6 марта 2015 Экономика сегодня
Российские нефтепроизводители во многом оказались подготовленными к санкциям
Российская нефтяная отрасль сталкивается с новыми вызовами. Стремительное падение цен на «черное золото», финансовые и технологические санкции — серьезное испытание на прочность. Смогут ли его выдержать отечественные нефтепроизводители, а также каковы состояние и перспективы отрасли и как страна справляется с сырьевой зависимостью, выясняло ФБА «Экономика сегодня».
«Роснефть» держит удар
Как известно, санкции нанесли сильный удар по нефтепромышленникам — лишили доступа к кредитам и запретили ввоз технологий и оборудования из-за рубежа. Сотрудничество мировых лидеров отрасли — российской «Роснефти» и американской ExxonMobil — по разработке шельфовых месторождений в Карцевом море подорвано. Американская компания приостановила реализацию десяти совместных с крупнейшим российским производителем проектов. Ряд других западных компаний — от крупных Shell и Total до небольших инжиниринговых и сервисных — прекратили предоставлять услуги российским партнерам.
Однако у России есть все шансы самостоятельно продолжить разработку шельфовых месторождений. В этом уверена «Роснефть»: в ее планах — дальнейшая работа в Карцевом море, с Exxon или без него.
Такая возможность не исключена, полагает Иван Котляров, доцент и старший научный сотрудник департамента финансов Высшей школы экономики. «“Роснефти”, в случае ее заинтересованности в продолжении этих проектов, придется вести разведку и добычу без партнерства с компаниями из стран, которые наложили на Россию санкции», — комментирует эксперт.
Способов, как выйти из положения, — множество. «Речь может идти об освоении «Роснефтью» технологий, попавших под санкции, привлечении партнеров из стран, не присоединившихся к санкциям, и попытках обойти санкции и закупить оборудование через третьи страны или приобрести компании — собственники технологий», — перечисляет Иван Котляров. — Очевидный выбор — Китай», — подчеркивает экономист, отмечая при этом, что технологии Поднебесной пока отстают от американских.
Более того, российские нефтепроизводители во многом оказались подготовленными к санкциям, так как по перечисленным направлениям они проводили работу.
Освоение технологий — не пустые слова. У страны — большой потенциал собственных разработок, которыми при необходимости, а также грамотной и умелой политике, можно заместить ввозимые ранее технологии. Так, технологию плазменно-импульсного воздействия создали ученые из Санкт-Петербургского горного университета и НИИ электрофизической аппаратуры им. Д. В. Ефремова, в том числе при поддержке фонда «Сколково». Ныне эту технологию с успехом применяют по всему миру и в России, она приходит на смену старым методам добычи нефти, а специалисты находят ее более эффективной и экологичной.
При случае нефтепроизводителей, пострадавших от санкций, поддержат рублем. По заявке компании и после тщательной проверки доводов в пользу оказания помощи правительство пойдет навстречу или ответит отказом.
Налоговая политика — еще один инструмент регулирования отрасли, способный привести к положительным результатам. Так, роста добычи нефти в 2014 году удалось достичь за счет изменения системы налогообложения, сообщил 2 марта на встрече с президентом министр энергетики Александр Новак. Избирательность и гибкость – достоинства налоговой политики в отрасли, считают эксперты.
Еще одна из рассматриваемых мер – создание государственной компании, которая сможет заменить западные в части предоставления услуг. «В России есть традиция сосредотачиваться на приоритетных проектах, и она успешна, — уверил The Financial Times главный аналитик Сбербанка Валерий Нестеров. — Нефтяная отрасль важна для страны, поэтому при необходимости будут приняты меры по улучшению ситуации», — заключил он.
Курс на успех взят!
Снижение цен на нефть заставляет мировых производителей сокращать инвестиции в разведку и добычу. Французская Total уменьшила инвестиции с 28 млрд долларов в 2013 году до 26 млрд долларов в 2014-м и планирует сокращения и в дальнейшем. Американская ConocoPhillips значительно урезала затраты на бурение. ExxonMobil заявила о снижении на 30% инвестиций в добычу нефти из канадских битуминозных песков.
На этом фоне российские нефтедобывающие компании выглядят более чем успешно. Несмотря на санкции и снижение цен на нефть, они продолжают инвестировать в отрасль. Так, на встрече с президентом 2 марта глава Минэнерго Александр Новак сообщил о 10% росте инвестиций в добычу нефти. А это говорит о том, что в ближайшие годы объемы добычи точно не станут меньше.
«Необходимо продолжать инвестировать, несмотря на отсечение российских компаний от западных технологий и резкое падение цен на нефть, — полагает Иван Котляров. — Это залог сохранения объемов добычи», — продолжает специалист.
Другая гарантия прежних объемов добычи, а возможно, и роста – разведанные запасы. Вот уже почти десятилетие их прирост превышает объемы добычи. Так страна создает еще одну подушку безопасности.
По данным Центрального Банка, Россия стала меньше экспортировать сырой нефти, зато показатели экспорта нефтепродуктов демонстрируют уверенный рост. Это означает одно: мы стали меньше продавать сырья и больше перерабатывать на родине, а следовательно, появились новые рабочие места и заработали новые производственные площади. К примеру, компания «Лукойл» ввела в производство новое оборудование и увеличила глубину переработки нефти до рекордного в России уровня в 98%.
«Такая тенденция, безусловно, положительна. Она свидетельствует о том, что нефтеперерабатывающие заводы получают загрузку и возможность инвестировать в обновление мощностей, — отмечает Котляров. — России выгодно оставлять себе максимальное число этапов нефтедобычи и нефтепереработки», – подытоживает эксперт.
О перспективности российской нефтяной отрасли свидетельствуют факты: ExxonMobil наращивает присутствие в стране. Кроме того, активность компании говорит об уверенности в скором снятии санкционных запретов. «Санкции не навсегда», — уверен и представитель инвестиционной компании Millhouse Джонн Манн.
Трудности закаляют
Несомненно, Россия продолжит оставаться одним из ведущих игроков на мировом рынке нефти, а в экономике страны «черное золото» по-прежнему будет занимать важное место. Но нефть – коварная вещь. Она может сыграть со страной злую шутку, если не принять меры предосторожности. Недаром среди экономистов получили распространение термины «нефтяное проклятие» и «голландская болезнь».
Симптомы недуга — сокращение промышленного производства. Причины — приток доходов от продажи нефти и вследствие этого укрепление национальной валюты. Безусловно, у России были все шансы захворать, но благодаря разумной макроэкономической политике удалось провести хорошую профилактику болезни. Нет ее главного признака — стагнации обрабатывающей промышленности, а по темпам роста она не уступает сектору услуг.
По мнению ряда экономистов, зависимость от нефти ведет к коррупции и ухудшению делового климата в стране. Попросту есть, что делить, а стимулов создавать условия, благоприятные бизнесу, нет. Однако и здесь достигнуты успехи. Если в 2013 году в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия занимала 112 место, то сегодня – 62-е. А опросы защитников прав предпринимателей показывают снижение уровня коррупции.
Да, трудности есть, в каком бы направлении не идти. Но они, как известно, закаляют.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба