Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О китайских запасах » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О китайских запасах

27 июля 2015 Живой журнал | Архив Лежава Александр
Сейчас, вероятно, немногие помнят, что когда Китай опубликовал в 2009 году новые данные о скачкообразном росте своих официальных золотых резервов, многие задались вопросом: «Откуда?» На это китайские товарищи скромно ответили, что этот металл проходил у них по другим статьям. В июле 2015 года вполне в духе событий 2009 года последовал новый похожий скачок на целых 57% до 1658 тонн. Сразу же появилась масса публикаций, выражающих вполне обоснованные сомнения в правдоподобности подобной цифры.

Для этого был целый ряд причин. Во-первых, совершенно невозможно за один месяц приобрести на мировом рынке такое количество физического металла, чтобы цена на золото не выросла. Она, напротив, еще больше снизилась за это время. Во-вторых, добытое в Китае золото на внешний рынок практически не поступает. При этом Китай занимает первое место в мире по добыче этого драгоценного металла, и по самым скромным подсчетам в стране с 2009 года было добыто более 2000 тонн золота, которое скорее всего попало либо в хранилища Банка Китая, либо в хранилища тех государственных структур, которые проходят «по другим статьям». В-третьих, Китай стабильно находится в лидерах по импорту желтого металла. Конкуренцию в этом ему составляет лишь Индия, поэтому в некоторые месяцы КНР оказывалась за спиной своего основного конкурента в данной сфере, но никогда не опускалась ниже второго места. По крайней мере три тысячи триста тонн золота, ввезенного только через Гонконг, не очень хорошо согласуются с официальными 600 тонн увеличения резервов.

Однако в июне 2015 года на Лондонском форуме золотого рынка (London Bullion Market Forum 2014) председатель и генеральный секретарь Китайской золотой ассоциации (China Gold Association) представил несколько иные данные об имеющемся у Китая количестве золота. На его первом слайде говорилось «С 2009 года золотые резервы Китая продолжали расти. Успешно пройдены отметки в 7000 тонн, 8000 тонн, 9000 тонн. До конца 2014 года золотые резервы достигли 9816,03 тонны, вторые в мире». Подобные слова могут вызвать определенные вопросы, поскольку крупнейшие золотые запасы, находящиеся у США, составляют примерно 8100 тонн, да и то большой вопрос, насколько эти значения соответствуют реальности. К тому же озвученная цифра гораздо лучше может соответствовать сторонним оценкам, чем официально опубликованные в июле значения. Причем речь идет явно не о находящихся в земле резервах, а именно о добытом, переработанном и размещенном на хранение металле, поскольку за точку отсчета взят 2009 год, то есть, тот самый момент, когда была последняя предыдущая официальная контрольная точка. В ином случае было бы гораздо проще взять за начало отсчета 2010 год и рассматривать все изменения за пять, а не за шесть лет.

Но одно дело возможно истинные цифры уважаемого человека на некоем уважаемом форуме, пусть и непосредственно относящемся в данной теме, и совсем другое цифры, пусть и вызывающие большие сомнения, но официально предоставленные от лица государства. Первые прошли практически незамеченными, а в результате публикации вторых цены на золото на биржевом рынке резко снизились, что открыло новые возможности, например, для того же Китая купить западное золото по еще более низкой цене.

При наличии запасов физического золота вне зависимости от дальнейшего развития событий Китай остается в выигрыше. Если цены на желтый металл уйдут еще ниже, Китай сможет продолжать за дешево накапливать физическое золото. Если они пойдут вверх, то стоимость его золотых резервов будет активно расти. Но наибольшую выгоду для Китая может принести кризис доверия к западным валютам и прежде всего к американской. Ведь в случае глобального финансового краха важнейшую роль в мире финансов вновь начнут играть твердые обеспеченные деньги. Товар, который ценен сам по себе и в отличие от бумажных валют не требует какой-либо веры в себя. Именно в этом качестве на протяжении веков выступало золото. И тот, у кого его окажется больше в посткризисном мире, и будет устанавливать правила.

Почти ничего не происходит…

На биржевом рынке золота без особых перемен. Игра на понижение продолжается, и нельзя исключать, что сегодня «медведям» удастся продавить рынок ниже минимальных значений, которые были показаны менее недели назад и ознаменовали собой пятилетний минимум. Количество тех, кто говорит, что дно достигнуто, становится все меньше, но появляется гораздо больше комментариев на тему того, что биржевая цена драгоценного металла может уйти к 1000-ой, а то и 800-ой отметке. Возможно, что так оно и будет, но с большой долей уверенности тогда можно будет говорить о том, что спрос на физический драгоценный металл особенно в странах Азии может вырасти до небывалых высот. Нынешнее снижение уже подхлестнуло спрос на желтый металл в Китае и Индии, и они совсем не одиноки в своем стремлении пополнить золотые запасы.

Россия также продолжает активно работать в этом направлении. Этот процесс накопления, носящий по всей видимости стратегический характер и начавшийся в 2007 году, идет практически непрерывно все это время. В июне 2015 года к уже имевшимся запасам добавилось еще 800 тысяч унций или примерно 25 тонн драгоценного металла. Нет особых сомнений, что июль покажет их дальнейший рост. Поскольку российское руководство вполне объективно рассматривает золото как 100:-ную гарантию от юридических и политических рисков, дальнейшее накопление желтого металла выглядит вполне естественным. С этим вполне согласен и бывший многолетний глава Федерального резерва США Алан Гринспен, открыто признавший тот факт, что ни одна валюта, включая американскую, не может сравниться с золотом, которое на протяжении столетий и тысячелетий человеческой истории выполняло функцию денег.

В результате июньских покупок золотой резерв России вырос до 1275 тонн и составляет 13% от общей величины золотовалютных резервов страны. Однако, несмотря на стабильный рост объемов золота Россия в июле переместилась на одну строчку вниз в общемировом списке и находится теперь на шестом месте (не считая МВФ). Причина этого хорошо известна, поскольку Китай впервые с 2009 года официально обнародовал новую величину своего золотого резерва, которая теперь равняется 1658 тоннам. Китай также рассматривает золото как важнейший инструмент поддержания стабильности финансовых рынков и укрепления доверия к национальной валюте. Внезапный рост величины китайских запасов на 604 тонны или на 57% в очередной раз показал, что истинная величина имеющегося у той или иной страны золота является одной из наиболее тщательно охраняемых тайн, и объявленная Китаем цифра может значительно расходиться с реальными запасами, имеющимися у Поднебесной. Впрочем, с тем же успехом это можно сказать не только о ней, но и о США, и многих иных мировых державах.

Снижение биржевых цен на драгоценные металлы никак не влияет на пополнение странами и иными участниками рынка, имеющими такую возможность, своих запасов физического золота. Рост глобальных рисков, неопределенностей и нестабильности, нерешенность проблем, возникших во время первой волны кризиса в 2007 - 2008 годах, и их дальнейшее усугубление активно подталкивают к покупкам самого стабильного финансового инструмента в мире – золота. Именно на нем, кто бы что ни говорил, де факто базируется вся мировая финансовая система, и поэтому именно золото будет тем островком стабильности, к которому будут стремиться все участники финансового рынка, когда ударит вторая основная волна глобального экономического кризиса, и начнется финальный исход в качество.

О спросе, предложении и дефиците

Две первых декады июля ознаменовались несколькими примечательными событиями для рынка монет из драгоценных металлов. Во-первых, Монетный двор США после высоких объемов продаж серебряных монет в июне и ударного начала июля прекратил их продажи до начала августа, и, во-вторых, на текущий момент времени он уже реализовал 111 тысяч унций золотых инвестиционных «орлов». С учетом того, что в мае продажи составили 21,5 тысячу унций, а за июнь – 76 тысяч, текущие продажи производят определенное впечатление. Если темпы сохранятся, то к концу месяца мы можем увидеть величины в 160 – 170 тысяч унций. В последний раз значение реализации Монетного двора США, превышавшее отметку в 100 тысяч унций золота, можно увидеть лишь в апреле 2013 года.

Какой окажется итоговая величина июльских продаж, пока сказать сложно. Нельзя исключать, что у монетного двора могут возникнуть такие же проблемы с поставками золотых монет, какие уже имеют место с серебряными. Причем резкий рост спроса на монеты из драгоценных металлов со стороны розничных покупателей сопровождается столь же активной игрой банков и других крупных игроков на понижение его биржевой цены. Выбрасывая на рынок гигантские объемы предложений на продажу «бумажного» золота, им удается опускать его биржевую цену. Параллельно с этим в средствах массовой (дез)информации развернута активнейшая пропагандистская кампания, с помощью которой почтеннейшую публику стараются убедить, что золото и серебро – это всего лишь «любимые камешки», «варварские пережитки» и тому подобное, что в большой степени перекликается с аналогичными публикациями 1999 – 2000 годов.

Подобные действия, к которым прибегают биржевые игроки и финансируемая ими пресса, известны под термином «демаркетинга». Под этим понимается «приведение в уныние (запугивание) клиентов в целом или определенного класса клиентов в частности на временной либо постоянной основе». Научная литература сообщает, что это обычно делается, когда существует недостаток предложения; и/или существует стремление рекламировать иные продукты: и/или когда продукт не приносит прибыли в определенном регионе. Что касается стремления рекламировать иные продукты, то на этот счет нет никаких сомнений, и приоритет следует отдать фондовому рынку, куда банки и прочие представители крупного финансового бизнеса стараются всеми силами загнать розничных клиентов. Для нас же гораздо интереснее первый пункт, а именно возможный «недостаток предложения».

Несмотря на то, что Монетный двор США взял паузу в выпуске серебряных инвестиционных монет до начала августа, пока вроде бы не было какой-либо информации о сложностях с покупками слиткового серебра. Однако в сети появилась информация, что, по крайней мере, один из американских аффинажеров связывается со своими клиентами-ювелирами, пытаясь приобрести у них золото или серебро для переработки в связи с крайне ограниченным запасом металла. Причем о том, что на рынке есть дефицит металла, этот аффинажер говорит впервые за десять лет. Никакой более подробной информации о том, что это за компания и какое количество драгоценных металлов она перерабатывает, приведено не было. Подобную информацию можно рассматривать как некую первую ласточку. Если дефицит сырья действительно возник, то вскоре появятся и другие прямые или косвенные подтверждения этого. Если же это конкретные проблемы у данного конкретного предприятия, то других подтверждений этому факту мы вряд ли дождемся.

Биржевая игра на понижение цен «бумажных» драгоценных металлов ведет к тому, что скорее свое подтверждение найдет первый вариант развития событий. В отличие от поставленной западными банкирами цели «приведения в уныние» покупателей физических драгоценных металлов очередное снижение цены на золото и серебро напротив приводит к новому всплеску спроса на них. Рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно, но практически неизбежно, может наступить тот момент, когда на рынке физических драгоценных металлов возникнет их вполне ощутимый дефицит. Когда это произойдет, это может стать смертельным ударом по всей построенной на протяжении нескольких последних десятков лет пирамиде бумажных валют и прочих аналогичных им «активов».