Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Неисправные двигатели глобального экономического роста » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Неисправные двигатели глобального экономического роста

19 февраля 2019 Архив
В последнее время замедление глобальной экономики стало темой для широких дискуссий. Замедление экономики в Европе и Китае в сочетании с программой Федрезерва по нормализации баланса (QT) принято считать главной причиной декабрьского разгрома фондового рынка. Что же стоит за этим замедлением?

В итоге не было озвучено ни одного удовлетворяющего ответа, хотя усилия Китая, направленные на обуздание кредитной экспансии, – это главный кандидат на роль виновного в произошедшем, в дополнение к тому факту, что центральные банки приступили к сворачиванию стимулов. Развернутый ответ на этот вопрос, однако, требует углубления в структуру современной экономики.

Убить дух

В июне 2017 года мы заметили, что в мировой экономике происходит что-то странное. Начиная с 2011 года, рост общей факторной производительности (TFP) стагнировал. Этого не должно было происходить в растущей экономике.

Общая факторная производительность является мерой той части роста ВВП, которую нельзя объяснить изменениями в качестве и количестве инвестиций и рабочей силы. Обычно этот показатель считается мерой технологических изменений, которые обуславливают экономический рост. Если этот показатель стагнирует, значит производство не становится более эффективным. То есть достигнутые результаты в процессе производства – это лишь сумма капитала и труда. Таким образом, стагнация означает, что наша способность создавать продуктивные инновации застопорилась. Серьезное предзнаменование, и все же это именно то, что произошло с 2011 года. Почему?

Неисправные двигатели глобального экономического роста


Рисунок 1. Региональные и глобальные темпы роста общей факторной производительности (TFP) в процентных пунктах. Источники: GnS Economics, Conference Board

Три Короля, путешествующие по дороге вниз

Когда глобальная экономика дает сбой, вы обращаетесь к ее лидерам в поисках виновных. В конце 2017 года на долю Китая, зону евро и США приходилось около 51% глобального ВВП. Эти страны были бесспорными двигателями глобального экономического роста.

После Глобального Финансового Кризиса правительства Европы, Китая и США приняли исключительные меры для “спасения” мировой экономики. Это привело к тому, что многие неплатежеспособные банки и компании получили возможность работать дальше. В результате в мировой экономике усилилась зомбификация. Однако Глобальный Финансовый Кризис также привел к падению роста инвестиций в зоне евро и в США (см. Рисунок 2). Их валовое накопление физического капитала упало на несколько процентных пунктов, так и не восстановившись впоследствии.



Рисунок 2. Формирование валового физического капитала в Китае, зоне евро и в США в постоянных (базовый год: 2010) долларах США. Источники: GnS Economics, Всемирный Банк

Формирование капитала в Китае сохранило свои (очень высокие) темпы. Однако проблема Китая заключается в том, что его инвестиции становятся все более и более непродуктивными. Рисунок 3 показывает рост общей факторной производительности в Китае, зоне евро и США. Так, начиная с 2011 года производительность Китая фактически упала, несмотря на высокий темп прироста инвестиций. Это привело к еще более неразрешимой проблеме – чрезмерной долговой нагрузке, поскольку доход от инвестиций оказался недостаточным для обслуживания долга.



Рисунок 3. Темпы роста общей факторной производительности (TFP) в Китае, зоне евро и США. Источники: GnS Economics, Conference Board

На рисунке 4 показана динамика совокупного частного и государственного долгов и реального ВВП Китая, начиная с 1995 года. С 1995 по 2007 год общая долговая нагрузка в Китае росла лишь незначительно быстрее, чем ВВП, как и должно быть. Тем не менее в период с 2008 по 2017 год реальный ВВП Китая вырос примерно на $7,6 трлн., а частный и государственный долги выросли на безумные $25 трлн. То есть за эти девять лет долг в Китае рос быстрее, чем ВВП, в три раза! В современной истории нет подобных прецедентов, и это приводит нас к очень неприятному заключению.



Рисунок 4. Номинальный валовой внутренний продукт и общий объем государственного и частного долгов в Китае. Источники: GnS Economics, Всемирный Банк

Китайская экономика превратилась в схему Понци. Она не может существовать без продолжающегося стремительного роста долговой нагрузки. Если долговой рост прекратится, то реальная экономика рухнет, и это то, что мы недавно наблюдали.

Коли это сломано, то вы, возможно, захотите это починить

Дело в том, что что-то пошло не так как надо в модели глобального экономического управления, существующей со времен Второй Мировой войны. Возможно, эта модель никогда и не работала так, как на это рассчитывали макроэкономисты, но очевидно, что теперь она не работает вовсе. Скорее всего, уже слишком поздно делать что-то, что поможет избежать краха глобальной экономики, но всегда можно к этому краху подготовиться в индивидуальном порядке.

Основываясь на знании о том, что произошло в глобальной экономике, нужно быть особенно осторожным, призывая к запуску дополнительных стимулов. Скорее всего, эти стимулы не пойдут на пользу реальной экономике, но, вероятно, они приведут к еще большему росту рынков уже и так сильно переоцененных активов. Прискорбным фактом является то, что, когда рынки активов неизбежно обвалятся, хрупкая глобальная экономика рухнет вместе с ними. Ловушка уже расставлена.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу