19 октября 2016 Bloomberg
В частности, регулятор предупредил, что снизить инфляцию к целевым значениям будет сложнее из-за растущего неравенства и сокращения числа домохозяйств со средним уровнем доходов - именно эта социальная группа наиболее чувствительна к изменению процентных ставок и цен. Доходы и внутренний спрос по-прежнему стремительно падают, усугубляя ситуацию. Сегодня Росстат публикует данные по розничным продажам, которые, согласно прогнозам, в сентябре сократились на 4.4% в годовом исчислении - показатель падает уже 21 месяц подряд; реальный располагаемый доход также, вероятно, снизился на 7% в отчетном периоде.
Потребление сведено к минимуму, потому что жизнь в России быстро дорожает, а зарплаты не растут. По данным исследования, проведенного Сбербанком, с начала экономического спада, стартовавшего два года назад, средний класс сократился на 14 млн россиян - это больше, чем население штата Иллинойс. Во время нефтяного бума благосостояние граждан возросло, а число людей со средним достатком увеличилось в два раза, но теперь эти процессы развернулись в обратном направлении. Многие рассчитывают на то, что государственные программы помогут им сохранить тающие на глазах доходы, это значит, что они уязвимы в случае изменения фискальной политики.
"Сокращение численности среднего класса мешает контролировать инфляцию из-за возросших рисков, связанных с фискальной политикой", - отмечает Олег Кузьмин, старший экономист по России в «Ренессанс Капитал». "Спрос будет более чутко реагировать на решения по бюджету", поскольку любая помощь немедленно передвинет расходы на менее обеспеченные домохозяйства.
Пропасть между богатыми и бедными растет, а потребление, как следствие, сокращается. В Международном валютном фонде отмечают, что политики, направленные на сохранение среднего класса, способны поддержать экономический рост, тогда как влияние поляризации доходов на политику центрального банка менее очевидно. Глубокое социальное неравенство снижает ценовую эластичность спроса и затрудняет контроль над инфляцией. Бедные семьи, как правило, не имеющие сбережений и доступа к кредитам, тратят основную часть своих доходов на предметы первой необходимости и поэтому безразличны к изменениям процентных ставок. Более состоятельные домохозяйства также мало восприимчивы к монетарной политике, потому что у них на товары массового производства уходит лишь малая часть общего дохода.
"Средний класс наиболее остро реагирует на изменения процентных ставок и потребительских цен, что, в свою очередь, побуждает производителей подстраиваться под их спрос", - говорится в руководстве Центробанка на 2017-2019 годы. "Экономическая политика, способствующая более равномерному распределению доходов в обществе, создает условия для сбалансированного развития и социальной стабильности, а также повышает эффективность сигналов, которые исходят от кредитно-денежной политики".
Ценовой прогноз
У Центробанка и так много проблем. Можно ли ему доверять, после того, как он четыре года подряд не выполняет свои инфляционные обещания? Более того, чиновники, не уверенные в том, что им удастся снизить ценовое давление до 4% в год ранее конца 2017 г., обещают не снижать ставку с текущего значения 10% в этом году. Трейдеры на рынке производных инструментов пересматривают свои прогнозы по ставке на ближайшие три месяца. Еще в начале месяца форвардные контракты закладывали в цену снижение ставки на 44 базисных пункта, сейчас - всего на 21 б.п.
Воздушный шарик благополучия
По данным Всемирного банка, в период с 2000 по 2013 годы средний класс - домохозяйства с потреблением на одного человека на уровне или выше 10 долларов в день - превысил 60% от общей численности населения. По оценкам регулятора, к 2010 году на долю среднего класса приходилось 74% всего дохода домохозяйств и 86% всего потребления.
Однако согласно последним исследованиям Сбербанка, число россиян, относящих себя к среднему классу, в прошлом квартале снизилось до 51% по сравнению с 61% годом ранее. Уровень заработных плат постепенно подстраивается под инфляцию, поэтому, скорее всего, дальнейшее снижение будет не таким стремительным.
Между тем Игорь Поляков, аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в Москве считает, что эти значения завышены, на самом деле, сейчас доля среднего класса не превышает 32% по сравнению с 40% в 2014 году. В 2017-2018 годах сохранится негативная динамика, а восстановление начнется не раньше 2019 года. "Переход к модели, ориентированной на сбережения, не способен в одночасье внушить людям уверенность в завтрашнем дня", - добавил Поляков. Пока средний класс сокращается, нет никаких оснований рассчитывать на рост объема продаж более дорогих товаров.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу