Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Властитель слабый и лукавый» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Властитель слабый и лукавый»

Поговорим о России. Благо повод имеется – тут вроде как «смена караула» наметилась, так что резонно подвести итоги 8 лет власти нынешнего президента. Собственно, делают это многие – вот только почему-то они при этом считают ВВП и промышленное производство: возникает резонный вопрос – и при чём же тут власть?
26 апреля 2008
С. Егишянц

Поговорим о России. Благо повод имеется – тут вроде как «смена караула» наметилась, так что резонно подвести итоги 8 лет власти нынешнего президента. Собственно, делают это многие – вот только почему-то они при этом считают ВВП и промышленное производство: возникает резонный вопрос – и при чём же тут власть? Власть в рыночной экономике занимается перераспределением дохода от богатых бедным или нетрудоспособным, а кроме того ещё и формированием потребной инфраструктуры: социальной, транспортной, юридической, культурной, научной и т.д.; наконец, оно следит за исполнением «правил игры» в обществе и наказывает тех, кто оные правила норовит нарушить. А ВВП как целое – это, пардон, заслуга экономических агентов, т.е. частных или общественных учреждений; умудриться не вырасти было бы слишком сложно – больно дорогая нефть в XXI веке. Интересно, однако, что халява тут уже заканчивается, несмотря на новые рекорды сырьевых цен – в начале сего года добыча нефти начала падать против тех же периодов 2007 года: причём процесс развивается с ускорением – в январе среднесуточная добыча упала на 0.7%, в феврале – на 0.9%, а в марте – уже на 1.7%. Мизерные инвестиции в разведку новых месторождений вкупе с варварской эксплуатацией месторождений существующих привели к такой вот ситуации – и в этом плане весьма характерно интервью вице-президента ЛУКОйла Леонида Федуна Financial Times: он лишь озвучил то, что эксперты говорят уже давно – и теперь действительно нужны инвестиции порядка 1 трлн. долларов только для того, чтобы поддержать добычу на более-менее высоком уровне. Немного математики: 1 трлн. за 20 лет – это около 50 млрд. долларов в год, т.е. свыше 1 трлн. рублей или 3% ВВП. Меж тем, сейчас чистые инвестиции не превышают 10% ВВП, причём свыше половины их приходится на жильё; а ведь 3% - это лишь среднее значение: ясно, что в первые годы нагрузка должна быть выше – таким образом, для выживания отрасли необходимо удвоить чистые инвестиции всей российской экономики. И этот триллион с неба не упадёт – надо на эту сумму срезать налоги с нефтяных компаний, что сразу уполовинит профицит консолидированного бюджета. А если ещё цена нефти упадёт (что вполне реально через пару лет), страшно представить судьбу бюджета и торговый баланс: последний (как % ВВП) достиг максимального профицита аж в 2000 году, после чего падает, несмотря на жутко дорогое сырьё – к концу прошлого года он добрался до уровней начала 1999 года. Таким образом, все радости эпохи «после Ельцина» уже проедены – остаётся понять, что же они дали.

Итак, сначала об экономике – в той части, которая касается роли государства. Прежде всего, за эти 8 лет зримо поменялась структура использования ВВП: если в 1999 году доля домохозяйств в конечном потреблении составляла 52.4%, то в 2007 она упала до 47.9%; зато доля органов управления выросла с 14.6% до 17.6%. В промышленности агрессивно росли экспортные отрасли, а за ними пошли те, что ориентированы на держателей крупных денежных потоков (взлетевших благодаря нефтяному дождю) – остальные (которые сами не способны выкарабкаться и требуют государственной поддержки) не блещут. В сельском хозяйстве характерная картина – экстенсивное производство (хлеба и некоторые другие области земледелия) прибавляет само по себе: но в основном в частном секторе – скажем, весь прирост сбора зерновых пришёлся на фермерские хозяйства. В интенсивных отраслях земледелия (картофель, овощи) доля частного сектора подавляющая (85-95%), а в животноводстве явный успех лишь в птицеводстве, дающем самую быструю отдачу вложений; производство мяса и молока всё ещё продолжает падать. В общем, растёт то, что может «расти само», в то время как требующие создания инфраструктуры отрасли стагнируют – жирный минус государству. Но, может, хоть транспортную инфраструктуру развивает наше государство? Увы, тут стабильно росли только газопроводы (и то с замедлением) – а дальше всё плохо: автодороги общего пользования с твёрдым покрытием (кроме местных) укоротились с 532 тыс. км в 2000 году до 512 тыс. в 2006 (-3.8%), тогда как при Ельцине имел место стабильный рост – на 21% с 1990 по 1995 год и на 10% с 1995 по 2000. Далее, прирост перевозок пассажиров имеет место только в частном секторе – общественный сдувается со скоростью весьма впечатляющей: перевозка пассажиров автобусами, трамваями и троллейбусами упала с 2000 по 2006 год в 2.0-2.5 раза, тогда как в 1990-е годы она была стабильной или даже росла; подобная же история с метро (в 1990-е годы увеличение на 12-13%, в 2000-е ровно такой же спад). Перевозка внутренним водным транспортом, стабилизировавшаяся было во второй половине 1990-х, обвалилась вдвое уже в 2000-е. В финансовой отрасли центробанк и Минфин так и не могут создать более-менее стабильную банковскую систему – свидетельством тому показатели устойчивости банков: отношение иностранных активов к иностранным пассивам (устойчивость против коллизий на внешних рынках) и отношение резервов к депозитам до востребования (устойчивость против паники вкладчиков) после спонтанных посткризисных подскоков конца 1990-х и начала 2000-х годов нынче вернулись к числам, худшим даже по сравнению с 1998 годом.

Но, наверное, в бытовой и социальной-то сфере всё нормально – ведь золотой дождь пролился на бюджет? Как бы не так, однако. Число почтовых ящиков на душу населения продолжает снижаться, удельный вес сёл без единого почтового отделения с 2000 года удвоился; ввод газовых сетей на селе за тот же период сократился на 30% (это при том, что в 1990-х он подскочил в 2.3 раза), а автодорог с твёрдым покрытием – аж в 3.5 раза. Нефтедолларовый дождь породил кучу миллиардеров: в списке Форбса за 2007 год их 53 человека – тогда как в 2000 году не было ни одного. Средняя зарплата тоже подрастает – но куда медленнее; однако и тут «виноват» бизнес – а что же государство? А ничего – неравенство только растёт: отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных выросло с 13.5 в 1995 году и 13.9 в 2000 до 15.3 в 2006; коэффициент Джини, измеряющий неравенство, тоже постоянно растёт (т.е. неравенство усиливается) – он увеличился с 0.39 в 1995-2000 годах до 0.42 в 2007. В 1995 году средняя пенсия составляла 101% от прожиточного минимума, а в 2006 – 99.8%; при этом отношение средней пенсии (привет государству) к средней зарплате (привет бизнесу) упало с 0.40 в середине 1990-х до 0.25 в 2006; расходы Пенсионного фонда в 2006 году составили 5.6% ВВП, тогда как за 10 лет до того они равнялись 6.0% - при этом, однако, в Пенсионном фонде постоянный дефицит, а пенсионная реформа была с треском провалена. В здравоохранении проводятся какие-то истерические изменения: резко поднимаются зарплаты одним и оставляются прежними у других – а затем приходиться срочно думать, что делать; система обеспечения бесплатными лекарствами жутко коррумпирована и развалена. А заболеваемость меж тем растёт, причём быстро: с 2000 по 2006 год в пересчёте на 1000 человек населения число заболеваний крови и системы кровообращения выросло на 53%, мочеполовой системы – на 30%, осложнений беременности и родов – на 27% (а ведь это всё болезни образа жизни, а также социальной и природной среды – т.е. сфера действия государства). С детьми дело ещё хуже: их заболеваемость в области онкологии подскочила на 56%, крови и системы кровообращения – на 54%, врождённые аномалии – на 52%, болезни мочеполовой системы – на 49%, нервной системы – на 40%, костно-мышечной и пищеварительной систем, а также кожи – на треть. Полагаю, что о секторе образования говорить смысла нет – всем и так всё ясно; лишь один забавный факт – на веб-сайте Госкомстата при подсчёте ВВП говорится (цитата): «В случаях, когда величина физического объема показателя в двух сопоставимых периодах имеет разные или отрицательные знаки, индекс физического объёма не исчисляется, поскольку является иррациональной величиной» - надеюсь, читатели, знакомые с математикой, по достоинству оценят этот гениальный перл. Подводя итог этой части, можно лишь констатировать, что по данным ООН, несмотря на все нефтедоллары, Россия с 1995 по 2005 год отползла в сводной таблице комплексного Индекса человеческого развития с 50 на 67 место в мире, где и пребывает – аккурат между Албанией и Боснией.

Продолжим, однако – остались ещё сферы, где государство имеет самые прямые обязанности. Итак, в области правоохраны всё печально: уровень преступности продолжает расти – число преступлений в 2006 году оказалось на 31% больше, чем в 2000. При этом упало лишь число убийств – но тому виной «эффект базы»: в 1990-е годы убийств было слишком много. Но изнасилований стало на 13% больше, грабежей – на 170% (!!!), разбоев – на 52%, краж – на 28%, взяточничества – на 59%. ГАИ не отстаёт в смысле «эффективности»: за указанный период число раненых в ДТП подскочило на 59%. Теперь об обороноспособности. Стратегические ядерные силы России к началу 1992 года насчитывали 1083 баллистические ракеты с 6095 боевыми частями и 22 самолёта с 352 крылатыми ракетами, всего 6347 зарядов; к началу 2000 года эти величины составили 1084, 4916, 81, 926 и 5842; к началу 2007 года их значения упали до 681, 2460, 79, 884 и 3344 соответственно. В 2000-е годы в войска было поставлено баллистических ракет в 3.5 раза меньше, чем в 1990-е, танков – в 2 раза, кораблей и катеров – в 5 раз, самолётов – в 30 раз. Ключевые военные технологии стремительно утрачиваются и не могут быть воспроизведены – отсюда активизировавшееся бегство иностранных армий от российского оружия. В 2000-е годы Россия оставила 2 крупные зарубежные военные базы (на Кубе и во Вьетнаме), отдала КНР ряд своих территорий и подписала с ней договор о 200-километровой демилитаризованной зоне – достаточно поглядеть на карту, чтобы увидеть, что на расстоянии 200 км от границы с Китаем есть только очаговые поселения и никакой инфраструктуры, тогда как с китайской стороны ситуация иная. Все эти «достижения», однако, сопровождались демонстративными акциями в стиле «неандерталец с дубиной на большой дороге», вызывавшими лишь раздражение у специалистов. Причём все службы, занимающиеся вышеназванными сферами, а также суды и вообще чиновничество коррумпированы до невозможности, так что в международных рейтингах коррупции Россия уступает африканцам, а по независимым исследованиям оборот взяток достигает 20% ВВП.

Вот такие дела. Пресловутая «вертикаль власти» породила в сущности феодальную систему, в рамках которой все крупные денежные потоки контролируются и облагаются данью кланами приближённых к должностным лицам людей. Частный бизнес находится в полной зависимости от местных властей. Примитивная финансовая система и хаотичная экономическая политика порождают инфляцию; ныне она растёт и уже заметно превосходит уровни не только США и ЕС, но также Китая и Индии; судя по значениям индексов цен и тарифов в середине первого квартала, дефлятор ВВП должен быть никак не меньше 21%. Официальные статистические органы постоянно врут – причём так неумело, что у них всё время не сходятся даже помесячные и погодовые динамики. Общественный контроль за любыми органами и структурами власти отсутствует начисто, а все типы выборов превращены в фарс. Короче, российское общество в целом за последние 8 лет чрезвычайно деградировало – и теперь, когда ему придётся столкнуться с серьёзными вызовами (а это уже происходит и ещё обязательно случится в ближайшие годы), оно безоружно, ибо общество не умеет, а власть предельно неквалифицированна и отметилась в эти годы лишь склонностью к хамским эскападам, произносимым с бравадой бывалых гопников. Как ни печально, приходится признать – изумительный шанс преобразоваться и подняться, который был у России в начале века, упущен, причём упущен безвозвратно: такой запас времени, что был тогда, теперь невозможен – да, собственно, и власть ведь не думает меняться. В ближайшие годы Россию ждут серьёзные испытания, к которым она не готова, поскольку «общественный каркас», удерживающий государство при любых коллизиях изменчивой рыночной конъюнктуры, за это время не только не укрепился, но, напротив, весьма деградировал – поэтому новая-старая власть, встретив нежданные вызовы, скорее всего отреагирует на них сообразно излюбленной ею советской эстетике: так что ждём «открытий чудных» - и не удивимся, услышав об «обострении классовой борьбы по мере развития суверенной демократии». А жаль – надежды и возможности и впрямь были уникальны; но вместо них вышел лишь новый (причём фарсовый) релиз темы «Властитель слабый и лукавый»...