Почему падение рубля не поможет » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почему падение рубля не поможет

11 июля 2016 Живой журнал

Среди многих людей есть устоявшееся мнение, что девальвация собственной валюты является спасательным кругом для экономики – в результате роста цен на импорт и относительного снижения экспортных товаров конкурентноспособность экономики улучшается, что должно способствовать её росту. И многие в России живут с надеждой, что после столь значительного обвала рубля экономика оживет. Как часто бывает, в реальности все сложнее и не так однозначно.

Недавно появилась статья, в которой авторы пытались оценить роль курса валюты для экспорта в период с 2000 по 2014 год. Как отмечают авторы, первая очевидная мысль касательно влияния обменного курса на экспорт это проверить, коррелирует ли повышение ценовой конкурентоспособности следующей за девальвацией с более высокой долей на рынке и наоборот. Их результаты (см. рис. 1) показывают известный, но часто забываемый факт, что для большинства стран такой корреляции нет. Накопленная доля на рынке едва связана с изменениями ценовой/курсовой конкурентоспособности (индикатор относительной цены экспорта здесь цены, или RXP). Если бы ценовая конкурентоспособность были надежным предиктором доли рынка, должно было бы быть группирование точек в верхнем левом и нижнем правом квадратах, т.е. увеличение (снижение) доли рынка (по оси Y) связаны с ухудшением (улучшением) ценовой конкурентоспособности. Однако, это совсем не то, как точки разбросаны, указывая на то, что играют роль множество факторов. Кроме этого этот результат стабильно наблюдается для больших групп стран независимо от периода наблюдения (см. di Mauro, F., and Foster, K. (2008) “Globalisation and the Competitiveness of the Euro area”, ECB Occasional paper No 97.), а также для различных организаций (например, Berthou, A., Demian, V., and Dhyne, E. (2015) “Exchange Rate Movements, Firm-Level Exports, and Heterogeneity” и Berthou, A., and di Mauro, F. (2015)).

Рисунок 1. Доля на рынке и ценовая конкурентноспособность, 2000-2014 (ежегодное среднее изменение)

Почему падение рубля не поможет


Примечание: Позитивная величина PXP подразумевает ухудшение ценовой конкурентоспособности

Авторы попытались оценить роль различных факторов в изменении доли экспортного рынка. Кроме ценовой конкурентноспособности существую дополнительные факторы, такие как «потребительский вкус» и качество экспорта, стратегия проникновения на рынок (которая влияет на так называемую «экстенсивную маржу» торговли). К сожалению, последние факторы не наблюдаемы. Чтобы иметь возможность измерить их, авторы использовали методологию, предложенную Benkovskis и Wörz, которая состоит в разработке модели, где потребители пытаются оптимизировать свои расходы (в том числе в отношении иностранных товаров), но не только в плане цены. Эти потребители, в частности, моделируются, как думающие о «долларах за единицу полезности» вместо «долларов за кг»; т.е. они полностью учитывают и неценовые аспекты при выборе своих покупок.
В конечном итоге, изменение в доле экспортного рынка разделяется на пять частей:
-ценовой фактор (price factor);
-изменения в наборе конкурентов (changes in the set of competitors);
-неценовой фактор (non-price factor);
-глобальные смещение спроса (global demand shifts);
-экстенсивная маржа (extensive margin).
Для того, чтобы вычислить компоненты разложения, авторы использовали данные по торговле (COMTRADE), которые высоко детализированы на уровне продукта (около 5000 категорий) и включают в себя двусторонние сделки для всех отраслей в более чем 100 странах. В результате огромный массив данных гарантирует очень хороший учет сложного взаимодействия продуктов и конечных рынков.
И так, давайте взглянем на то, что происходило с различными странами в период с 2000 по 2014 года в отношении экспорта и роль курса валют.

Европа
Все европейские страны потеряли доли рынка и, для них всех неценовой компонент (синие столбики) был определяющим.

Рис.2 Европа: Разложение изменение доли экспортного рынка

Почему падение рубля не поможет


Это может легко быть интерпретировано, как часть эрозии общего веса промышленно-развитых стран в мировой торговле, так как новые развивающиеся экономики присоединились к мировым рынкам. Эрозия может быть связано с ухудшением преимуществ по качеству европейских производителей или сменой вкусов в пользу продукции из развивающихся стран. На самом деле, ценовые факторы по сути были благоприятными в относительных величинах для всех них, за исключением Италии, в которой наблюдалось наибольшее сокращение доли экспорта.

Азия
Результаты является гораздо более разнообразными для Азии. Для высокоразвитых стран Азии история похожа на европейскую.

Рис.3 Развитые страны Азии: Разложение изменение доли экспортного рынка

Почему падение рубля не поможет


Доля снижения рынка для Японии и Сингапура в основном коррелируют – как в Европе – с неценовыми эффектами (синие столбики). В Сингапуре, впрочем, в последние несколько лет стремительное ухудшение ценовой конкурентоспособности экспорта (красные столбики) по-видимому также сыграло свою роль в потере доли в экспорте.
История для развивающихся стран Азии совершенно другая и меняется по странам, что очень важно касательно "валютных войн" – действий, направленных на увеличение доли экспорта через девальвацию собственной валюты.

Можно выделить две сильно отличающиеся группы стран.
С одной стороны, есть страны, которые уверенно увеличивали доли рынка (например, Китай, Индия, а также Вьетнам). Для всех снижение относительной экспортной цены может объяснить лишь небольшую часть изменения их доли рынка, и это не работало полностью для Вьетнама. Определенно было огромное снижение в отставании по качеству экспорта или другие важные структурные факторы, такие как открытие торговли с очень низких цен на экспортные товары.

Рис.4 Развивающиеся страны Азии: Разложение изменение доли экспортного рынка

Почему падение рубля не поможет


С другой стороны, есть страны, чья доля были в состоянии стагнации (например, Индонезия, Малайзия). Примечательно, однако, что существуют противоположные в основе факторы для этих стран. В случае с Индонезией ценовая составляющая была благоприятной; несоответствие качества или другие структурные факторы мешали улучшению торговых показателей. В Малайзии было наоборот, застой (или незначительное снижение) доли на экспортных рынках по-видимому связано с ухудшением относительной экспортной конкурентоспособности цен, в том числе из-за неблагоприятного изменения обменного курса.

Рис.5 Развивающиеся страны Азии: Разложение изменение доли экспортного рынка

Почему падение рубля не поможет


Авторы приходят к выводу, что причиной низкого влияния ценовой конкурентоспособности является то, что большая часть торговли включает промежуточные продукты - товары и сервисы, используемые внутри достаточно хорошо установившихся глобальных цепочек добавленной стоимости (GVC). Роль GVC можно оценить, если посмотреть на добавленную стоимость готовой экспортируемой продукции, которая определяется через (прямую и косвенную) добавленную стоимость конкретной страны в общем объеме мирового экспорта готовой продукции. Это делается с помощью глобальной матрицы добавленной стоимости из базы данных WIOD (Тиммер соавт. 2015). В результате, можно наблюдать, как расширение доли в GVC влияет на доли на рынке для развивающихся стран.
Результаты по GVC нельзя сравнивать напрямую с ранее представленными, но очевидно то, что существует большая разница в роли GVC для стран. В то время как для крупных европейских стран и Японии вклад является отрицательным, что свидетельствует об аутсорсинге производства в развивающиеся страны, развивающиеся страны Азии увеличивают их роль в мировом производстве. Но существует сильная неоднородность в развивающихся странах Азии. Для Китая, например, роль цепочек добавленной стоимости в стимулировании изменения экспортной доли – через компонент «смещение в производственных цепочках» (shift in production chains) – по-видимому, гораздо меньше, чем для Индии, на чью долю в последнее время приходится почти одна треть изменений долей рынка (см. рис.6). Совершенно ясно: ценовые факторы не являются единственной движущей силой изменений долей экспортного рынка и необходимо более внимательно смотреть на неценовые компоненты.

Рис.6 Развивающиеся страны Азии: Разложение изменение доли экспортного рынка

Почему падение рубля не поможет


Более общий разбор делал экономист, профессор, бывший глава экономических исследований в Центральном Банке Аргентины Матиас Верненго, дискутируя вокруг кризиса в Аргентине, – дискуссия была не об изменениях экспорта, а в целом об перспективах роста экономики. Матиас отмечал, что девальвация песо приведет к инфляции и к снижению роста экономики, а не к восстановлению роста, как многие ожидали. Он указывал на то, что не существует никаких доказательств, что существует связь как на коротком, так и на длинных отрезках времени между ростом и девальвацией. Матиас отмечает, что действительно девальвация защищает местных производителей и приводит к подъему внутреннего производства, связанного с экспортом, снижает внешние ограничения для экономики. Этому способствует эффект замены за счет изменения относительных цен. Но надо помнить две вещи. Девальвация вызывает инфляцию. И можно пройти это если зарплаты держатся. Но девальвация приводит к снижению доходов, увеличивает доход только экспортеров и ведет (это касается экономик, рост которых определяется зарплатами, wage-led economy) к снижению расходов и низкому уровню деловой активности. Этот последний эффект связан с эффектом дохода и был разобран нобелевским лауреатом Полом Кругманом и Лэнсом Тэйлером в работе "Contractionary effects of devaluation". В этом случае девальвация, снижая ограничения для экспортеров, приводит к сжатию экономики.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter