11 марта 2015 Экономика сегодня
По мнению отдельных аналитиков и игроков рынка, бензин в России значительно подорожает весной. «Экономика сегодня» выясняла, какие факторы сильнее всего повлияют на стоимость топлива на заправках, и чего ждать автолюбителям в долгосрочной перспективе.
Историческое снижение цен
Последние 2,5 месяца на российских заправках фиксируют снижение цен на топливо. В большинстве регионов страны подобные процессы можно наблюдать впервые за 6 лет. Перелом произошел в середине декабря прошлого года, когда на одном из совещаний президент поинтересовался, почему цены на нефть на мировых рынках упали почти на треть, а цены на бензин в стране выросли на 10%. Но игроки рынка все же объясняют такие процессы рыночными факторами, а не результатами приказа сверху.
«Целый ряд заводов в этом году запустил новые установки, которые повышают уровень переработки и способствуют повышения объемов выпускаемого топлива и снижению спроса. Вот эти два момента привели к тому, что цены сначала оптовые, а потом и розничные начали снижаться», — объясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Впрочем, радость потребителей будет недолгой – с наступлением весны бензин начнет снова дорожать. Самые пессимистичные прогнозы сулят 50 рублей за литр.
Налоговый маневр
Среди других причин эксперты выделяют девальвацию рубля. В условиях ослабления национальной валюты, продавать бензин на экспорт сейчас намного выгоднее, чем отгружать его в России. С каждой тонны топлива, проданной за границу, экспортеры получают на 8 тысяч рублей больше, чем не внутреннем рынке, посчитали в ФАС. Это отразилось и на биржевых показателях.
По данным агентства «Аналитика товарных рынков» в январе российские нефтяники отгружали в среднем 15,5 тысяч тонн бензина в сутки, а в феврале уже 18,1 тысячу тонн. На экспорт работает и налоговый маневр, который правительство с начала текущего года. Планируется, что в течение нескольких лет нефтяникам снизят экспортные пошлины почти в 2 раза.
«Ежовые рукавицы» ФАС
Но ФАС старается держать нефтяные компании в ежовых рукавицах. «Мы на еженедельной основе сейчас проводим совещания с нефтяными компаниями, где обсуждаем объемы и параметры экспорта и отгрузок на внутренний рынок. Компании увеличили объемы производства и поставок на внутренний рынок, если сравнивать с этим же месяцем 2014 года», — объясняет начальник управления ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.
Подогреть цены может и сезонное увеличение цен на автомобильное топливо. Но для предотвращения дефицита у Минэнерго есть проверенный способ – создание запасов топлива. В прошлом году ведомство рекомендовало компаниям за готовить в хранилищах 1 млн 700 тысяч тонн бензина, но в этом году планка взлетела уже до 2,5 млн.
Запасам бензина не хватает хранилищ
Стоит отметить, что при реализации этой меры могут возникнуть трудности – не все компании смогут найти хранилища для увеличившихся запасов. Да и в ФАС признаются, что чиновники не смогут проверить объемы сохраненного бензина. Компании уже начали формировать запасы, правда на рынке это отразилось не снижением, а увеличением цен.
«Компании начали активно запасаться бензином относительно недавно. Это активное складирование товара, которое происходило на фоне роста экспорта бензина из России в начале года, а также на фоне резкого сокращения поставок белорусского бензина в Россию в феврале 2015 года. Все это в комплексе вылилось в резкий рост биржевых цен на автомобильный бензин», — объясняет директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных знаков» Михаил Турукалов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба