24 июля 2016 Живой журнал Журавлев Сергей
(не про легкоатлетов) 1. Хотя розничные продажи в июне продолжили сжиматься в реальном выражении (наша «потребительская корзина» полегчала уже почти на 15% к 2014г.), Росстат в последние месяцы удивляет показателями роста зарплаты. 8.4% в годовом сопоставлении в мае, 9% - в июне, это самый высокий показатель чуть ли не за 2 последних года, точнее - с сентября 2014 года.
Поскольку годовая инфляция – ниже (7.5% - в июне, а до того – еще меньше), и стало быть, доходы населения вроде бы должны расти реально, то такая ситуация, по идее должна озаботить денежные власти на предмет формирования, как говаривали в старину, «инфляционного навеса». Т.е. явления, способствовавшего превращению советской «экономики дефицита» в постсоветскую «экономику экстремальной инфляции/неплатежей», после того как советская вместе с дефицитом и назначенными правительством «твёрдыми ценами» почила в бозе.
2. Но, похоже, это нежданное «обогащение» охватило все-таки не всё население, а довольно узкий его сегмент – работников организаций, в штате которых занято лишь порядка 32 млн. чел. (про остальные 40 млн. занятых в экономике России одна из вице-премьеров в свое время выразила недоумение «хрен знает, чем они вообще заняты?»), и по которым Росстат и фиксирует движение «белых» зарплат (а иных там, надо понимать, особо и нет). В динамике реальных денежных доходов, которые оценивают «обратным ходом», т.е. от расходов и денежных накоплений, включая и расходы за границей с пластика, никакого перелома нет.
Они продолжают падать, хотя и не так резво, как покупки. Разрыв доходов и расходов объясняется в основном «реверсом» потребительского кредитования. Оно с декабря 2014г. и по сей день всё еще продолжает сжиматься, даже и по номиналу, без учета съеденной инфляцией части задолженности. При этом просрочка, которая в течение 2015г. выросла чуть ли не вдвое, съедая прибыль банков, в последние месяцы стабилизировалась, то ли благодаря подвигам коллекторов, то ли вопреки им (на уровне 8.2-8.4%, из которых примерно 0.3 п.п. приходится на безнадёжных «валютных ипотечников»).
3. Разгадка быстрого роста зарплат в организациях в условиях сжимающегося потребления, по-видимому, кроется, с одной стороны, в ножницах в динамике производства и потребления (первый худо-бедно, но растёт, увлекая за собой и выручку), а с другой - в перераспределении выигрыша от скачка инфляции в прошлом году с прибыли на зарплату. Рост прибыли, характерный для прошлого года, теперь замедлился и даже ушел в минус. В то же время сектора, выигрывавшие от инфляции, однако проигрывавшие в среднем уровне зарплат (это среди добывающих - добыча металлических руд, среди обрабатывающих – пищевая, одежда и обувь, лесопереработка и целлюлоза, машиностроение, электроэнергетика, и конечно же – банки) должны были поддержать свою конкурентоспособность на рынке труда.
С «третьей» стороны, хотя доля собственных средств в финансировании инвестиций организаций в текущем году выросла, а кредитных – сжалась (до 7.9% в 1-м кв. 2016г. против 10.2% в аналог. пер. 2013г.), все же в условиях сжавшихся в большинстве секторов капиталовложений у предприятий просто появились деньги для повышения зарплат.
4. Любопытно, как ЦБ будет реагировать на складывающуюся ситуацию в своем решении по ставком в будущую пятницу. Увидит ли он в росте зарплат угрозу повышения инфляционного давления? Понятно, что в «денежном правиле» ЦБ совершенно отсутствует слагаемое, учитывающее влияние ставок на спрос и деловую активность. ЦБ постоянно подчёркивает, что нынешний спад отражает структурные проблемы. Это значит, что простор для управления спросом средствами денежной и фискальной политики отсутствует.
Ещё один сигнал – от потребительской инфляции - в июле смазывается проведенной индексаций тарифов ЖКХ, из-за которой доступные недельные индексы цен значительно выше, чем обычно (поднимались до 3.4-5.5% к пред. неделе в начале месяца, опустившись в последних отчетах до 1.5%), к которым добавился сезонный рост цен на бензин. Поэтому ответ на вопрос, начался ли уже разворот к дезинфляции, ожидаемый во второй половине года, пока не ясен. Розничное кредитование также остается в росте с начала года, в основном благодаря интенсивно привлекаемым кредитам на покупку жилья. Так что и с этой стороны нет чёткого сигнала к дальнейшему смягчению политики. Так что вполне вероятно, что ЦБ пока возьмет паузу, дождавшись более четких тенденций к сентябрю.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу