Ключевое слово мировой экономики - устойчивость
Даже учитывая неутешительные данные по июньским розничным продажам в США, главная идея, проходящая через все события последнего времени - это абсолютная устойчивость всего, кроме американского доллара. Розничные продажи в июне упали на 0.9%. Рынок ждал падения на 0.1% после неожиданного роста на 1.5% в мае. Розничные продажи, за исключением продаж автомобильного сектора, которые демонстрировали самые низкие результаты с октября 2005 года, в очередной раз упали на 0.4%. Рынок ждал роста на 0.2%. Частично негатив был компенсирован пересмотром в сторону повышения данных за май с 1.3% до 1.6%. Если в бочке дегтя и есть ложка меда, то ею стали продажи за исключением продаж автомобилей, бензина и строительных материалов: показатель, используемый для расчета ВВП, остался с мая без изменения на уровне +0.9%. Еще одним смягчающим фактором является понимание естественного замедления частного потребления после нескольких кварталов роста в размере 4%. Вот он и замедлился. Элемент ВВП розничных продаж вырос на 0.8% во 2 квартале после роста на 1.3% в 1 квартале и на 1.4% - в 4Кв06. Но самый впечатляющий факт - американский потребитель отнюдь не сдал позиций, несмотря на все трудности и невзгоды. Несмотря на то, что безработица держится возле многолетних минимумов, нестабильность на рынке труда все еще очень высока, что частично обусловлено глобализацией, частично - технологическими изменениями. Цены на бензин существенно превзошли потребительский предел, ранее установленный экспертами. В мае и июне бензин впервые подорожал в среднем более чем на 3$ за галлон.
Еще одно важное препятствие для роста потребления - цена самого крупного актива, которым владеют более две третьих американцев - жилье. Изъятие капитала перестало быть тем кассовым аппаратом, которым оно было раньше. Похоже, рынок предпочитает придерживаться более пессимистичного взгляда на американского потребителя, при чем на то есть реальные причины. Предварительная оценка потребительского настроения за июль на базе Мичиганского университета превысила ожидания, и показатель в размере 92.4 стал максимумом с января. Пессимистичный подход к американскому потребителю также привел к тому, что неизменные данные по продажам в торговых сетях стали настоящим сюрпризом. Согласно статистике, предоставленной Международным советом торговых центров, продажи в магазинах выросли на 2.4% по сравнению с ожиданиями роста на 2%. Отчеты некоторых более крупных розничных компаний были особенно впечатляющими. К примеру, аналитики ждали, что продажи компании Wal-Mart вырастут на 0.8%, а вместо этого рост продаж самого крупного розничника составил 2.4%. Прогнозировалось, что продажи в магазинах компании Abercombie & Fitch упадут почти на 3%, а вместо этого они выросли на 2%. И даже когда новости были совсем плохие, как в случае с падением продаж компании J.C. Penny на 1.5%, рынок ожидал, что продажи упадут вдвое больше.
Не только американский потребитель оказался довольно устойчивым, но и экономика в целом. Развитие экономики практически остановилось в 1 квартале, застыв на годовой отметке 0.7%, но это не стало прелюдией к экономическому спаду, как предупреждали многие экономисты. По всем расчетам даже тех, кто предсказывал серию снижений ставки по федеральным фондам, экономика резко возросла во 2 квартале. Структура роста изменилась. В первом квартале строительство жилых помещений, запасы и торговля - все это лишило показатель ВВП в 1 квартале одного процентного пункта. Во 2 квартале запасы и торговля, по-видимому, добавили к итоговому результату ВВП практически столько же, сколько отняли в 1 квартале. Строительство жилых помещений все еще является тормозящим фактором, но его влияние несколько ослабло. Рост капитальных и правительственных расходов, который в 1 квартале был необычайно низок, по-видимому, может ускориться частично в связи с замедлением потребления. Беспокойства в секторе субстандартного кредитования продолжают представлять потенциальную угрозу общим кредитным условиям и экономическому здоровью. Однако, взвесив все факты, можно предположить (о чем, по крайней мере, говорили два представителя ФРС и представитель казначейства), что проблемы находятся под контролем, не представляют системный риск и не мешают общему экономическому восстановлению. Безусловно, ситуация может ухудшиться, но возможность этого, хотя и не стоит исключать, все же не надо рассматривать в качестве наиболее вероятного хода развития событий.
Также это не аргумент в пользу исключительности США, так как мировая экономика последнее время также невероятно устойчива. В прошлом значительное замедление развития экономики США могло угрожать мировому росту, но сейчас не то время. Возможно, это частично обусловлено тем, что слабость американской экономики была сосредоточена во внутренних сферах таких как, рынок жилья. Мировая экономика также проявила устойчивость в условиях цен на нефть выше $70 за баррель. После каждых $10 роста в цене с тех пор, как нефть составляла $40 за баррель, некоторые эксперты говорили, что это станет последней каплей терпения. И вот к чему мы пришли: во всяком случае официальные, а также частные прогнозы роста были пересмотрены в сторону повышения. Мировая экономика также проявила устойчивость к мировым дисбалансам, которые время от времени некоторые официальные представители называли главнейшим риском мировой экономике. Ухудшение дефицита текущего счета США замедлилось, что по нашему мнению в основном стало результатом сужения дифференциалов роста (а не падения доллара), но не развернулось в обратную сторону. Профицит торгового баланса Китая продолжает расти. В мировой экономике подобный период сильного роста не наблюдался в течение поколения.
То, что некоторые кредитные качественные спрэды расширились подобно индексу J.P.Morgan рынков облигаций развивающихся стран (против казначейских облигаций США) или спрэды между высокодоходными облигациями (бросовыми) и американскими казначейскими - это факт, но спрэды остаются относительно узкими по любым метрическим показателям. Это верно для валют основных развивающихся рынков. Доллар США торгуется ниже 2 бразильских реалов и ниже 7 южноафриканских рэндов и ниже 1.28 турецких лиры. Большинство восточноазиатских валют за исключением иены торгуются на самых высоких уровнях с момента азиатского финансового кризиса, случившегося около 10 лет назад. Сам доллар - единственное и самое большое исключение из общей устойчивости, которую демонстрирует мировая экономика и которая недооценивается большинством наблюдателей. Самый неопровержимый диагноз доллара усиливается тем фактом, что большинство участников рынка, включая значительное большинство первичных дилеров, не верит в повышение ставок со стороны Федеральной Резервной Системы. Вместо этого они ожидают, что следующим шагом станет снижение ставки. Несмотря на то, что прогнозы срока снижения ставки постоянно откладываются, настрой очевиден и отражается в исследованиях и торговле фьючерсами. Поскольку новости с рынка жилья все еще неутешительны, нужно нечто большее, чем просто сильный рост во 2 квартале, чтобы доллару было на что опереться. До тех пор, пока рынок не будет уверен в том, что рост будет устойчивым во 2Кв, твердая почва будет уходить у доллара из-под ног. Многие аналитики надеются на тестирование уровня $1.40 против евро в краткосрочной перспективе. В 1995 году бывшая немецкая марка достигла рекордного максимума, которая сейчас пришлась бы на уровень чуть выше $1.45. В период нападок на доллар немногие краткосрочные трейдеры стремятся продавать иену, даже несмотря на то, что их процентные ставки держатся на низком уровне, но как только доллар стабилизируется, интерес спекулянтов вспыхнет с новой силой.
Марк Чандлер
Глава отдела валютной стратегии BBH