кудрина все равно не удастся. Но при этом придется отменить льготный 10-проц НДС на социально значимые товары, что закономерно приведет к росту цен на них. В результате опять пострадают самые бедные. Но кто о них думает, когда на кону налоговая реформа, призванная облегчить участь бизнеса и дать экономике стимул к росту…
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба