IFO: немецкие компании останутся под ударом » Элитный трейдер
Элитный трейдер

IFO: немецкие компании останутся под ударом

Геополитическая напряженность оказала негативное влияние на инвестиционную активность немецких компаний, на рост ВВП страны и на малый и средний бизнес, на который приходится 52% от ВВП Германии. Об этом рассказал профессор института IFO ФРГ Гернот Нерб.
13 августа 2014
Г-н Нерб, свежие данные статистики говорят о том, что индекс ожиданий инвесторов в отношении экономики Германии на ближайшие шесть месяцев резко снизился. Еще в июле его значение равнялось 27,1 пункта, сейчас - 8,6. С чем связаны такие показатели?

Конечно, есть много различных причин, но, однозначно, санкции оказали определенное влияние. Прямой экспорт Германии в Россию составляет 3,3%, но психологический эффект гораздо сильнее. В частности, инвестиционные решения в большой степени зависят от психологических факторов, и сейчас компании стали более осторожными в принятии решений.

Эксперты отмечают, что немецкая экономика во II квартале была слабее ожиданий. Насколько велико сейчас влияние на ситуацию геополитических факторов?

Мы ожидали замедления во II квартале, но сейчас мы видим, что оно более ярко выражено. Конечно, геополитическая напряженность оказала определенное влияние, особенно, как я сказал, на инвестиционную активность, которая снизила темпы. Мы опасаемся, что это не просто временное влияние, что оно может сохраняться в течение более длительного времени, но мы надеемся, что оно не будет продолжаться слишком долго.

Взаимные санкции ЕС к России и России к ЕС – как они скажутся на деловых отношениях, на бизнесе, причем не только на крупном, но и на среднем и малом?

Общая доля прямого экспорта в Россию составляет всего 3,3%, но тем не менее при опросе представителей производственного сектора 44% опрошенных промышленных компании сказали, что у них есть бизнес-контакты с Россией. Таким образом, есть много компаний малого и среднего бизнеса, которые попали под удар, и поэтому мы ощущаем влияние со стороны санкций, несмотря на довольно маленькую долю прямого экспорта в Россию.

Бундесбанк ждет роста ВВП Германии на 1,9% в этом году. Но по оценкам аналитиков, опрошенных Bloomberg, ВВП страны во II квартале снизился - на 0,1%. За счет чего возможен рост?

Показатели I квартала превзошли все ожидания, а II квартал оказался слабым, но мы ожидаем изменений во второй половине года. Но тем не менее мы должны признать необходимость пересмотра в сторону понижения нашего прогноза, который был опубликован месяц назад и предполагал рост ВВП Германии в текущем году на 2%. Насколько нужно понизить прогноз, я не могу сказать, поскольку подсчеты еще не закончены.

Если будет найдено хорошее мирное решение, если будут достигнуты договоренности между ЕС и Россией и Украиной, тогда некоторые инвестиционные решения, которые были отложены, все-таки будут приняты. Это может оказать поддержку экономике во второй половине года, но это при условии, что ситуация стабилизируется очень быстро, в течение месяца.

Уже понятно, что динамика II квартала довольно вялая, и мы уже никак не можем это изменить. Во второй половине года мы ожидаем ежеквартального роста на уровне 0,5%, но этого можно достичь только при улучшении психологического климата, а для этого нужен прогресс на политическом фронте.

На немецкий Mittelstand - малые и средние предприятия - приходится 52% от ВВП. Западные СМИ говорят, что немецкий малый бизнес уже страдает от санкций ЕС. Может ли Mittelstand выступать в качестве бизнес-лобби, чтобы защищать свои интересы, или правительство никогда не услышит голос маленьких компаний, потому что они не имеют "единого голоса"?

Это верно, в Mittelstand входит около 90% компаний, на которые приходится примерно 52% ВВП. Но это очень разнородная группа компаний, и вы правы в том, что у данной группы нет единого голоса. Здесь много компаний малого бизнеса, которые пытаются донести свои мысли до правительства, но переговорный процесс этих малых компаний не столь эффективен по сравнению с успехом больших компаний в этом деле.

Западные источники утверждают, что много малых/средних немецких компаний экспортируют 30-50% товаров в Россию. Сколько это "много" - 30% таких компаний? Или, возможно, даже 60%?

У нас нет конкретных цифр, но компаний с долей в 20% просто не может быть много, поскольку, как я уже сказал, общая доля экспорта в Россию составляет 3,3%. Конечно, у многих маленьких компаний может быть более крупная доля, но официальной статистики по распределению долей среди малых компаний нет.

Крупные компании также страдают от санкций. Например, Adidas и Volkswagen обвинили санкции в падении продаж. Каким влиянием обладает немецкое бизнес-лобби в целом? Способно ли оно изменить чисто политические решения правительства Германии?

Бизнес-сообщество всегда очень скептично относится к санкциям, поскольку, как мы знаем из истории, санкции - это не самый эффективный инструмент, не самое умное решение, поскольку они затрагивают обе стороны. Предпринимательское сообщество будет счастливо, если решение политических проблем, политический компромисс будет найден как можно раньше, чтобы снова вернуться к бизнесу.

Беседу провел Александр Князев

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter