Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Европа: проблема должников и кредиторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Европа: проблема должников и кредиторов

"Прав тот, у кого ружье", - твердит наш внутренний политический реалист. А ружье (или финансовая сила) - у немцев, поэтому они устанавливают правила игры и считают себя первыми среди равных в Еврозоне. Немцы настаивают на том, что фискальная консолидация до изнеможения и экономическая реструктуризация - единственный способ справится с долговым кризисом. Между тем, на наш взгляд, инвестиционный климат в Еврозоне характеризуется тремя "Нет": нет совместных облигаций Еврозоны, нет поддержки государств со стороны ЕЦБ, нет возможности выйти из состава Еврозоны
20 апреля 2012 Архив
В этих условиях Германия приговаривает весь регион к долгой и мучительной стагнации или, хуже того, к социальным и политическим давлениям. Мы выделили одну из основных проблем, не только для Европы, но и для большинства стран с высоким уровнем дохода - откуда возьмется совокупный спрос, если и домохозяйства, и правительства одновременно отказываются от заемных средств. Немецкий Бундесбанк ответил на этот вопрос. Так, член управляющего совета Бундесбанка Андреас Добмре предельно ясно выразил точку зрения большинства немецких политиков: странам-должникам, таким как Испания, нужно думать не о росте экономики в ближайшие годы, а о том, как сократить бюджет и вернуть себе доверие инвесторов. Бессмысленно вступать с Германией спор на том основании, что она обрекает Еврозону на депрессию. Немцы, которым пришлось пройти через болезненную реструктуризацию после падения Берлинской стены, хотят, чтобы другие тоже узнали, что такое фунт лиха. Когда-то Германия была "слабым звеном" в Европе. Теперь некоторые считают ее супер-конкурентоспособной.

Монетарная политика Европейского центрального банка ей не подходит, потому что она усиливает инфляционное давление, о чем свидетельствуют и индикаторы IFO. Устойчивый профицит торгового баланса в Германии говорит о том, что страна пользуется преимуществом слабой валюты, которая, по иронии судьбы, слишком сильна для периферийных стран, чтобы компенсироваться вялый внутренний спрос спросом внешним. За последние несколько месяцев Германия все же чуть-учть изменила свои планы по фискальному ужесточению, которые кажутся каплей в море по сравнению с ситуацией в остальных странах Еврозоны. Эти меры включают в себя введение ограниченной минимальной зарплаты, снижение налогов на сумму 6 млр. евро и повышение зарплаты на 6.3% для гос. служащих. В США сокращения на местных уровнях компенсируются (не полностью, но в значительной степени) федеральными расходами. Некоторые штаты уже почти закончили свои программы по реструктуризации и консолидации (хотя, полагаем, без необходимой реформы в секторе государственных услуг). Теперь, если на диету сядет федеральное правительство, штаты помогут сгладить неблагоприятные последствия фискальных сокращений. У Европы нет таких фискальных механизмов. А профицитные страны не горят желанием помогать своим соседям в тяжелые времена. Одним из новшеств старого Европейского механизма обменных курсов было то, что страны со слабыми и сильными валютами должны были совместными усилиями защищать существующие валютные диапазоны.

Но вот появился Европейский валютный союз, финансовая мощь Германии возросла (и в относительных, и в абсолютных терминах), а новое поколение немецких политиков стало забывать прошлое своей страны, поэтому страна заняла сторону кредиторов, как в свое время в Бреттон Вудсе, сделали Штаты, стала спорить, настаивать и вынуждать страны-должники взять на себя всю ответственность за корректировки. Девальвация не возможна. Фискальные трансферты запрещены. Дефолт не одобряется. На фоне покупок облигаций со стороны ЕЦБ и денег, полученных от МВФ и из других официальных источников, Греция осуществила частичный дефолт (PSI), которого, однако, не хватило, чтобы снизить долги до приемлемых уровней. Германия и другие страны-кредиторы могут и дальше требовать от должников расплаты за корректировки, но в конечном счете это приведет лишь к социальному и политическому протесту. В каком-то смысле, это похоже на игру "кто моргнет первым". Согласятся ли страны-кредиторы взять на себя часть бремени, связанного с процессом корректировки дисбалансов, или же должникам придется пройти через бурю социального негодования и революции, которые поставят под угрозу весь проект?

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/