Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Деньги из нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Деньги из нефти

8 февраля 2017 banki.ru
К началу февраля индекс товарных рынков Bloomberg Commodity Index вернулся к уровню 2002 года. Сырьевые отраслевые индексы Московской биржи разнонаправленны — индекс нефти и газа с начала года упал на 0,62%, индекс металлов и добычи вырос на 8,63%. Как будут вести себя сырьевые активы в ближайшие месяцы и в какие бумаги сырьевого сектора стоит вкладываться?

Будет ли рост

К 1 февраля Bloomberg Commodities Index (отслеживает стоимость фьючерсов на 22 сырьевых товара, в том числе нефть, газ, золото, цинк, пшеницу, сахар) достиг 87 пунктов — на таком уровне он находился 15 лет назад. Инвестбанкиры по-разному оценивают перспективы сырьевых активов в этом году. Например, аналитики Barclays ожидают, что на сырьевые рынки в этом году могут влиять «черные лебеди» (непредсказуемые политические и экономические события) — они могут возникнуть со стороны Китая, России, Ближнего Востока, Турции, Латинской Америки. Экспертов беспокоит формирование политики протекционизма во внешней торговле, которая может привести к перебоям с поставками сырья. В частности, эксперты обращают внимание на торговую войну США и Китая: введение высоких торговых пошлин изменит расстановку сил в мировой торговле.

А в Citigroup полагают, что в этом и в следующем годах доходы инвесторов от вложений в сырье увеличатся, в том числе благодаря сокращению поставок нефти и природного газа. Как считают аналитики банка, физические объемы торговли в 2017 году будут стабильными, поскольку Китай наращивает импорт сырья и экспорт продуктов переработки.

По итогам 2016 года наиболее существенно среди сырьевых товаров подорожали цинк (на 60%) и нефть (на 50%). Золото за первое полугодие стало дороже на 30%, однако к концу года потеряло 18%.

По данным Московской биржи, объем торгов товарными контрактами в январе 2017 года вырос по сравнению с январем 2016 года на 72% (c 0,71 трлн до 1,22 трлн рублей), обороты торгов по нефти Brent прибавили 68,6% (2,1 трлн рублей в январе 2017 года), по золоту — 109,8% (316 млрд рублей). При этом цена на нефть Brent с начала этого года упала на 2,34%, золото прибавило 4,52%.

Нефть: ловим на честном слове

Основная интрига вокруг цены на нефть в этом году связана с тем, будут ли члены ОПЕК и другие страны соблюдать договоренности по сокращению добычи. Это станет ясно довольно скоро: во второй половине февраля специальная комиссия по мониторингу выполнения «нефтяного пакта» должна собрать всю статистику по добыче за январь и опубликовать. «Если добыча действительно сокращается и темпы этого сокращения соответствуют запланированным, это приведет к повышению нефтяных котировок. До конца первого полугодия 2017 года мы рассчитываем увидеть Brent выше 60 долларов за баррель», — отметил начальник отдела финансового анализа «КИТ Финанс Брокер» Василий Копосов.

Аналитики ИК «Атон» в свою инвестиционную модель закладывают среднюю цену Brent в 54 доллара за баррель в 2017 году и рост до 57 долларов в IV квартале. Начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения» Сергей Суверов считает, что цены на нефть в ближайшие 3—6 месяцев будут «относительно стабильны», а начальник управления продаж ИК «Ай Ти Инвест» Андрей Хохрин отметил, что пока наиболее вероятным остается повышение цены нефти до 60—65 долларов. По его словам, Россия в январе сократила добычу более чем на 100 тыс. баррелей в сутки, а возникший дисбаланс спроса и предложения еще не в полной мере отражен в цене. Главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова полагает, что в первом полугодии 2017 года средние цены на нефть будут находиться в диапазоне 57—60 долларов за баррель.

Золото: с оглядкой на Трампа

Аналитики Thomson Reuters GFMS ожидают, что золото в 2017 году будет стоить в диапазоне от 1 150 до 1 400 долларов за унцию и выйдет в среднем за год на уровень 1 259 долларов (против 1 248 долларов в среднем за 2016 год). Их коллеги из Metals Focus ждут среднюю цену в 1 285 долларов за унцию, тогда как январский прогноз S&P Global Ratings предполагает, что в 2017—2019 годах золото в среднем будет стоить 1 200 долларов за унцию при сохранении высокой волатильности.

Золото может подорожать из-за неопределенности политики Трампа.
Сергей Суверов, начальник аналитического департамента УК «БК Сбережения»


Волатильность осложняет прогнозирование каких-либо предполагаемых доходностей, отмечает обозреватель службы горно-металлургической информации Thomson Reuters Диана Асонова. В прошлом году, по ее словам, золото подорожало почти на 9% (до 1 151 доллара) на 30 декабря по сравнению c 1 060 долларами на 1 января. Но по сравнению с июлем, когда цены взлетали почти на треть и превышали 1 366 долларов за унцию, вторая половина года и особенно осень принесли одни потери. По состоянию на 2 февраля цена золота на бирже Comex составляла 1 218,6 доллара за унцию.

Аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Асаинов обращает внимание на то, что золото стало одним из первых активов, где произошел разворот движений после победы Дональда Трампа на выборах в США. С начала года его цена выросла на 5%, а объемы в физических ETF (биржевых инвестиционных фондах) стабилизировались на уровне 57 млн унций.

Золото может подорожать из-за неопределенности и импульсивности политики Трампа, опасности долгового кризиса в Европе и эффекта выборов в Старом Свете, считает Сергей Суверов. По словам Василия Копосова, если ФРС продолжит курс на повышение процентных ставок, реальные доходности в долларовой зоне останутся положительными. На этом фоне защитные активы, по которым не начисляется периодический доход (в том числе золото), непривлекательны для инвесторов. Ситуация может измениться при реализации каких-либо форс-мажоров: политика Трампа, выборы в Европе, китайская экономика и прочие риски, добавляет эксперт.

Андрей Хохрин отметил, что золото при нынешних ценах (около 1 200 долларов за унцию) — дорогой товар, торгующийся с премией в 10—70% по отношению к себестоимости. По его мнению, сейчас оно не интересно для инвестиций.

«В золоте серьезного потенциала для роста мы не видим, — отметила Екатерина Крылова. — Спекулятивные всплески могут быть, диапазон колебаний в течение года от 1 200 до 1 400 долларов за унцию. Верхней границы этого коридора можно ждать в первой половине 2017 года на фоне пика инфляции в США».

Акции: ставка на экспорт

Среди акций российских сырьевых компаний эксперты рекомендуют выбирать не какой-то сегмент целиком, а отдельные компании, например «Норильский никель». «Мы полагаем, что акции ГМК сохраняют привлекательность на ожиданиях усиления роста цен на промышленные металлы, щедрых дивидендов и отсутствия значительного потенциала укрепления курса рубля», — говорит Екатерина Крылова. Василий Копосов добавил, что бумага остается одним из лучших защитных активов на российском рынке с неплохой дивидендной доходностью (3,8%).

Помимо «Норильского никеля», Копосов рекомендует держать в среднесрочных консервативных портфелях акций также бумаги «ЛУКОЙЛа». Он назвал их фаворитом в нефтегазовом секторе с целевой ценой 3 500 рублей (на 2 февраля цена составила 3 377 рублей). «Фундаментальный профиль компании остается крепким, — согласна Екатерина Крылова. — Дивидендная доходность в рублях достаточно высока (выше средней по российской нефтянке, кроме привилегированных акций «Сургутнефтегаза»), ограничение добычи нефти в соответствии с договоренностями не окажет сильного давления на динамику операционных показателей». По ее словам, оценки «ЛУКОЙЛа» по-прежнему очень низки с учетом перспектив дальнейшего восстановления цен на нефть. «Если цена на нефть пойдет вверх, а рубль будет реагировать на это нейтрально, то «ЛУКОЙЛ» будет в числе основных бенефициаров», — отметил Денис Асаинов.

Заявления о покупках валюты для пополнения резервов делают акции экспортеров привлекательными.
Денис Асаинов, аналитик УК


Сергей Суверов считает, что инвесторам следует обратить внимание на акции экспортеров вследствие ожиданий ослабления рубля и на дивидендные бумаги. Особого внимания, по его словам, заслуживают акции «Русала» и «Фосагро». Это связано с тем, что Китай планирует сократить производство алюминия по экологическим соображениям, а в отрасли минеральных удобрений с рынка могут уйти небольшие неэффективные китайские производители, что поддержит цены, пояснил эксперт. «Заявления официальных лиц о возможных покупках валюты для пополнения резервов делают акции экспортеров привлекательными, — согласен Денис Асаинов. — Даже если интервенции останутся словесными и фактических покупок не будет, желания покупать рубли у инвесторов станет меньше. Поэтому в случае роста цен на нефть валютный рынок будет реагировать более сдержанно, а значит, прибыль экспортеров будет расти».

Андрей Хохрин полагает, что интересен почти весь сырьевой сектор, исключая акции «Сургутнефтегаза» и «Русснефти». Последняя недавно вышла на IPO и торгуется с премией к сектору на уровне 35—50%, а финансовые показатели «Сургутнефтегаза» слишком зависимы от валютной переоценки, которая, в свою очередь, отрицательна и пока будет давить на цену бумаг, пояснил эксперт. В остальном, по его словам, отечественные бумаги дешевы по мировым меркам: недооценены по сравнению с аналогичными акциями американских компаний примерно в 1,5—2,5 раза. «Недооцененность не является гарантией роста стоимости, но говорит о возможностях купить бумаги сектора как минимум недорого», — отметил Хохрин.

Заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников, наоборот, считает, что в случае ослабления рубля к доллару будут интересны акции «Сургутнефтегаза» (простые и привилегированные). «Вариант ослабления рубля реален, ориентировочно на 10% за год. Самое трудное в определении дальнейшей динамики цен на нефть заключается в непредсказуемости действий Трампа, поэтому речь может идти только о долгосрочных вложениях с горизонтом инвестирования 3—5 лет», — говорит эксперт. Для долгосрочных инвесторов, по его мнению, интересны акции «Газпрома», потенциал роста которых за три года может составить около 50%. Сейчас нет ясности по размерам дивидендов за 2016 год, поэтому инвесторы покупают акции без особого энтузиазма, отмечает Верников.

«Если случится форс-мажор и вырастут цены на золото, рыночный интерес вернется в акции «Полиметалла». Есть вероятность возвращения их к прошлогодним максимумам, но это, вероятнее всего, более долгосрочная инвестиция, не для ближайших месяцев», — полагает Василий Копосов.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу