Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Интервью с трейдером Робом Хоффманом (Rob Hoffman): Как улучшить торговлю » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Интервью с трейдером Робом Хоффманом (Rob Hoffman): Как улучшить торговлю

28 ноября 2016 utmedia

Роб Хоффман (Rob Hoffman) является основателем и генеральным директором BecomeABetterTrader.com. Участвовал в многочисленных международных и американских турнирах трейдеров, где 19 раз становился победителем. Часто делает доклады в брокерских и финансовых фирмах. Занимается наставничеством и образованием проп-трейдеров, портфельных управляющих и управляющих хедж-фондов по всему миру.

Для меня рынок был, как игра в шахматы. Я смотрел, как на рынке что-то происходит, а затем делал предположение, что произойдет дальше, исходя из поведения цены

Хочу начать с вопроса о том, как у вас проявился интерес к рынкам. Что привлекло вас?

Я начал интересоваться рынками в январе 1987 года. В то время я был еще подростком и искал способ заработка. Тогда у меня, конечно, не было ни малейшего представления о торговле. Я даже не мог открыть собственный торговый счет, потому что не имел достаточной суммы.

Я любил играть в шахматы. Мне также нравилось смотреть на графики. Для меня рынок был, как игра в шахматы. Я смотрел, как на рынке что-то происходит, а затем делал предположение, что произойдет дальше, исходя из поведения цены.

Сравнивая то, что я делал тогда, с сегодняшними методами анализа, можно сказать, что я, по сути, использовал скользящие средние. Если рынок находился в восходящем тренде и делал откат к уровню поддержки, то первое предположение, которое у меня возникало, - он должен отскочить от этой зоны.

Поэтому, анализируя графики, я рассуждал следующим образом: "Раз такое происходит регулярно, то можно ожидать, что это произойдет и сейчас". Я оформил подписку на Investor’s Business Daily и The Wall Street Journal и еще в подростковом возрасте начал просматривать множество графиков. Таким образом, можно сказать, что мой интерес был вызван тем, что мне нравилось разрабатывать стратегии, основанные на виде графиков и поиске торговых сигналов на этих графиках. Для меня это было, как соревнование или какая-то игра, в которой надо было определить, что сделает рынок впоследствии.

Но у меня в том возрасте не было денег, поэтому я не мог торговать. Фактически, я начал торговать только после 20 лет.

Но я, тем не менее, быстро прогрессировал и страстно изучал рынок в течение нескольких лет. И до сих пор в моей личной библиотеке есть книги, которые я брал в библиотеке еще тогда. Я выкупил эти книги у библиотеки, так что сегодня они находятся в моей личной коллекции. Одна из книг, которые мне в то время попались - "Как читать The Wall Street Journal".

Сейчас, оглядываясь назад, я смотрю на нее и удивляюсь, что мне попалась книга о том, на каком языке говорит Уолл-стрит. Это были элементарные книги, но они были доступны в библиотеке. Я тогда исходил из того, что мне нужно освоить соответствующую терминологию. После того, как я начал читать The Wall Street Journal, я старался применять содержащуюся в той книге информацию. С тех пор прошло много лет, я 19 раз становился победителем соревнований по торговле на реальные деньги, проходивших по всему миру, - 6 международных и 13 американских. Вот тогда-то я вернулся в библиотеку и попросил выкупить те книги. Я исходил из того, что теперь я достиг вершины своей карьеры и хотел вернуться к корням.

Когда вы совершили свою первую сделку на "живые" деньги, вы сделали это самостоятельно или работали на кого-то?

Я никогда не работал ни на одну брокерскую фирму или проп-трейдинговую компанию, хотя на позднем этапе своей карьеры проводил обучение во многих таких компаниях. Сейчас я путешествую по всему миру, обучая розничных и институциональных клиентов. Я всегда был внебиржевым трейдером, можно сказать - розничным трейдером, хотя в то время я торговал институциональными объемами.

И чем же вы торговали, когда начинали?

Мой путь в мире торговли выглядел таким образом: в 1990-е я был сосредоточен, в основном, на акциях. У меня даже есть видео моего участия в программе, которая транслировалась на CNBC где-то в 1998 году. Оно было снято в Калифорнии. Я храню его и периодически показываю членам семьи и родственникам, чтобы посмеяться! Но начинал я с акций и торговал их, главным образом, внутри дня, хотя затем пришел к переносу позиций через ночь. На раннем этапе моей страстью был дейтрейдинг.

В конце 1990-х я заинтересовался индексом Dow Jones Industrial Average и старался предугадать, куда он пойдет на следующий день.

Я использовал такие вещи, как 20- и 200-периодные скользящие средние, а также другие стратегии. Я старался определить наличие перекупленности или перепроданности на основании стохастиков и других индикаторов. Я просто делал предположения о том, куда пойдет Доу на следующий день. В то время технологии, которые использовали розничные трейдеры, находились еще на начальном этапе развития, и мне приходилось каждый вечер просматривать буквально сотни графиков, отбирая из них 5-10 лучших с учетом того, какие позиции я собирался искать - бычьи или медвежьи.

Проблема заключалась в том, что к моменту, когда вы открываете эти графики на следующее утро, то, как известно, в 8:30 уже могли появиться какие-то отчеты, влияющие на цену. Выходят какие-то экономические данные, которые полностью нарушают поведение рынка. Облигации или золото могут выстрелить вверх, что каким-то образом повлияет на все рынки. Поэтому, иногда мне приходилось тратить по 6-8 часов, чтобы пройтись по сотням графиков просто для того, чтобы найти 5-10 лучших для медвежьей или бычьей игры на следующий день. Но затем вдруг какая-то брокерская фирма или аналитик повышают или понижают рейтинг определенной акции или сектора, которые я отобрал. Или даже весь рынок может перевернуться из-за выхода в 8:30 какого-то отчета.

В конце 1990-х появились фьючерсы на Доу. Это произошло где-то в районе 1998 года. Поскольку я торговал крупными объемами и был готов продолжать это делать, то получил прямой доступ к отделу торгов фьючерсами на Доу. Я начинал с фьючерсов Доу, а не на S&P. Это открыло мне дверь к торговле ими как в лонг, так и в шорт. Это упростило мою жизнь.

Чикагская срочная товарная биржа (CBOT) в то время вручила мне большую красочную книгу с благодарностью за то, что я торговал большими объемами на их площадке. Я имел возможность звонить напрямую в биржевой зал, всем их сотрудникам. Проблема заключалась в ужасном объеме. Он был таким, что любое исполнение давалось с трудом. Я заметил, что Доу и S&P были достаточно коррелированы, поэтому перешел на фьючерсы на S&P. Наряду с S&P, я продолжал торговать акциями, но в конце 1990-х и начале 2000-х перешел почти исключительно на фьючерсы на S&P. Я занимался этим вплоть до января 2010 года.

По мере того, как рынок становился более электронным, торговые диапазоны в S&P сужались. Цена уже не ходила пять-шесть и более пунктов туда и обратно, как раньше. Это стало не так привлекательно, как в начале 2000-х. В тот период, когда торговые диапазоны в S&P сужались, очень активизировался евро. С января 2010 по август-сентябрь 2010, 95% моих сделок происходили по евро, а остальные - в основном, по другим валютным парам. Я торговал, преимущественно, евро, а кроме того - британский фунт и японскую иену. Другие валюты составляли не более 5%. Это был прекрасный период - много денег, очень увлекательно и очень весело.

Но затем, где-то в августе или сентябре 2010 года, движение в евро закончилось. Я заметил, что в то время больше всего ходили золото и нефть. Поэтому я стал торговать почти исключительно золото и нефть, в основном - нефть. В феврале 2011 года иранский военный корабль прошел через Ормузский пролив. В тот момент я находился на выставке трейдеров в Нью-Йорке. Внезапно нефть подскочила примерно на 400 тиков за один час. Это отразилось на поведении цены в течение последующих двух недель, когда даже двухминутные бары по нефти могли дать движение более 50 тиков. Другими словами, даже при торговле по двухминутным графикам нельзя было избежать высоких рисков срабатывания стоп-лоссов. Я прекрасно чувствовал себя с волатильностью 50 тиков, но мои клиенты не могли справляться с такой волатильностью.

После февраля 2011, новым S&P стал Russell 2000. У него были действительно широкие диапазоны торговли, и даже на сегодняшний день движения в нем в полтора-два раза превышают движения в других инструментах на аналогичных таймфреймах. Я имею в виду следующее: допустим, за последующие 30 минут S&P сделает движение, эквивалентное 200$. Аналогичное движение в Russell зачастую может принести 300-400$. То есть, в полтора-два раза больше. Это не такой сумасшедший инструмент, как нефть или золото, но гораздо лучший и более интересный, чем евро или S&P. Так что, я сосредоточился на Russell. Я торговал практически только его в течение примерно полутора последующих лет - до 2013 года. После 2013 я считаю себя приверженцем равных возможностей! Я по-прежнему ориентируюсь на Russell, но буду торговать все, что движется.

После того, как Межконтинентальная биржа ICE увеличила свои комиссии и запретила брокерам предоставлять бесплатный доступ к данным, как они это делали раньше, многие люди были шокированы расценками, когда им приходилось платить по 110$ в месяц за получение данных. Тем временем, в середине следующего года, Russell собирается покинуть ICE и вернуться на Чикагскую товарную биржу CME.

С 2013 я по-прежнему торгую преимущественно индексы, а также акции и опционы на акции. Мне также нравится торговать фьючерсами. Сегодня большинство людей знает меня благодаря торговле именно фьючерсами, потому что ими я торгую на международных турнирах. В таких соревнованиях нам обычно дается не более 12 часов во время работы международных бирж, поэтому торговать акциями или опционами было бы неэффективно в подобной ситуации. На турнире мы торгуем в реальном времени и на реальные деньги. Из 19 соревнований, в которых я участвовал, 18 проходили на физических площадках. Только одно из них проводилось через интернет, оно было организовано брокером. Но даже в нем мы торговали на реальные деньги, и участники могли видеть сделки друг друга.

Возвращаясь к торговле фьючерсами - вы все еще торгуете ими?

Да, торгую. Торговля фьючерсами - один из моих основных источников дохода от торговли. Я люблю торговать фьючерсами. Здесь никогда не знаешь, с чем столкнешься. Возможно, какая-то страна объявит о бедственном состоянии экономики, или разразится политический кризис. Поэтому, вместо того, чтобы переносить непокрытые позиции через ночь, можно войти большим объемом, чтобы попытаться заработать больше внутри дня, а затем закрыть позиции и спать спокойно.

Когда вы торгуете такими крупными инструментами, как фьючерсы, обращаете ли вы внимание на ликвидность и волатильность?

Безусловно. Ликвидность и волатильность играют критически важную роль в этом процессе. Например, когда Apple (AAPL) еще стоила 500$ или 600$, мне нравилось торговать ее внутри дня. Я брал позиции по 500 - 1000 акций, и цена могла легко пройти от двух до десяти долларов при цене 600$. Поскольку мне нравится торговать опционами, я продавал опционы, которые находились на 60$ или 70$ "без денег" (OTM), и собирал премию не менее 1$. Когда AAPL стоила 500$ - 600$, это можно было прекрасно делать. Но после сплита акции компании Apple, она стала стоить 80$ - 90$, и теперь сложно заработать «бакс», так сказать, комфортно и безопасно. Это просто уже не так увлекательно. Поэтому я торгую другие вещи, и очень люблю фьючерсы.

Какие торговые формации вы любите использовать для входа в сделку?

В общей сложности, у меня около 26 различных стратегий. Начну с верхнего уровня и пойду вниз. Коротко говоря, я - трендовый трейдер. Я ищу откаты внутри тренда. Например, если мы находимся в понижающемся тренде, я буду искать откат в район индикатора средневзвешенной цены (VWAP). Или откат к 20-периодной скользящей средней. На самом деле, одна из моих торговых формаций называется "Торговля на продолжение тренда 20". Я ищу крупные откаты, то есть откаты на дневном графике, к таким важным уровням поддержки/сопротивления, как, например, 200-дневная скользящая средняя. На этот уровень смотрят очень многие люди. В таких зонах обычно наблюдается хорошая реакция, которая может приводить к тому, что начальное движение окажется ложным. Таким образом, если есть понижающийся тренд 200-дневной скользящей средней, а затем происходит большое движение с возвратом к 200- дневной или 20-дневной скользящей средней, или, как я говорил ранее, откат к VWAP на понижающемся внутридневном тренде, то в такой точке можно обычно ожидать, как минимум, краткосрочного возобновления исходного тренда.

Мне также нравится сочетать откаты с такими вещами, как короткопериодный стохастик, а не тот, которым пользуются большинство трейдеров. Большинство использует стандартные настройки стохастика 14,3,3. Я пользуюсь более коротким периодом. При этом я ищу (снова возьмем для примера понижающийся тренд) откат рынка к 20-периодной скользящей средней или к одному из тех уровней, которые я упоминал выше, - 200- и 20-дневные скользящие средние или VWAP. Одновременно, я ищу на стохастике всплеск вверх после понижающегося тренда. Другими словами, если стохастик был ниже уровня 20. Мне нужно, чтобы он сделал всплеск выше 80 в понижающемся тренде. Для сделок на покупку - наоборот. На растущем рынке, мне нужен уровень выше 80 с откатом ниже 20. Таким образом, в восходящем тренде я ищу краткосрочные условия перепроданности. Я - трендовый трейдер, который ищет откаты в ходе тренда, а затем для входа в сделку применяет такие инструменты, как долгосрочные уровни поддержки/сопротивления, скользящие средние и стохастик, которые помогают определять условия перекупленности/перепроданности.

Войдя в сделку, как вы управляете ею? Какие конкретно стратегии используете для принятия решения о закрытии позиции?

Я использую правило, которое называю "50/80/90". Прежде чем войти в сделку, я определяю цель, куда, предположительно, пойдет цена. Такой целью может служить точка разворота на дневном, недельном или месячном таймфрейме. Это может быть один из тех ключевых уровней поддержки/сопротивления, о которых я говорил выше, например, 20- и 200-дневные скользящие средние. Это также может быть предыдущий High или Low, сформированные ценой в течение пары предыдущих дней.

Я ищу ключевые уровни поддержки и сопротивления, которых, по моим ощущениям, может достичь цена. Вот с этого я начинаю. Затем, когда рынок начинает идти в этом направлении и проходит 50% пути до намеченной цели, я подтягиваю стоп до уровня 50% от достигнутой прибыли. Фактически, это означает, что я фиксирую 25% общего движения. Например, если я ожидаю, что инструмент пройдет 10$, и он проходит в этом направлении 5$, я подтягиваю стоп на уровень 2.50$. То есть я фиксирую 50% от 50%, что составляет 25% от общего движения.

Это - в начале. А когда цена доходит до уровня 80% в направлении моей цели, я передвигаю стоп на уровень 80% от достигнутой прибыли. Таким образом, в начале это - 50% от 50%, а затем 80% от 80% цели. Когда цена подходит ближе к моей цели, я передвигаю стоп на уровень 90%. Это нужно делать потому, что цена зачастую временно проходит ключевой, очевидный уровень поддержки/сопротивления, а затем откатывает обратно. Это - ловушка для розничных трейдеров, типичная для пробоев. Каждый розничный трейдер следит за дневными и недельными High. Поэтому, когда он видит пробой предыдущего High или Low, то сразу же впрыгивает в позицию. В результате, рынок еще немного идет вверх, а затем быстро разворачивается и выбрасывает их по стопам. Это может быть болезненно.

Не закрывая позицию у цели, я даю цене шанс пойти дальше, если она захочет это сделать. Но в противном случае, как только она откатит на 10%, к уровню 90% от общей ранее достигнутой прибыли, я закрою сделку. Я даю сделке шанс развиваться. В конце концов, все ищут такие сладкие возможности, не так ли? Если удастся взять немного больше - прекрасно. Но если цена останавливается и разворачивается, надо выходить. Все хотят дать цене возможность идти дальше, но здесь можно попасться. Самый большой убыток в моей торговой карьере был получен в результате сделки, в которой у меня была прибыль, а я ее не зафиксировал. Я очень быстро научился, что прибыль надо защищать. Мы все хотим зарабатывать, но мы также не хотим рисковать.

Лучший способ, который я нашел для защиты прибыли, - прогрессивный перенос стопового ордера. Если цена продолжает расти и приближается к важному уровню сопротивления, который очевиден для многих трейдеров, то что, по статистике, может произойти? Какая вероятность больше - что цена не заметит этот уровень поддержки/сопротивления и пойдет дальше или что она остановится и развернется, хотя бы на короткое время, а то и полностью? Остановка и разворот гораздо более вероятны, поскольку рынок израсходовал много энергии и достиг общепризнанного уровня поддержки/сопротивления. Вот почему, когда цена близко подходит к моей цели, я применяю более агрессивный стоп для защиты прибыли.

Что касается ограничения убытков, это немного более сложный вопрос, потому что это зависит от применяемой стратегии. Например, у меня есть стратегия, которую я называю "торговля на продолжение с ускорением". В этом случае я ожидаю, что цена отскочит от очень краткосрочной скользящей средней и продолжит идти в направлении торговли. Это стратегия с очень коротким стопом. Но бывает и по-другому. Раньше я уже упоминал стратегию "торговли на продолжение тренда 20". Рынок идет вниз, откатывает вверх к 20-периодной скользящей средней, после чего я ищу там вход в шорт, ожидая, что цена вернется. Если цена не разворачивается сразу же (потому что иногда для этого ей может потребоваться от нескольких минут до нескольких часов, в зависимости от таймфрейма) и проходит несколько дальше 20-периодной скользящей средней, я буду ждать, пока она откатит до линии 35-периодного канала, который я использую.

Таким образом, мое управление стоп-лоссом зависит от применяемой стратегии. Оно отличается от рекомендуемой методики, когда решение о выходе принимается на основании суммы потерь в каждой сделке. У меня есть специальные стратегии управления рисками, которые направлены на защиту моего торгового счета.

Стоповые ордера я выставляю, исходя из ключевых уровней поддержки/сопротивления, сразу же после входа в сделку. Совершая сделку на продолжение тренда, я хочу, чтобы она вернулась в тренд. Если она закрывается по стопу, разворачивается и снова закрывается выше одного из этих ключевых уровней поддержки/сопротивления, я ищу сделку с ускорением, используя очень короткие скользящие средние - 3- или 5-периодные. Если цена закроется и выше этих линий, я очень быстро выйду из позиции. В конечном итоге, получаются очень, очень маленькие убытки. Однако в сделках на основании 20-периодной скользящей средней я могу ждать, пока цена откатит за 35-периодную линию, потому что иногда ей нужно немного больше пространства для дыхания. Мое управление рисками зависит от применяемой стратегии, то есть является более динамичным, чем шаблонный метод постановки стопа на одном и том же уровне для всех стратегий, каждая из которых является уникальной.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу