Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Банку Англии придется сушить подмоченную репутацию » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Банку Англии придется сушить подмоченную репутацию

Банку следовало бы проявить больше настойчивости и повысить ставку до 5.57%.

Если Банк Англии намеревается повысить процентную ставку в ближайшие несколько месяцев, возникает резонный вопрос, почему бы не сделать этого сейчас?

С одной стороны, опрометчиво принимать решения, не имея на то достаточно убедительных оснований. Но с другой стороны, чем раньше начнешь действовать, тем быстрее покончишь с работой. Последнее время Комитет по монетарной политике Банка Англии, похоже, склонялся в сторону второго подхода, который оказался, если не ошибочным, то уж, по-крайней мере, чрезмерно оптимистичным. Если бы он принимал решения, ориентируясь на интуицию, не на результаты анализа, нет никакого сомнения в том, что сейчас ставки были бы намного выше. Пусть не у всех членов Комитета, но многих, прекрасное чутье, которое подсказывает им, как изменения монетарной политики взаимосвязаны с поведением рынка, поэтому им следовало бы знать, что от них ожидается именно такое поведение. Практически каждый, имеющий отношение к финансовым рынкам, рассчитывает на повышение ставки до 5,75% к осени; на самом деле, в цены уже закладывается ставка на уровне 6%. Прошлой осенью идея о 6% не могла прийти в голову ни одному здравомыслящему аналитику, даже в кошмарном сне. Однако то, что раньше казалось неслыханным, сегодня уже выглядит вполне разумным.

Конечно, писать аналитические обзоры куда проще, чем нести на своих плечах бремя ответственности за принятие решения. Однако теперь уже совершенно ясно, что Центробанк сделал ошибку, не предприняв более решительных действий в конце прошлого года. Очевидным последствием такой политической промашки стал рост индекса потребительских цен выше уровня 3% и последовавшее за ним "письмо", хотя, конечно, это далеко не самое существенное. Гораздо важнее события, происходящие в реальном мире: возобновление бума на рынке жилья, более резкий рост индекса розничных цен, вновь обретенная уверенность розничных торговцев в том, что они могут безнаказанно повышать цены и неожиданный рост долгосрочной доходности. На наш взгляд, наиболее тревожным является именно последний фактор. Доходность по облигациям указывает на то, как профессионалы оценивают инфляционные процессы в течение срока обращения ценной бумаги: какую премию требует кредитор, чтобы компенсировать свои убытки, связанные с обесценением капитала в течение срока жизни кредита. В начале прошлого года доходность по 10-летним казначейским облигациям Великобритании упали ниже 4%. Весной же она выросла до 4,6% и продолжила увеличиваться в течение года. В декабре прогноз по инфляции ухудшился, и доходность достигла значения 5% но, не остановившись на достигнутом, устремилась дальше, к 5.3%.

Таким образом, цена, по которой рынок готов одалживать деньги государству в течение ближайших десяти лет, существенно ухудшилась - более чем на 1%. Отчасти, это связано с коррекцией на рынке облигаций и осознанием того, что доходности упали до неоправданно низких уровней. Также, вероятно, определенную роль сыграла утрата доверия к способности Гордона Брауна держать под контролем дефицит финансов в Великобритании, несмотря на то, что он, фактически, несколько снизился за последнее время. Однако, в какой-то степени, повлияли и взаимосвязи монетарной политики Британии и других стран, включая даже США. Конечно, американская монетарная и фискальная политика не таит в себе существенных рисков, но год назад проценты по 10-летним казначейским облигациям в Великобритании, были существенно ниже, чем в США; теперь же они гораздо выше. Это явный провал, который дорого обходится налогоплательщикам, поскольку правительство вынуждено занимать деньги под более высокий процент. Но это все в прошлом. Сейчас Банку нужно восстановить подпорченную репутацию. Так что же происходит на данном этапе? Для начала рассмотрим признаки инфляционного давления и ожиданий. Число одобренных ипотечных кредитов несколько сократилось, но объемы новых кредитов все еще в четыре раза выше, чем десять лет назад.

Однако число домов в стране не увеличилось вчетверо, число жителей, желающих купить дом, также не увеличилось вчетверо. Что изменилось, так это готовность людей влезать в такие долги, которые в конце прошлого столетия повергли бы их в ужас. Тот факт, что показатель новых одобренных кредитов снизился до менее тревожных уровней, по сравнению с уровнями прошлой осени, можно считать признаком влияния повышенных процентных ставок. Однако это влияние просто ничтожно, так, лишь легкое дуновение ветерка в жаркий полдень. Пусть темпы роста цен на жилье уже не измеряются двузначными цифрами, однако 8% в 6-месячном базисе - это все равно слишком много. Это в два раза превышает темпы роста доходов. Рано или поздно повышение ставки все же скажется на экономике, вопрос только в том, когда, и приведет ли это к падению цен.
А в это время розничные торговцы начинают чувствовать в себе силу к ценообразованию. Соотношение тех, кто заявил о намерении повысить цены, достигло уровней конца 1990-х - резкая перемена по сравнению с ситуацией последних двух лет. Однако некоторые по-прежнему ожидают падения цен: есть еще дикие уголки розничного мира, где можно встретить такое чудо из чудес. Но при этом все равно нельзя отрицать факт смены настроений. Это важно, потому что именно падение цен на товары в последние годы компенсировало рост цен на услуги. Теперь, кажется, этому пришел конец; конечно, это еще не точно, но, вполне вероятно. Кроме того, доверие в промышленном секторе высокое, как никогда. Конечно, это внушает некоторый оптимизм, но также означает, что промышленники вполне способны выдержать повышение ставки. Ведь, по крайней мере, еще одного повышения ждут все, без исключения, поэтому можно сделать вывод, что оно уже учтено в ожиданиях.

Аналитики, следящие за процентными ставками Центробанков, просчитали все вышеперечисленные факторы и пришли к выводу, что еще одно повышение ставки гарантировано, а второе (до 6%) вероятно на 50%. На наш взгляд, Банку Англии следовало бы повысить ставку сразу, продемонстрировав, таким образом, свою решительность и обеспокоенность. Это помогло бы сдержать инфляционные ожидания. Однако, очевидно, что Банк предпочел сделать паузу. Таким образом, не исключено, что ставка будет повышена в июле или августе, что увеличит шансы на повышение до 6%. На этом этапе владельцы домов в Великобритании почувствуют существенный дискомфорт. Совершенно очевидно, что не стоит сбрасывать со счетов подобный вариант развития событий.

Опасность заключается в том, что, как только люди поймут, что нужно покупать сейчас, поскольку в будущем все станет намного дороже, они так и сделают, что приведет к усилению бума на рынке. Инвестиционное сообщество пытается переоценить ситуацию в отношении мировых процентных ставок. Так, ожидается, что Европейский центральный банк повысит ставку еще два раза, Федеральная резервная система может снизить ставку в этом году, однако, шансы на подобный исход таят на глазах. Однако британские потребители и покупатели жилья, очевидно, еще не осознали характер грядущих перемен.

Хэмиш МакРай
Independent