10 мая 2016 Bloomberg
История знает множество примеров спекулятивного безумия, начиная с голландской тюльпановой лихорадки 1637 года, и заканчивая американским пузырем на рынке доткомов на изломе этого столетия. Для инвесторов все они закончились плохо. Однако, пожалуй, ни один массовый психоз не сравнится с китайским бумом 2016 года на сырьевых рынках. Буквально за два безумных месяца ежедневный оборот торговли на национальных фьючерсных рынках подскочил до 183 долларов (в юаневом эквиваленте), значительно опередив пиковые объемы прошлогоднего пузыря на фондовом рынке Китая, и оставив позади объемы Nasdaq в 2000 году. Все началось с предположения, что экономические стимулы и реформы Китая в производственном секторе приведут к нехватке строительных материалов, и быстро переросло в полномасштабную сырьевую лихорадку, никак не связанную с реальностью. Когда армия китайских инвесторов вышла на рынок, за один торговый день было куплено и продано столько хлопка, что хватит, чтобы сшить по паре джинсов каждому жителю планеты, а из проданных соевых бобов можно приготовить 56 млн порций тофу.
Теперь же китайские власти начали вводить ограничения, чтобы остановить рост цен на сырье и, соответственно, ослабить инфляционное давление, а также не допустить срыва своих планов по ликвидации неэффективных производителей. А спекулянты убегают с рынка. Это самый свежий цикл бум-спад на рынке, который, по словам аналитиков, может оказаться еще более агрессивным, поскольку китайские политики наводняют финансовую систему наличностью, чтобы смягчить свою экономическую посадку. «Кредитов слишком много, денег слишком много, люди не знают, куда их вложить, чтобы получить более высокие прибыли», - отмечает Фрейзер Хоуи, соавтор книги «Красный капитализм». «Даже на тех рынках, где на самом деле есть повод для роста цен, ситуация быстро выходит за рамки разумного, а зарождающийся бычий тренд превращается в неконтролируемый пузырь».
Китайский финансовый ландшафт во всех отношениях созрел для новой мании. Объемы кредитования в первом квартале достигли рекордных максимумов, таким образом, у людей и компаний много денег, чтобы вкладывать их в разные активы. Но вот беда, сразу несколько традиционных объектов для инвестиций в Китае потеряли свою привлекательность. Доходность по государственным облигациям приблизилась к рекордным минимумам, а доверие к ряду инвестиционных продуктов и корпоратвным облигациям подорвано серией дефолтов. Акции по-прежнему кажутся слишком рискованными многим инвесторам, которые обожглись в прошлом году, а вывести деньги за границу становится труднее из-за введенных правительством ограничений на отток капитала. Джереми Хе, 2-летний сотрудник многонациональной торговой компании, начал вкладывать свои сбережения в сырье в прошлом месяце: ранее он уже потерял деньги на китайском фондовом рынке, поэтому возвращаться туда не спешит, а доходность по гос. облигациям слишком низкая. Он открыл совместный счет со своим приятелем для торговли фьючерсами на арматурный прокат, уголь и хлопок, и получал прибыль в размере 150 процентов до тех пор, пока цены не начали падать.
Мелкие спекулянты
«Мне скучно на работе, поэтому я торгую фьючерсами на сырье для развлечения», - утверждает Хе, чей счет вырос до 700 тыс. юаней (более 107 тыс. долларов), но к концу апреля сократился до 400 тыс. юаней. «Я инвестирую вместе с приятелем, и мы утешаем друг друга, когда терпим убытки». Никому точно не известно, какую роль в раздувании этого пузыря сыграли частные лица. Однако, основываясь на имеющихся данных, можно предположить, что далеко не последнюю. Более 40 процентов всего объема торгов на рынке фьючерсов арматурного проката пришлось на ночные сессии, то есть на то время, когда удобнее всего торговать людям, занятым днем на основной работе. По данным агентства Bloomberg, в апреле период инвестирования, в том числе по контрактам на арматурный прокат и железо не превышал трех часов. Люди, имеющие банковский счет и удостоверение личности, могут открыть торговый счет для работы с фьючерсными контрактами в течение 40 минут, никакого первоначального депозита вообще не требуется, отметили аналитики Morgan Stanley в своем обзоре от 4 мая.
Несмотря на то что, по меньшей мере, пять сырьевых активов подорожали более чем на 50 процентов относительно недавних минимумов, ценам еще очень далеко до рекордов Shanghai Composite, который в прошлом году на пике поднялся на 159%, или до индекса Nasdaq Composite с его ростом на 256% в разгар бума доткомов 16 лет назад. Но что действительно выделяет китайский пузырь на фоне остальных - это объемы торговли. Среднедневной оборот на биржах в Даляне, Чженьчжоу и в Шанхае подскочил с 78 млрд долларов в феврале до 261 млрд долларов 22 апреля - это больше валового внутреннего продукта Ирландии. Даже оборот торгов Nasdaq в начале 2000 года не превышал 150 млрд долларов. Между тем безумие начало ослабевать, когда три основные биржи фьючерсов предприняли меры, чтобы остановить спекуляции - в частности, подняли маржинальные требования, увеличили торговые комиссии и сократили торговые часы для арматурного проката. Уже 6 мая объем торгов снизился до 125 млрд долларов по сравнению с пиковым значением 135 млрд долларов, а цены на арматурный прокат и железную руду упали на 20 процентов относительно апрельских максимумов.
Спрос на сталь
Некоторые продолжают инвестировать, несмотря на попытки властей ограничить активность на рынке. Питер Сан, 30-летний специалист по финансам в Шанхае, открыл фьючерсный счет в прошлом месяце, чтобы торговать сталью, битумом и стеклом в свободное от работы время. Он инвестирует около половины своего дохода, принимая решение о покупке или продаже, исходя из графических моделей, поскольку у него нет времени на более глубокий анализ спроса и предложения. «Меня не волнуют меры, направленные на охлаждение рынка», - заявляет Сан. У некоторых сырьевых активов есть фундаментальные факторы для роста. Например, спрос на сталь вырос за сч увеличения расходов на инфраструктуру и активизации строительного сектора строящиеся площади в Китае за первый квартал увеличились на 19 процентов, что подстегнуло спрос на фоне сокращения запасов стали на складах и на сталелитейных предприятиях. Цены на физический актив выросли, при этом арматурный прокат на рынке спот по-прежнему на 48 процентов дороже декабрьских минимумов.
Между тем реакция Китая на бум говорит о том, что власти обеспокоены спекулятивной динамикой на рынке. Чиновники Комиссии по ценным бумагам Китая пообещали пресечь злоупотребления, а Китайская товарная биржа опубликовала заявление, в котором говорится, что «некоторые слои населения не понимают принципов функционирования рынка фьючерсов». Регуляторы, включая Комиссию по ценным бумагам, разработали ряд новых мер, направленных на ограничение ценовых колебаний.
«Они не хотят, чтобы на рынке сырья раздулся спекулятвный пузырь», - отмечает Тайгер Си, управляющий партнер в Bands Financial Ltd. в Гонконге, который торгует этими актвами уже два десятка лет. Однако, если вспомнить ситуацию с пузырем на фондовом рынке, можно предположить, что властям будет сложно остановить спекуляции и не спровоцировать при этом коллапс. Прошлым летом акции внутреннего рынка обесценились в совокупности 5 трлн долларов, поскольку власти попытались пресечь инвестиции кредитным плечом и ограничить торговлю фьючерсами на фондовые индексы, где объем торговли сократился на 99 процентов от максимума. «Проблема в том, что, как только пузырь лопнет, все устремятся к выходу одновременно», - поясняет Пол Адкинс, управляющий директор китайской консалтинговой компании AZ China. «Тут кто последний - тот проиграл».
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу