8 декабря 2008 Архив
По справедливости, прекращение кредитования должно было бы в первую очередь разорить расточительных, а уже потом приняться за бережливых. В еврозоне все произошло ровно наоборот. Статистика, опубликованная 14 ноября, показала, что ее экономика в третьем квартале сжалась, продолжив тенденцию предыдущих трех месяцев. Таким образом, впервые с момента перехода на единую валюту в 1999 году ВВП зоны уменьшался два квартала подряд (согласно общепринятому определению, это и именуется рецессией). Это означает также, что зона евро, экспорт которой примерно равен импорту, вошла в рецессию раньше США и Великобритании, долгие годы наслаждавшихся потребительским бумом благодаря большому дефициту текущего платежного баланса. Где же тут справедливость?
Вообще-то кратковременные колебания ВВП не являются надежным мерилом рецессии. Значения этого показателя обычно сильно корректируются, а учет влияния сезонных факторов и таких вещей, как длительность и распределение национальных праздников в году - дело весьма непростое. На практике у большинства крупных экономик показатели роста различаются между собой совсем незначительно. Зона евро в третьем квартале показала в годовом исчислении рост на 0,7%, что чуть меньше, чем в США, и немного больше, чем в Великобритании. У Германии и Испании дела в этом смысле шли несколько лучше, чем в еврозоне в среднем, а у Франции - немного хуже. Только Италия резко выделяется в худшую сторону: ее ВВП по сравнению с прошлым годом упал на 0,9%.
Рецессии боятся в основном потому, что в такие периоды очень легко можно лишиться работы, поэтому в каком-то смысле гораздо больший интерес представляет анализ именно трудовой сферы. Так вот: безработица в еврозоне после того, как разразился кредитный кризис, почти не изменилась, в то время как в Великобритании и США она увеличилась, причем в Америке сильнее. Темпы роста в этих странах были выше, чем в зоне евро, поэтому, когда он замедлился, они потеряли больше рабочих мест. Кроме того, рынок труда еврозоны менее гибкий, поэтому, несмотря на то что безработица там в целом выше, в периоды спада она растет медленнее.
При этом достаточно бегло взглянуть на отдельные страны, чтобы заметить в Европе также эффект цикличности деловой активности. Безработица подскочила в Испании и Ирландии, и эти же две страны оказались в наибольшей степени затронутыми падением цен на жилую недвижимость и дефицитом ипотечного кредитования. Трудное положение в Италии показывает, что даже в жесткой экономике в случае достаточно глубокого спада потеря рабочих мест неизбежна. И только благодаря уменьшению безработицы в Германии этот показатель в еврозоне в целом почти не изменился.
По мере углубления спада диспропорция между Германией и остальной частью еврозоны, будет, скорее всего, увеличиваться. До недавнего времени банки, неохотно выдававшие потребительские кредиты, были более благосклонны к организациям. Сейчас имеются признаки того, что кредитование и этого сектора сужается. Дэвид Оуэн, экономист Dresdner Kleinwort, полагает, что инвестиции и рабочие места подвержены большему риску у тех компаний, которые сильнее других зависят от кредитов.
«Финансовый разрыв» - дефицит средств для покрытия необходимых издержек, компенсируемый заимствованиями, - составляет примерно 5,5% ВВП во Франции и более 8% ВВП в Испании. Трудности последней уже стали очевидными. Французские компании часто не торопятся сокращать свои издержки, но в конечном итоге вынуждены отступать, говорит г-н Оуэн. Дефицит банковских кредитов может заставить перейти на режим жесткой экономии. А вот располагающие большими средствами германские фирмы испытывают гораздо меньшее давление в плане секвестра бюджетов. Характерен пример промышленного гиганта Siemens, который планирует использовать свои денежные ресурсы для предоставления кредитов своим менее обеспеченным заказчикам.
Это благополучие распространяется и на государственный бюджет Германии. Благодаря этому ее правительство в состоянии предложить фискальные стимулы всему региону. В прошлом году бюджет страны был почти полностью сбалансированным, стоимость заимствований в Германии ниже, чем в других странах региона, поскольку нынешние пугливые инвесторы благосклонно настроены к более ликвидному германскому рынку облигаций. И тем не менее, объявленный в начале месяца план стимулирования экономики оказался слишком скромным, чтобы привести к желаемому эффекту. Осторожность правительства Германии - это проблема для других стран, таких как Италия и Греция, где стоимость заимствований за время финансового кризиса выросла. Если эти менее экономные страны вынуждены будут ослабить «бюджетные вожжи», инвесторы могут начать еще более активно вкладываться в надежные германские облигации.
Одним из путей выхода из тупика станет крупный пакет стимулирующих мер, который представит на следующей неделе Еврокомиссия. А в середине ноября находящийся в Брюсселе «мозговой центр» Bruegel предложил, чтобы в следующем году правительства всех стран ЕС внесли в подобное мероприятие средства, составляющие 1% ВВП, - главным образом в форме синхронизированного снижения налога на добавленную стоимость. Специалисты центра призывают также к тому, чтобы страны с наибольшим риском нарушения фискальных нормативов ЕС приняли на себя обязательство провести реформы, которые привели бы к стабилизации их бюджетов в среднесрочном плане. Подобное обязательство, по-видимому, необходимо для того, чтобы убедить Германию взвалить его на себя. Можно понять ее политиков и рядовых граждан, которые считают, что расточительность должна влечь за собой определенное наказание.
© 2008 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Вообще-то кратковременные колебания ВВП не являются надежным мерилом рецессии. Значения этого показателя обычно сильно корректируются, а учет влияния сезонных факторов и таких вещей, как длительность и распределение национальных праздников в году - дело весьма непростое. На практике у большинства крупных экономик показатели роста различаются между собой совсем незначительно. Зона евро в третьем квартале показала в годовом исчислении рост на 0,7%, что чуть меньше, чем в США, и немного больше, чем в Великобритании. У Германии и Испании дела в этом смысле шли несколько лучше, чем в еврозоне в среднем, а у Франции - немного хуже. Только Италия резко выделяется в худшую сторону: ее ВВП по сравнению с прошлым годом упал на 0,9%.
Рецессии боятся в основном потому, что в такие периоды очень легко можно лишиться работы, поэтому в каком-то смысле гораздо больший интерес представляет анализ именно трудовой сферы. Так вот: безработица в еврозоне после того, как разразился кредитный кризис, почти не изменилась, в то время как в Великобритании и США она увеличилась, причем в Америке сильнее. Темпы роста в этих странах были выше, чем в зоне евро, поэтому, когда он замедлился, они потеряли больше рабочих мест. Кроме того, рынок труда еврозоны менее гибкий, поэтому, несмотря на то что безработица там в целом выше, в периоды спада она растет медленнее.
При этом достаточно бегло взглянуть на отдельные страны, чтобы заметить в Европе также эффект цикличности деловой активности. Безработица подскочила в Испании и Ирландии, и эти же две страны оказались в наибольшей степени затронутыми падением цен на жилую недвижимость и дефицитом ипотечного кредитования. Трудное положение в Италии показывает, что даже в жесткой экономике в случае достаточно глубокого спада потеря рабочих мест неизбежна. И только благодаря уменьшению безработицы в Германии этот показатель в еврозоне в целом почти не изменился.
По мере углубления спада диспропорция между Германией и остальной частью еврозоны, будет, скорее всего, увеличиваться. До недавнего времени банки, неохотно выдававшие потребительские кредиты, были более благосклонны к организациям. Сейчас имеются признаки того, что кредитование и этого сектора сужается. Дэвид Оуэн, экономист Dresdner Kleinwort, полагает, что инвестиции и рабочие места подвержены большему риску у тех компаний, которые сильнее других зависят от кредитов.
«Финансовый разрыв» - дефицит средств для покрытия необходимых издержек, компенсируемый заимствованиями, - составляет примерно 5,5% ВВП во Франции и более 8% ВВП в Испании. Трудности последней уже стали очевидными. Французские компании часто не торопятся сокращать свои издержки, но в конечном итоге вынуждены отступать, говорит г-н Оуэн. Дефицит банковских кредитов может заставить перейти на режим жесткой экономии. А вот располагающие большими средствами германские фирмы испытывают гораздо меньшее давление в плане секвестра бюджетов. Характерен пример промышленного гиганта Siemens, который планирует использовать свои денежные ресурсы для предоставления кредитов своим менее обеспеченным заказчикам.
Это благополучие распространяется и на государственный бюджет Германии. Благодаря этому ее правительство в состоянии предложить фискальные стимулы всему региону. В прошлом году бюджет страны был почти полностью сбалансированным, стоимость заимствований в Германии ниже, чем в других странах региона, поскольку нынешние пугливые инвесторы благосклонно настроены к более ликвидному германскому рынку облигаций. И тем не менее, объявленный в начале месяца план стимулирования экономики оказался слишком скромным, чтобы привести к желаемому эффекту. Осторожность правительства Германии - это проблема для других стран, таких как Италия и Греция, где стоимость заимствований за время финансового кризиса выросла. Если эти менее экономные страны вынуждены будут ослабить «бюджетные вожжи», инвесторы могут начать еще более активно вкладываться в надежные германские облигации.
Одним из путей выхода из тупика станет крупный пакет стимулирующих мер, который представит на следующей неделе Еврокомиссия. А в середине ноября находящийся в Брюсселе «мозговой центр» Bruegel предложил, чтобы в следующем году правительства всех стран ЕС внесли в подобное мероприятие средства, составляющие 1% ВВП, - главным образом в форме синхронизированного снижения налога на добавленную стоимость. Специалисты центра призывают также к тому, чтобы страны с наибольшим риском нарушения фискальных нормативов ЕС приняли на себя обязательство провести реформы, которые привели бы к стабилизации их бюджетов в среднесрочном плане. Подобное обязательство, по-видимому, необходимо для того, чтобы убедить Германию взвалить его на себя. Можно понять ее политиков и рядовых граждан, которые считают, что расточительность должна влечь за собой определенное наказание.
© 2008 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу