Лекарство от страха » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Лекарство от страха

21 августа 2019 Ханов Михаил
Для биржевых спекулянтов.

Каждый раз, во время финансовых катаклизмов, торговых войн и всеобщего ожидания апокалипсиса следует помнить, что все это происходит в этом мире не в первый раз. И не в десятый. И уж точно – не в последний.

Солнце будет еще светить миллиард лет (но это – не точно) и немногим менее на планете Земля будет существовать игра на деньги. Квинтэссенция этой игры – игра на бирже.

Написаны сотни книг о том, как «обыграть рынок», «следить за трендом», «учесть все факторы». Профессионалы используют технический и фундаментальный анализы, компьютеры и даже калькуляторы, и об этом написаны еще сотни книг.

Я так или иначе соприкасаюсь в своей жизни с миром финансов уже скоро как четверть века. Больше десяти лет я знаю, что такое японские свечи и волны Эллиота и как выглядит «стакан». Прочел десятки книг. Многие даже купил. Но только одну книгу я могу посоветовать как лекарство от страха. В те моменты, когда реально становится жутко от того, что ты видишь на мониторе и, чуть позже, в своем кошельке.

Более того, рискну предположить, что это – единственная книга, которую надо прочитать, чтобы понять, стоит ли всем этим заниматься и как вообще в эту игру играют. Книга эта – не про виды трендов или анализов, не про ФРС или ЕЦБ, не про торговые войны и не про кризисы.

Это книга – про психологию людей, что гораздо важнее. Потому что человеческая психология, в отличие от всего выше перечисленного, неизменна уже тысячи лет и будет неизменна еще миллиард (но это – не точно). Это воспоминания величайшего трейдера, которого знала история, Джесси Ливермора. Удивительно, но речь идет про 90-годы 19-го века, когда Джесси начал играть, ему было...14 лет! О его величии как трейдера говорит хотя бы тот факт, что его многие всерьез обвиняли в... крахе мировых рынков перед Великой Депрессией. Его называли величайшим манипулятором и волшебником. Прочтите книгу (ту что справа на фото) и она сохранит вам как минимум второй депозит и далее. А все, что слева (и многие другие), прочтете потом, если решите, что игра стоит свеч.

Каждый раз, читая ее, я нахожу для себя все новые и новые грани, на которые раньше не обращал внимания. Вот и сейчас, прочитав ПЕРВЫЕ ДВЕ СТРАНИЦЫ я понял, что Джесси Ливермор был первым в мире... КВАНТОМ!

Просто прочтите внимательно эти несколько абзацев (или перечитайте, если читали книгу ранее) и убедитесь в этом сами. Тут вам и предикативный анализ, и квантовый, и все что хотите. И даже тезис о низменности поведения как рынков, так и человека на этих рынках. И, кстати, о бесполезности и обоих анализов, и трендов. Для спекуляций. Только математика рулила уже тогда, почти 150 лет назад. Прочтите внимательно! Даже если уже читали ранее.

«Но рыночная суета не мешала мне думать о работе. Для меня котировки не были ценами акций – по столько-то долларов за штуку. Это были просто числа. Конечно, они что-то значили. Они постоянно изменялись. И только это меня интересовало – изменения. Почему они менялись? Этого я не знал. Да и не интересовался. Я не думал об этом. Я просто видел, что они все время меняются. Только об этом я и размышлял по пять часов в будни и по два часа в субботу – о том, что они постоянно изменяются.

Вот так я впервые заинтересовался поведением цен. У меня была прекрасная память на числа. Я помнил в деталях, как вели себя цены накануне – перед тем, как они начинали расти или падать. Моя любовь к устному счету пришлась очень кстати.

Я заметил, что прямо перед тем, как начать расти или падать, цены акций обычно вели себя, так сказать, определенным образом. Такого рода ситуации повторялись постоянно, и я начал к ним присматриваться. Мне было только четырнадцать, но, когда счет совпадений в поведении цен пошел на сотни, я занялся их анализом и стал сравнивать сегодняшнее движение акций с тем, что было в предыдущие дни. Мне потребовалось немного времени, чтобы научиться предугадывать движение цен. Моим единственным ориентиром, как я уже сказал, было их поведение в прошлом. Все «досье» я держал в памяти. Я искал закономерности в движении цен, «хронометрировал» их. Ну, вы понимаете, что я имею в виду.

Можно засечь момент, когда покупка приносит только чуть большую выгоду, чем продажа. На бирже идет сражение, и телеграфная лента служит подзорной трубой, чтобы наблюдать за ним. В семи случаях из десяти на ее данные можно положиться.

Я рано усвоил еще один урок – на Уолл-стрит всегда все одно и то же. Ничего нового и быть не может , потому что спекуляция стара, как этот мир. Сегодня на бирже происходит то, что уже было прежде и что повторится потом. Это я запомнил навсегда. Мне кажется, что я и сейчас могу вспомнить, когда и как я это понял. Это мой способ накапливать опыт.

Я настолько увлекся своей игрой и так азартно стремился угадывать рост и падение курсов активных акций, что даже завел записную книжку. Я начал записывать свои наблюдения. Это не было записью воображаемых сделок на миллионы долларов, чем развлекают себя многие, не рискующие ни разбогатеть, ни попасть в приют для бездомных. Я просто фиксировал, когда я угадал, а когда промахнулся; меня больше всего интересовала точность моих наблюдений и оценок – прав я или нет.

Изучив колебания цен на активные акции за день, я делал вывод, что цены вели себя именно так, как всегда перед скачком на восемь или десять пунктов. Тогда в понедельник я записывал цену на определенные акции и, помня о том, что бывало в прошлом, писал, какой должна быть цена во вторник и в среду. А потом уж я сравнивал свои догадки с тем, что приносила лента биржевого телеграфа.

Так в мою жизнь вошел интерес к информации о ценах. Меня с самого начала заинтересовали повышения и понижения цен. Для таких движений всегда есть какая-то причина, но телеграфная лента не говорит, зачем и почему. Когда мне было четырнадцать, я не спрашивал ленту – почему; не задаю этого вопроса и сейчас, когда мне сорок. Может, должны пройти два -три дня, две-три недели или месяца, прежде чем станут известны причины, по которым определенные акции вели себя сегодня таким-то образом. Но какая, к черту, разница? На ленту нужно реагировать сегодня, а не завтра. Причины могут подождать. А ты должен действовать немедленно или остаться в стороне. Все это раскручивалось передо мной раз за разом.»

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter