12 января 2016 Thomson Reuters
Отток капитала из Китая может спровоцировать очередной кризис на мировых финансовых рынках и рост процентных ставок в США выше тех уровней, которые традиционно согласуются с периодами повышенной чувствительности к риску. Инвесторы в панике бегут из Китая, напуганные множеством факторов, таких как охлаждение экономики, падение юаня, анти-коррупционные меры. По некоторм оценкам, в 2015 году из страны утекло более 1 трлн долларов. По мере оттока капитала, управляющие валютными резервами страны должны либо продать часть накопленных активов (сейчас они оцениваются в 3.3 трлн долларов), или же позволить юаню снижаться. Между тем девальвация юаня, с одной стороны, помогает экспортному сектору, но с другой — грозит перерасти в неконтролируемое падение, поэтому Китай пока не позволяет рыночным силам сделать свое дело. Отвечая на вопрос о дальнейшем падении юаня, Хан Джун, заместитель директора Группы по финансовым и экономическим вопросам Коммунистической партии Китая, заявил, что «подобные предположения нелепы и невозможны». По его словам, в Китае по-прежнему наблюдается большой приток капитала. Увы, учитывая факты, мало кто разделяет его точку зрения на этот счет.
Китай стремится остановить падение юаня, это значит, что ему придется продавать американские активы, в первую очередь гос. облигации, а также корпоративные и прочие долговые обязательства. По мере продажи облигаций доходность будет расти и достигнет уровней, не сопоставимых с текущими условиями. Это не значит, что процентные ставки в США вырастут; совершенно очевидно, что события в Китае ведут усилению дефляционных факторов. Однако экономика не получит того стимула, на который она могла бы рассчитывать в условиях снижения доходности на гсо. облигации. По некоторым оценкам первая неделя 2016 года была чуть ли не лучшей в истории рынка гос. облигаций, тогда как акции пережили худшее начало года. Однако продажи со стороны китайских властей могу сдержать рост цен на облигации и, соответственно, ограничить снижение доходности.
В этой ситуации Федрезерв, повысивший ставку в декабре, впервые за десять лет, может лишиться возможности контролировать доходность, которая является ключевым инструментом регулирования экономики. «На мой взгляд, нисходящие риски связаны в большей степени с влиянием внешних факторов на нашу экономику», — отметил в понедельник глава ФРБ Атланты Деннис Локхарт. «Распродажи на мировых фондовых рынках на прошлой неделе, очевидно, были спровоцированы данными из Китая, которые оказались хуже ожиданий». В частности, валютные резервы Китая только в декабре сократились на 108 млрд долларов — это исторический максимум. В целом, за минувший год они уменьшились более чем на полтриллиона долларов.
Массовые распродажи
По оценкам Bank of America Merrill Lynch, в прошлом году Китай продал американские гос. облигации на сумму 292 млрд долларов, а также агентские облигации на сумму 3 млрд долларов и еще активы других стран на сумму 170 млрд долларов. В понедельник аналитики банка писали о том, что американские корпоративные облигации ощутят на себе последствия распродажи в Китае, поскольку у китайских инвесторов этих бумаг на сумму более 400 млрд долларов. Своп-спреды — бонус, который получают инвесторы за согласие с плавающими выплатами от банка вместо доходности по гос. облигациям, за последние несколько недель заметно сузились, что также обусловлено продажами в Китае. По состоянию на понедельник двухлетние своп-спреды спустились до девяти базисных пунктов по сравнению с 24 б.п. месяц назад.
В прошлом году были периоды, когда своп-сперды, фактически, переходили в отрицательную зону — опасная ситуация, учитывая тот факт, что банки по умолчанию являются гораздо более рискованными партнерами в сделке, чем правительство США. Между тем ставки по кредитам в США остаются крайне низкими. Доходность по 10-летним гос. облигациям не превышает 2.17%, а по двухлетним — 0.93%. Это обратная сторона феномена китайских резервов, за последние 15 лет достигших огромных размеров. Это причина, по которой процентные ставки в США держались на крайне низких уровнях, несмотря на усилия ФРС. Это главный фактор, фактор, спровоцировавший формирование пузыря на рынке жилья в США и, возможно, также ранее на рынке высокотехнологичных компаний, поскольку инвесторы охотно шли на риск, а заемщики без проблем получали дешевые кредиты.
И все же нельзя недооценивать то, насколько управление валютными резервами в Китае может усложнить регулирование экономики в США и замутнить воды мировых финансовых рынков. Китай, главный импортер сырья и экспортер готовых товаров, уже провоцирует дефляционные процессы во всем мире. Китай может подавить спрос на американскую продукцию и одновременно обусловить рост стоимости финансирования в долларах, поставив тем самым Федрезерв в крайне щекотливое положение. Продажи Китаем гос. облигаций и других ценных бумаг с фиксированным доходом также вынуждают инвесторов менять свои ожидания относительно динамики портфелей в стрессовый период. Если отток капитала не уменьшится, Китай останется главным фактором рыночного и экономического риска на ближайшие месяцы.
http://ru.reuters.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу