Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Слишком большие, чтобы обанкротиться: что с ними стало после кризиса 2008? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Слишком большие, чтобы обанкротиться: что с ними стало после кризиса 2008?

18 сентября 2018 Investopedia
15 сентября 2008 года Lehman Brothers, известный и уважаемый инвестиционный банк, подал заявление о банкротстве после того, как секретарь казначейства администрации Буша Хэнк Полсон отказался предоставить помощь банку. Хотя в предыдущие месяцы на рынках наблюдалась высокая нестабильность, падение Lehman Brothers стало тем, что многие считают началом глобального финансового кризиса 2008 года.

И после однодневного падения американских индексов на 3,5-4,5%, ставшего реакцией на банкротство Lehman, политики изменили свою позицию относительно спасения других компаний, инициировав программу стабилизации финансовых рынков в размере $700 млрд.

Компании, считавшиеся «слишком большими, чтобы обанкротиться» (расхожее английское выражение «too big to fail», ставшее международным фарзеологизмом – ред.), получали денежные вливания в обмен на обесценившиеся активы, находящиеся в их владении и выкупавшиеся ФРС по более высоким нерыночным ценам, доступ к дисконтированным кредитам, предоставляемым регулятором и иные меры монетарной поддержки.

Итак, какие финансовые компании получили помощь от правительства, и как сложилась их дальнейшая судьба в следующие 10 лет после начала кризиса 2008 года?

Bear Stearns: первый среди слишком больших, чтобы обанкротиться

На самом деле, первый «слишком большой, чтобы обанкротиться», подошел к краю пропасти за несколько месяцев до краха Lehman Brothers.

Сделка, связанная с банком Bear Stearns была призвана укрепить финансовые рынки и обеспечить стабильность всей системе, началом неустойчивости которой все чаще признают середину 2007 года.

В марте 2008 года ФРС согласилась предоставить JPMorgan Chase до $30 млрд для покупки банка Bear Stearns. JPMorgan купил проблемный актив всего за $2,2 млрд, в результате, вместо прекращения паники, данная сделка сыграла несущественную «оздоровительную» роль в той ситуации и не развеяла страхи. В конечном итоге последовали более значительные меры для спасения финансовой системы.

Семь лет спустя, в 2015 году генеральный директор JPMorgan Chase Джейми Даймон выразил сожаление по поводу решения о покупки Bear Stearns, даже по столь низкой цене. «Нет, мы больше не будем делать что-то вроде покупки Bear Stearns», – отметил он в письме акционерам, сославшись на миллиардные убытки и юридические счета, связанные с приобретением кризисных активов, таких как Bear Stearns и Washington Mutual.

Однако сейчас JPMorgan не так уж и страдает: прибыль инвестиционного банка за II квартал 2018 года выросла до $5,4 млрд, увеличившись в годовом выражении на 13%.

AIG: самое грандиозное спасение в истории

Сразу после того, как Lehman Brothers прогорел, правительство вмешалось в ситуацию, т. к. стало очевидно, что крупная страховая корпорации American International Group (AIG) также обанкротится из-за огромного объема кредитных дефолтных свопов (CDS), по которым AIG выступала стороной исполнения сделок в случае наступления дефолтов по соответствующим инструментам.

Т. к. во время кризиса подобные события стали массовым явлением, AIG попросту не смогла бы расплатиться полностью по своим обязательствам, что из-за величины данной компании могло привести к коллапсу всей финансовой системы. Внешнее финансирование AIG осуществлялось в несколько этапов, включая дешевое кредитование, выкуп привилегированных акций компании и ипотечных бумаг, принадлежащих ей. В итоге для спасения AIG правительство вложило в страховщика более $180 млрд.

Однако из-за того, что взамен государство получило почти 80%-ную долю в компании, потраченные деньги были возвращены к 2012 году с чистой прибылью для американских налогоплательщиков.

После нескольких прибыльных лет AIG вновь столкнулась с трудностями. В августе 2018 года компания сообщила, что ее общий страховой бизнес упал на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а андеррайтинг, который год назад принес прибыль в размере $149 млн, теперь демонстрирует убыток в $89 млн. Объем страховых выплат увеличивается, а чистая прибыль продолжает падать. AIG пытается изменить ситуацию, привлекая новых руководителей, а генеральный директор Брайан Дюперро настаивает на том, что андеррайтинг станет прибыльным к концу года.

Morgan Stanley и Goldman Sachs: стать коммерческими банками

Спасение 2008 года заключалось не только в правительственном выкупе акций, но и в изменениях в банковской сфере. Инвестиционные банки Morgan Stanley и Goldman Sachs не могли заниматься коммерческим потребительским банкингом до финансового кризиса. Однако, когда он разразился, ФРС позволила этим организациям стать коммерческими банками, чтобы они могли получить доступ к деньгам, заимствуя значительные средства через дисконтное окно, предоставляемое регулятором коммерческим банкам, а также имели доступ к иным программам правительственных гарантий, распространяемых на данные типы банков.

И Morgan Stanley, и Goldman Sachs благодаря изменению статуса заимствовали миллиарды по низким ставкам, что способствовало стабилизации их деятельности. Кроме того, преобразование в коммерческие банки позволило им выйти на потребительский рынок таким образом, которым они не могли это сделать раньше.

Сейчас Morgan Stanley предлагает множество банковских услуг в дополнение к инвестиционному банкингу. В июле 2018 года Morgan Stanley сообщил о годовом росте прибыли на 39%, а его банковские активы во II квартале 2018 года впервые превысили $200 млрд. В этом году банк два квартала подряд показал квартальную прибыль в размере более $10 млрд в 2018 году, чего не было с 2007 года.

Однако у Goldman Sachs картина не столь радужная. Несмотря на то, что прибыль во II квартале 2018 года выросла на 40% в годовом выражении, акции банка остались под давлением. Достигнув максимума в январе, они упали на 13% с начала этого года. В то время как Goldman Sachs предоставляет розничные банковские услуги и продвигает потребительское кредитование, учреждение по-прежнему в основном известно своими торговыми и инвестиционно-банковскими операциями. Тем не менее, прибыль банка во II квартале составила $2,57 млрд.

Bank of America: спасли для покупки обреченных

Bank of America также получил деньги от правительства, в том числе более $100 млрд в виде гарантий, чтобы он мог купить финансовые компании Financialwide Countrywide Financial и Merrill Lynch. Bank of America пришлось взять на себя убытки, связанные с этими компаниями, включая судебные издержки, связанные с сомнительной практикой ипотечного кредитования в стране.

Но даже с учетом этих расходов, Bank of America процветает сегодня. Это второй по величине кредитор в США, и его общая прибыль за II квартал 2018 года составила $6,8 млрд, а выручка за тот же период находилась на уровне $22,6 млрд, и банк представил меры по сокращению расходов.

На CNBC отметили, что квартальный налог на прибыль банка упал с $3 млрд до $1,7 млрд. По крайней мере, часть данного положительного результата Bank of America в прошлом квартале объясняется снижением налогов в рамках реформы Трампа. Банк прогнозирует продолжение роста прибыли благодаря ожидаемым инвестициям в технологии в размере $500 млн.

Спасут ли снова слишком больших?

По прошествии десяти лет после финансового кризиса можно с большой уверенностью рассчитывать, что, вновь столкнувшись с подобной ситуацией, правительство опять предоставит необходимые денежные средства для спасения финансовых институтов.

Несмотря на то, что официально во время глобального финансового кризиса Конгресс США принял пакет помощи в размере $700 млрд, некоторые оценки показывают, что государство фактически потратило, одолжило или предоставило в виде финансовых гарантий до $12,8 трлн, чтобы спасти экономику. И хотя эти деньги, возможно, не были потрачены напрямую, правительство, по сути, поддержало государственными средствами десятки банков, которые считались в тот момент системообразующими для финансовой сферы и экономики США.

После финансового кризиса 2008 года были приняты дополнительные нормативные требования к 44 банкам с активами более $50 млрд. Ранее в этом году Конгресс изменил определение «слишком большой, чтобы обанкротиться», установив для банков критерий в виде размера активов не менее $250 млрд, сократив тем самым соответствующий список до 13 кредитных организаций. Однако, вновь столкнувшись с подобным масштабным кризисом, вряд ли правительство ограничится поддержкой столь малого количества финансовых учреждений.