IPO для сандалий: как любовь к кроссовкам создала бизнес ценой в $1 млрд » Элитный трейдер
Элитный трейдер

IPO для сандалий: как любовь к кроссовкам создала бизнес ценой в $1 млрд

8 июля 2019 РБК | РБК Quote Сафронов Андрей
История изменения цены на кроссовки Nike Air Max 1/97 Sean Wotherspoon (Фото: StockX.com)
В 2019 году компанию StockX оценили в $1 млрд. Эта платформа позволяет коллекционерам продавать редкие кроссовки. РБК Quote разобрался, как функционирует сервис, позволяющий инвестировать в обувь

В мае 2019 год фонд российского бизнесмена Юрия Мильнера DST Global стал инвестором американского стартапа StockX. Этот сервис позволяет торговать редкими моделями кроссовок.

В ходе раунда инвестиций StockX привлек $110 млн и был оценен в $1 млрд. В числе прочих в раунде принял участие основанный Alphabet фонд GV. Важность участия Alphabet в том, что это материнская структура Google — а у Google настоящий нюх на перспективные бизнес-ниши.

Примерно в то же время было объявлено, что в StockX приходит новый генеральный директор. Им стал Скотт Катлер — в прошлом топ-менеджер Нью-Йоркской фондовой биржи и вице-президент eBay.

eBay, конференция TED — инвестиции

Стартап StockX, играющий на поле вторичного рынка коллекционной обуви, появился в 2016 году. Задача сервиса — помочь купить редкую модель кроссовок по самой адекватной цене и не попасться на удочку спекулянтов.

StockX возник благодаря коллекционеру кроссовок Джошу Люберу и двум предпринимателям — Дэну Гилберту и Грегу Шварцу.

Любер — в прошлом сотрудник IBM — создал в 2012 году сайт Campless. Этот сайт отслеживал ценники перепродаваемых кроссовок на онлайн-аукционе eBay.

В 2015 году Любер выступил на конференции TED с речью, которая называлась «Почему кроссовки — отличная инвестиция». Выступление привлекло внимание Гилберта и Шварца. Вскоре они купили сайт Campless, который позднее был переименован в StockX.

Тикер для кроссовок, IPO для сандалий

Основатели StockX называют свое детище биржей вещей. Маркетплейс действительно немного похож на биржу.

Если вы хотите купить кроссовки, то вам предстоит найти нужную пару, а потом или купить ее за предлагаемую цену, или сделать ставку. А затем ждать, пока кто-то из других продавцов откликнется на эту заявку. Похожий процесс и для продавцов — обувь можно продать сразу за озвученную стоимость или повысить ценник в надежде, что через некоторое время найдется более щедрый покупатель.

Модель может подскочить в цене. Например, если в ней заметят знаменитость. Когда Джастин Тимберлейк появился в коллекционной модели Air Jordan 3 на Супербоуле, стоимость этих кроссовок сразу выросла.

#Superbowl rehearsals are going well... @Jumpman23 #SBLII pic.twitter.com/kuBEoIofIp

— Justin Timberlake (@jtimberlake) January 26, 2018


К каждой модели на сайте прикреплен тикер — почти как к акциям на бирже. Есть раздел «портфолио», где можно, к примеру, оценить продавцов по «рыночной капитализации » — суммарной стоимости всех товаров, которые продавец предлагает.

Некоторую полезную информацию можно найти и по каждой модели обуви. Например, есть возможность отследить историю изменения цены, ее процентное соотношение за определенный период, динамику по отношению к моменту выхода кроссовок в продажу.

Каждая покупка проходит аутентификацию в StockX. После транзакции пара сначала отправляется в специальный центр, где эксперты оценивают качество кроссовок. После подтверждения модель отправляется покупателю. С каждой покупки StockX получает комиссию. На сегодняшний день в StockX работает около 800 сотрудников.

В январе 2019 года сервис провел у себя IPO. На StockX прошло «первичное размещение» сандалий, созданных брендом STRAYE совместно с Беном Боллером — главным поставщиком украшений для Канье Уэста, Джея-Зи и Tyler, the Creator. StockX провел аукцион, в ходе которого определил целевую цену модели — $210.

Как пишет The New York Times, после этого проекта в StockX начали обращаться другие дизайнеры с аналогичными предложениями.

Как сникерхеды создали многомиллиардную индустрию

«Биржа — самый эффективный способ создать рыночную цену для любого актива, — говорил Любер в интервью The Guardian. — Мы задействовали эффективность и прозрачность, чтобы упростить процесс покупки в условиях, когда спрос и предложение ограничены». Основатель StockX, когда объясняет модель своего бизнеса, даже выражается как трейдер.

StockX — не единственный игрок описываемой ниши. Существуют такие компании, как GOAT Group, Stadium Goods или Bump, которые тоже перепродают редкие модели кроссовок.

GOAT Group получил в 2019 году $100 млн инвестиций от сети обувных магазинов Foot Locker. По данным The New York Times, к 2025 году размер рынка перепродажи люксовой одежды и аксессуаров в Северной Америке вырастет до $6 млрд. Сегодня объем рынка составляет около $2 млрд.

Производители спортивной обуви пока сдержанно относятся к рынку. Это неудивительно, поскольку до распространения интернета, развития соцсетей и «Инстаграма» ниша коллекционирования редких кроссовок оставалась прерогативой энтузиастов — сникерхедов.

Новый генеральный директор StockX Скотт Катлер уверен, что ситуация кардинально изменилась.

«Nike, Adidas, Louis Vuitton, Gucci, Rolex — да кто угодно — все они точно не игнорируют маркетплейсы, — объяснил Катлер в интервью The New York Times. — Они не настолько наивны, чтобы не замечать: каналы распространения эволюционируют».

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter