Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
КАК БУДТО В БУРЕ ЕСТЬ ПОКОЙ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

КАК БУДТО В БУРЕ ЕСТЬ ПОКОЙ

В условиях мирового финансового кризиса отечественные банкиры продемонстрировали значительно большую «стрессоустойчивость», нежели их иностранные коллеги. Наиболее ярким примером является ВТБ, который по итогам прошлого года увеличил чистую прибыль на треть, а кредитный портфель — вдвое.
30 июня 2008
Максим Логвинов

В условиях мирового финансового кризиса отечественные банкиры продемонстрировали значительно большую «стрессоустойчивость», нежели их иностранные коллеги. Наиболее ярким примером является ВТБ, который по итогам прошлого года увеличил чистую прибыль на треть, а кредитный портфель — вдвое.

На прошлой неделе состоялось общее годовое собрание акционеров банка ВТБ, на котором был избран новый состав наблюдательного совета кредитной организации. Однако больше всего внимание акционеров банка привлекли результаты его деятельности в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса. «Безусловно, и прошлый, и этот год были годами серьезного финансового кризиса, который охватил прежде всего западные страны. В целом он не мог не сказаться на деятельности российского банковского сектора, — признал президент—председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. — Сейчас, спустя практически год со времени начала мирового кризиса, можно сказать, что российский банковский сектор пережил его достаточно успешно». Что касается итогов работы ВТБ, то в прошлом году банк достиг лучших результатов за всю свою историю. Чистая прибыль увеличилась почти на 30%, превысив $1,5 млрд. Активы кредитной организации выросли на 77%, кредитный портфель — вдвое, банк укрепил свои позиции как в России, так и на зарубежных рынках, на которых он работает, подчеркивает глава ВТБ.

Остальные участники рынка чувствовали себя не так хорошо, как ВТБ. «Доля рынка банка «Русский стандарт» упала с 7,8% в 2006 году до 4,3% в 2007-м. Банк УРСА, сумевший на начало 2008 года сохранить 1,9% рынка, во второй половине прошлого года рос не быстрее рынка», — приводит свои данные Альфа-банк. При этом группа ВТБ показала рост доли рынка, увеличив ее на 1,5 процентного пункта во второй половине минувшего года, отмечают аналитики «Альфы». Хорошие показатели ВТБ, по их мнению, стали результатом реализации стратегии активного развития розничного бизнеса, что сопровождалось покупкой розничных портфелей, в том числе у банка «Русский стандарт». «С уверенностью можно говорить лишь об усилении конкурентных преимуществ этих банков (с госучастием. — «Профиль») по доступности источников фондирования как внутри страны, так и за рубежом. Дело в том, что на текущий момент банкам второго и третьего эшелона трудно привлечь финансирование на международных рынках на приемлемых условиях. Значит, лидеры рынка получают лучшие условия для роста», — полагает стратег инвестиционной компании «Финам» Владимир Сергиевский.

С такой точкой зрения не совсем согласна первый вице-президент НОМОС-банка Ирина Гордеева. По ее мнению, темпы прироста, которые демонстрируют банки с государственным участием, не позволяют говорить о том, что они имеют какое-либо преимущество перед остальными участниками рынка. Среднее значение прироста кредитного портфеля в период с 1 января по 1 мая 2007 года по группе государственных банков составило 14,02%, разброс был в пределах от 12,61% (у Сбербанка) до 19,23% (у ВТБ). «Это вполне сопоставимо с темпами роста кредитных портфелей крупных частных банков — у Альфа-банка он составил 16,31%, у НОМОС-банка — 15,12%», — говорит Ирина Гордеева. Правда, другие эксперты указывают на то, что основная активность по наращиванию доли рынка у того же ВТБ проявлялась в основном во второй половине прошлого года, когда как раз и был куплен кредитный портфель банка «Русский стандарт». Поэтому они считают данные по итогам первых шести месяцев прошлого года непоказательными.

Между тем отечественные кредитные организации если и не наращивают долю рынка опережающими темпами, как ВТБ, то, по крайней мере, не показывают столь серьезных убытков, как их западные коллеги. За то время, что длится кризис низкокачественной ипотеки в США, банки списали $397 млрд активов, напоминает основатель хеджевого фонда Paulson&Co Джон Полсон. По его мнению, это лишь начало: банки прошли только треть пути, а общий объем списаний и убытков по итогам кризиса превысит триллионный барьер. В качестве примера влияния кризиса на западные кредитные организации аналитики JPMorgan приводят UBS, до последнего времени крупнейший в мире инвестиционный банк для состоятельных клиентов. За первые три месяца этого года клиенты UBS забрали со счетов почти $13 млрд. Во втором квартале UBS потерял еще почти $40 млрд. По прогнозам экспертов, отток средств из банка продолжится и в дальнейшем. При этом резко сокращается капитализация банка: за последние девять месяцев она упала примерно на 60%. Другие крупные иностранные кредитные организации показывают не лучшие результаты.

На этом фоне российский банковский сектор выглядит куда лучше, многие иностранные аналитики уже называют наш рынок «тихой гаванью». Если сравнивать динамику цен на акции российских банков и иностранных, то разница очевидна: за то время, что акции того же UBS подешевели на 60%, котировки акций ВТБ снизились примерно на 25%. «Ценные бумаги ВТБ потеряли много меньше, чем, скажем, акции крупнейших мировых банков, таких как Ситибанк, «Барклайз», UBS, «Меррил Линч», тем не менее это серьезные потери, и нам, безусловно, понятно беспокойство наших инвесторов», — признает президент банка ВТБ Андрей Костин. Справедливости ради стоит отметить, что инвесторы должны были знать, какие риски берут на себя, покупая акции, а не открывая депозит в банке. Желание больше заработать, играя на котировках, всегда сопровождается зависимостью от «самочувствия» фондового рынка. Хотя еще год назад ни один аналитик и в страшном сне не мог увидеть падения акций UBS на 60%, тем не менее сейчас это реальность, и история фондового рынка показывает, что подобные случаи далеко не редкость. Главное — чтобы кризис был преодолен с минимальными потерями. «Можно сравнить этот период финансовой нестабильности со штормом в море — без качки пройти этот путь, конечно, невозможно», — говорит Костин. Он заверяет, что менеджмент банка выполняет все обещания, о которых говорилось в период IPO. Он особо подчеркивает, что корень проблем не в деятельности банка, снижение котировок акций — это реакция на мировой финансовый кризис и падение котировок других кредитных организаций на мировых рынках.

«С появлением признаков восстановления финансового сектора акции крупнейших российских банков могут продемонстрировать уверенную позитивную динамику», — считает Владимир Сергиевский. Вопрос только в том, сколько ждать позитивных новостей с мировых финансовых рынков: в настоящее время монетарные власти США и Евросоюза сталкиваются одновременно с проблемой замедления экономического роста и ускорения инфляции, что в значительной степени ограничивает перечень эффективных инструментов по стабилизации ситуации, признает Владимир Сергиевский. Но многие не согласны с тем, что «худшее еще впереди». «Я думаю, мы приближаемся к окончанию финансового кризиса. Он еще не завершился, но сигналы из США обнадеживают», — отметил глава Deutsche Bank Йозеф Аккерманн в интервью газете Sonntagsblick. С ним солидарны многие участники фондового рынка, которые ожидают возобновления роста банковского сектора уже во второй половине текущего года. Именно тогда для инвесторов станет очевиден тот факт, что некоторые российские банки в период нестабильности на финансовых рынках серьезно упрочили свои позиции. Потенциал роста цен на акции того же ВТБ эксперты оценивают как минимум в 40%, и это только на новости о восстановлении мировых финансовых рынков. Если же учитывать рост прибыли и кредитного портфеля банка, то ценовой ориентир отодвигается выше границы 15 копеек за акцию, то есть потенциал составляет почти 100%. Насколько верны эти прогнозы, мы сможем выяснить уже в самое ближайшее время, когда рост доли рынка банка получит отражение в его финансовых результатах.