23 октября 2019 Financial One
Инвестор и предприниматель Джордж Сорос рассказывает об уроках, извлеченных из экономического кризиса 2008 года, и изменении баланса в обществе, которое разделилось на кредиторов и должников.
Далее приводим перевод интервью.
Франсин Лаква, главный редактор Bloomberg Television
Господин Сорос, давайте обсудим разницу между такими понятиями, как природное явление и социальное явление, понимание которой стало вашей основной идеей на протяжении всей жизни.
Джордж Сорос
С превеликим удовольствием. Мысль, к которой я пришел еще в студенческие годы, действительно стала основой моей философии как в генерировании денег, так и в их растрате.
Франсин Лаква
Был ли момент в вашей жизни, в который вы поняли, в чем заключается основная суть нашего общества?
Джордж Сорос
Нет, такого момента не было. В студенческие годы я изучал экономику и увлекался чтением работ философа Карла Поппера. Изучая основы экономики, такие как теория совершенной конкуренции, я пытался достигнуть совершенного понимания предмета. Но в то же время я читал Поппера, благодаря которому и осознал, что это просто невозможно. Даже в науке нельзя быть абсолютно уверенным в истинности той или иной теории, можно лишь доказать ее ложность.
Читайте: Причина инвестировать в евро даже под 0% годовых
В экономике присутствует много математики, а в этой науке я не особо силен. Так что я всякий раз подвергал сомнению догадки и утверждения, на которых и построена математика. Таким образом я пришел к умозаключению о том, что в экономике игнорировалась ключевая разница между природными и социальными явлениями. В природных явлениях несовершенное понимание, являющееся неотъемлемой частью человеческой природы, неизбежно.
Вы, конечно, можете установить универсально справедливые законы, которые могли бы использоваться как для прогнозирования, так и для объяснения различных факторов, но только в естественных науках. С социальными явлениями это не сработает, поскольку несовершенное понимание вступает в последовательности различных событий и представляет собой элемент неопределенности, который как раз-таки отсутствует в природных явлениях.
Принцип неопределенности есть и в физике, но принцип человеческой неопределенности представляет собой дополнительный вид неопределенности. Поведение квантовых частиц не изменилось лишь из-за того, что Гейзенберг открыл принцип неопределенности. Но в то же время поведение общества вполне может измениться после того, как ученый описывает принципы взаимодействия людей в нем. В пример можно привести теории Карла Маркса, оказавшие значительное влияние на общество.
Франсин Лаква
Ваша идея не получила большой огласки изначально, но в 2008 году все изменилось?
Джордж Сорос
Да. Впервые я опубликовал свои размышления в 1987 году. Тогда в свет вышла моя книга под названием «Алхимия финансов». Первое слово в названии – алхимия – говорит как раз о том, что я описываю систему работы финансовых рынков совсем не с научной точки зрения. Но свое объяснение я считаю наиболее подходящим, поскольку классический вариант, то есть научный, игнорирует фундаментальное различие, о котором я уже говорил ранее.
Как известно, в свое время алхимики совершили большую ошибку, пытаясь изменить свойства металлов, используя лишь заговоры и заклинания. Думаю, им было бы самое место на финансовом рынке. Они вполне смогли бы изменить ход событий, произнеся таинственное слово «абракадабра».
Франсин Лаква
Каким урокам научил нас финансовый кризис?
Джордж Сорос
В 1987 году на мою теорию функционирования фондового рынка никто не обратил особого внимания. Конечно, в некоторых бизнес-школах рассказывали о ней, но профессора в высших учебных заведениях просто игнорировали мою интерпретацию. Но затем наступил мировой финансовый кризис, первые серьезные сигналы которого пришлись еще на август 2007 года.
Кульминация же выразилась в банкротстве Lehman Brothers. Все эти события по-настоящему потрясли финансистов, и они перестали верить в непоколебимость существовавших на тот момент гипотез и теорий. Тогда-то моя теория рефлексивности и получила огласку. Но даже не сегодняшний момент она развита не настолько хорошо, насколько это возможно. Потенциал еще огромный.
Кроме того, я основал Институт нового экономического мышления (Institute for New Economic Thinking). Процесс обучения там посвящен не только вопросам рефлексивности, а еще много чему другому.
Франсин Лаква
Каковы ваши прогнозы в отношении будущего? Может ли повториться кризис 2008 года, так как экономика сейчас находится в довольно хрупком состоянии?
Джордж Сорос
Проблема в том, что общепринятая система функционирования рынков уже однажды рухнула, но большинство так и не уяснило для себя, какие ошибки привели к коллапсу.
Мы изобрели производные финансовые инструменты – деривативы, не понимая при этом, какой эффект они оказывают на рынок в целом.
Понятие равновесия, которое на самом деле было заимствовано из физики и теорий Ньютона, в действительности неприменимо к финансовым рынкам. Иногда рыночные условия близки к равновесию, иногда далеки от него, но само равновесие в идеальном понимании здесь недостижимо.
Со времен кризиса 2008 года и по сей день мы так и не смогли приблизиться к равновесию. Когда наступает крах экономической системы, а это иногда случается, регуляторы должны всеми силами поддерживать дыхание рынков. Как ни странно, в том случае властям пришлось выдавать дополнительные кредиты, хотя сама кризисная ситуация была вызвана перегревом кредитного рынка.
И это было правильным решением. Если автомобиль начинает скользить, вам в первую очередь нужно повернуть руль в сторону заноса, чтобы снова взять управление под контроль, а затем уже выравнивать направление движения. Это власти и предприняли в период кризиса, поскольку вынесли соответствующие уроки с инцидента 1930-х годов, когда попытки уравновесить баланс из-за недостаточного спроса привели к коллапсу.
Франсин Лаква
Как обстоят дела с автомобилем сегодня? Занос удалось предотвратить?
Джордж Сорос
Руль в сторону заноса мы уже повернули, а вот со вторым действием пока что не все так гладко – управление все еще находится не под полным контролем. Возьмем, к примеру, долговой кризис государства-участников Еврозоны. Он выразился в валюте, которую они контролировать не могут. Долги-то у них, по сути, в иностранной валюте. Это и привело к риску дефолта. В государстве не может произойти дефолт, если речь идет о национальной валюте, ведь власти всегда могут напечатать дополнительные деньги. Но государства-участники Евросоюза евро печатать не могут. Рынки поняли это далеко не сразу, но как только поняли, довели премию за риск до небывалого уровня.
Франсин Лаква
Можем ли мы сейчас говорить о риске образования кредитного пузыря?
Джордж Сорос
Да, это большая проблема. Риск возникновения неконтролируемой инфляции особенно остро ощущается в Германии. Еврозона, управляемая по большей части Германией, не идет в ногу с остальным миром. И хотя долговой кризис был взят под контроль еще в 2013 году, так называемое разногласие по поводу того, как управлять рецессией, по-прежнему остается актуальной проблемой.
Франсин Лаква
В начале нашей беседы вы сказали, что понимание разницы между природными и социальными явлениями помогло вам не только зарабатывать деньги, но и тратить их. Можете привести конкретные примеры?
Джордж Сорос
Когда я решил основать свой благотворительный фонд, он должен был стать воплощением идеи открытого общества, которую я перенял у Карла Поппера. Но когда я применил концепт открытого общества на практике, понял, что и у него есть свои изъяны. Это один из примеров. Я осознал, что даже в основной идее, которая вела меня по жизни, есть недостатки.
Франсин Лаква
Господин Сорос, вы считаете, что все в нашем мире может иметь изъяны? Нет ничего идеального?
Джордж Сорос
Да. Важно понимать, что любое событие, любое ваше действие может нести в себе определенные изъяны. Человеческая природа такова, что даже если мы находим действительно прекрасно функционирующий механизм, мы чрезмерно нагружаем его до той степени, пока не появляются изъяны. То, что идеально работает в естественных условиях, может быть искажено применительно к общественным реалиям.
Франсин Лаква
Центральные банки, политики и государства должны понимать это, чтобы избежать очередного финансового кризиса?
Джордж Сорос
Да, хотя такое понять очень сложно. Социальные институты и государства цепляются за свои ошибки. Долговой кризис Еврозоны – отличный пример такой ситуации.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба