14 марта 2014

В воскресенье Крым будет выбирать не только свое будущее, но и будущее России. Проголосовав за присоединение, Крым гарантирует России крупные неприятности, вопрос лишь в том, насколько крупные.
Запад уже две недели примеряется к санкциям против России, но уже понятно, что наказать ядерную державу и постоянного члена Совбеза ООН будет не так-то просто. В целом, все предлагаемые меры можно условно разделить на три группы в зависимости от степени их жесткости и вероятности их применения: символические санкции, экономические ограничения и полная блокада.
Символические санкции не причинят России существенного вреда и наиболее вероятны - ни ЕС, ни США не придется тратиться или отказывать себе в чем-то. Экономические ограничения потребуют жертв и от России, и от ЕС и потому менее вероятны. Чтобы устроить России настоящую экономическую блокаду, Европе надо за шесть месяцев найти новый источник поступления трети потребляемого газа, а европейским производителям придется найти новые рынки сбыта для их автомобилей, мебели, бытовой техники, турбин, яхт, электростанций и еще множества товаров, которые покупает Россия.
Символические санкции
Европейцы уже ввели мягкие санкции против России: заморожены переговоры о соглашениях по торговле и визовым вопросам, отменена подготовка к саммиту G8 в Сочи.
ОЭСР заморозила процесс вступления России в организацию.
После референдума речь может идти о запрете на въезд в ЕС и США для некоторых чиновников и частичную заморозку активов ключевых российских политиков и военных. На самого Владимира Путина санкции вряд ли будут распространяться.
Россия, возможно, будет исключена из "большой восьмерки", могут быть введены некоторые торговые ограничения, например, на торговлю оружием и высокотехнологическими товарами.
На российскую экономику все это вряд ли повлияет, правда, как уже предсказывает Алексей Кудрин, резко вырастет отток капитала из страны. Прогнозы по росту российского ВВП будут снижены до 0-1%, рубль остается под давлением.
Экономические санкции
России могут ограничить доступ на мировой рынок капитала и ввести квоты на экспорт металлов и зерна. Также Россия может лишится доступа к финансовой инфраструктуре США, ЕС и Великобритании. Это неприятно, но не смертельно, просто возможности бизнеса по проведению торговых операций значительно сократятся.
В самом худшем случае возможны ограничения на экспорт энергоносителей. Возможна заморозка российских активов и введение ограничений на движение капитала.
Также ЕС может, например, усилить давление на "Газпром" и превратить жизнь компании в настоящий ад расследованиями, проверками и штрафами.
Прогноз по росту экономики в этом случае становится отрицательным, рубль существенно ослабевает, а международные инвесторы распродают активы и покидают страну.
Экономическая блокада
Наименее вероятный сценарий - полная экономическая блокада России, запрет на ввоз любых российских товаров и значительное ужесточение политики по выдаче виз простым российским гражданам.
Теоретически, Европа может даже себе позволить провести лето без российского газа, надеясь, что Россия, потеряв 2/3 доходов от его продажи, станет сговорчивей.
Еще один вариант - запрет на использование европейской инфраструктуры для продажи и отгрузки российской нефти, например, закрытие портов для танкеров с российской нефтью и так далее.
Проблема с такими жесткими санкциями заключаются в том, что России они могут навредить меньше, чем ЕС. У России есть резервы, которые позволят прожить без валютной выручки какое-то время. А вот Европе через 7 месяцев снова потребуется много газа, который ей не смогут продать ни Алжир, ни Норвегия, ни Катар.
Европа не готова к санкциям
Понятно, что самое эффективное средство против России - жесткое ограничение экспорта углеводородов из страны. Спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бейнер призвал президента США Барака Обаму и Минэнерго разрешить строительство терминалов по сжижению газа и начать его экспорт, чтобы снизить зависимость Европы от поставок российского газа и ослабить позиции России. Но в реальности даже сланцевый газ из Штатов не поможет изгнать Россию с европейского энергорынка.
Строительство терминалов по сжижению газа стоит довольно дорого. Компании перед тем, как начать строительство пытаются застраховать расходы. Для этого они заранее подписывают долгосрочные контракты на продажу газа. Если США начнут экспорт газа, то мало что из этого может пойти на компенсацию поставок из России.
Газ в Европе стоит $10-11 млн британских термальных единиц. В Азии он стоит $15 и выше. Цена на газ в США $7 за млн британских термальных единиц, а затраты на сжижение составляют $4-6. При таких ценах американским компаниям будет сложно конкурировать в Европе.
Большинство контрактов уже заключено с Азией, в которой цены на газ выше, чем в Европе. США не продают газ, а Европа его не покупает. Этим занимаются коммерческие компании и они не готовы терять деньги ради политических интересов США. Терминалы построить можно, но бизнес сам решит, кому продавать газ. Пока ему не выгодно экспортировать его в Европу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
