Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Рынки слабо отреагировали на перепалку США и КНДР » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Рынки слабо отреагировали на перепалку США и КНДР

10 августа 2017 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
На этой неделе традиционное летнее затишье было прервано резкой эскалацией напряженности в отношениях между США и КНДР, обменявшихся угрозами о применении военной силы. Правда, рынки пока что отреагировали на это достаточно сдержанно.

Так, рынки акций Азии и Европы лишь немного скорректировались после заявлений КНДР о готовности запустить четыре ракеты средней дальности, которые должны пролететь над территорией Японии и упасть в океан в 30–40 км от военной базы США на острове Гуам. Курс доллара к южнокорейской воне ожидаемо повысился, хотя и не пробил июльский максимум на отметке 1158. Прочным уровнем сопротивления для доллара остается 200-дневное скользящее среднее (1147). Индекс Корейской фондовой биржи KOSPI торгуется примерно на 4% ниже июльского максимума.

Японский фондовый индекс Nikkei225 находится примерно на 3% ниже июньского максимума, а курс доллара к иене опустился ниже 110, вплотную приблизившись к локальным минимумам апреля и июня этого года (108–109). Цена на золото повысилась до $1279 за унцию, но пока не преодолела июньский максимум в $1299 за унцию. Баррель нефти Brent торгуется на отметке $53, что соответствует 200-дневному скользящему среднему. Максимальное значение, до которого цена Brent поднималась в начале этого года, составляет $60 за баррель. Также отметим резкое повышение индекса Лондонской биржи металлов, достигшего рекордного уровня с начала года, что отчасти может быть связано с процессом пополнения товарных запасов металлов в Китае.

Несмотря на рост нефтяных цен, доходность 10-летних казначейских обязательств США довольно прочно держится вблизи отметки 2,24%, и о ретесте достигнутых в июне 2,1%, похоже, речи пока не идет. Таким образом, реакция рынков пока остается относительно сдержанной. Правда, что касается последних событий, то нам, как экономистам, а не политическим или военным экспертам, сложно прогнозировать, может ли нынешняя «перепалка» перерасти в реальную войну, и каковы будут ее последствия.

Возвращаясь к фундаментальной экономической ситуации, следует сказать, что последняя статистика из США подтверждает продолжение пусть и сравнительно скромного, но устойчивого роста. Значительная часть выходящих данных оказывается лучшей ожиданий, что находит отражение в восстановлении индекса экономических сюрпризов США, в июне опустившегося до минимума этого года. Глобальные индексы PMI также указывают на сохранение экономической активности на достигнутых уровнях; как отмечает компания Markit, рассчитывающая индексы PMI, темпы роста мировой экономики остаются высокими и сравнительно стабильными.

Существуют определенные опасения относительно замедления процесса восстановления экономики еврозоны, связанного, возможно, с недавним укреплением евро. Иная ситуация складывается в Великобритании, где, согласно опубликованным сегодня данным, объем промышленного производства в июле вырос на 0,5%. Такая статистика подкрепляет весьма оптимистичные результаты опросов CBI о ситуации в производственной сфере, опровергая опасения о негативных последствиях Brexit.

Вместе с тем мы полагаем, что курс EURUSD уже перевалил через максимум, судя по рекордно высокому объему длинных спекулятивных позиций в евро. На данном этапе мы придерживаемся прогноза, согласно которому курс EURUSD на конец года составит 1,08. С технической точки зрения о сломе восходящего тренда в EURUSD можно будет говорить после того, как курс опустится ниже 1,15–1,16. Его 50-дневное и 100-дневное скользящие средние значения сейчас составляют 1,14 и 1,12 соответственно. 200-дневное находится на отметке 1,09.

На экономическом симпозиуме в Джексон-Хоуле, который пройдет 24–26 августа, выступит с докладом президент ЕЦБ Марио Драги. Инвесторов прежде всего будут интересовать любые указания на намерение регулятора продолжать процесс сворачивания программы количественного смягчения. Не так давно Драги выразил обеспокоенность по поводу низкой инфляции, по-прежнему недотягивающей до целевого значения в 2%, отметив, что пока это не позволяет регулятору полностью отказаться от монетарного стимулирования экономики.

Однако одновременно ЕЦБ заявил, что угроза дефляции осталась позади, и рефляционные процессы набирают все большую силу. Вместе с тем темпы роста банковского (как корпоративного, так и розничного) кредитования составляют всего около 2,5%, и особого прогресса здесь пока не наблюдается. Темпы роста зарплат в еврозоне также остаются низкими – годовой рост в пересчете на одного сотрудника в первом квартале составил 1,2%, что заметно ниже среднего показателя за период с 1999 года (2,1%). С середины июня прошлого года ставка пятилетнего инфляционного свопа держится вблизи 1,6%. Интересно отметить, что, согласно данным последнего ежемесячного бюллетеня ЕЦБ, темпы роста цен на жилье в еврозоне достигли примерно 4%. Рынок жилья, возможно, является более чувствительным индикатором, быстрее реагирующим на вливания ликвидности европейским центробанком, и ускорение инфляции в данном сегменте экономики может указывать на невозможность слишком долгого сохранения чрезмерно мягкой денежно-кредитной политики.

Что касается политики Федрезерва, то, судя по последним комментариям и заявлениям его представителей, большинство из них являются сторонниками «мягкого ужесточения». Президент ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард, который в этом году не является голосующим членом FOMC, вчера выразил опасения относительно того, что инфляция по-прежнему держится ниже целевых 2%. Он также считает, что текущий уровень ключевой ставки, скорее всего, является целесообразным в краткосрочной перспективе. По его словам, тот факт, что ФРС из раза в раз не удается вывести инфляцию на целевую траекторию, постепенно подрывает доверие к регулятору. Завтра будет опубликована месячная статистика по инфляции в США. Согласно консенсус-прогнозу, общая инфляция в июле составит 1,8%, а базовая останется на уровне 1,7%. Также вчера глава ФРБ Чикаго Чарльз Эванс, который в этом году является голосующим членом FOMC, высказался в поддержку принятия на сентябрьском заседании комитета решения о начале сокращения баланса ФРС. Глава ФРБ Миннеаполиса Нил Кашкари, также голосующий член FOMC, полагает, что сокращение баланса не окажет давления на рынки.

Мы уже не раз писали о том, что в последнее время решения FOMC в области денежно-кредитной политики стали меньше зависеть от публикуемой макроэкономической статистики, и что комитет сейчас больше обеспокоен сохранением финансовой стабильности. Долг нефинансового сектора США в процентном отношении к доходам достиг рекордного уровня. Вопрос в том, что с этим делать? Повысить процентные ставки, что, возможно, приведет к резкой коррекции на рынке, которая распространится и на реальную экономику, или ничего не делать, но при этом понимать, что в любой момент на рынке может возникнуть пузырь?

Объем коротких позиций во фьючерсах на индекс волатильности VIX сейчас находится на рекордно высоком уровне. В своем последнем еженедельном обзоре Джон Хассман отмечает, что на прошлой неделе медианное значение коэффициента цена/доход акций в составе индекса S&P500 достигло максимального за всю историю уровня, существенно превысив пики 2000 и 2007 годов. Хассман заявляет, что инвесторы сильно недооценивают вероятные потери, которые, согласно его расчетам, по итогам текущего рыночного цикла для индекса S&P500 могут достигнуть 63%.

Между тем, следующее заседание FOMC намечено на 19–20 сентября, и примерно на тот же период выпадает крайний срок повышения потолка госдолга США. Чтобы избежать временной остановки работы правительства, это необходимо сделать до конца сентября, иначе пороговый уровень будет превышен. Второго октября Минфину необходимо выделить $55 млрд на программу здравоохранения, а также на военные расходы и процентные платежи. Кроме того, на это же время приходится погашение 2-, 5- и 7-летних облигаций на сумму $88 млрд. Доходность 4-недельных казначейских бумаг США приближается к 1%, что отражает опасения инвесторов относительно стабильности на рынке. В прошлом потолок долга всегда повышался. Измениться ли что-то на этот раз?