19 ноября 2019 finversia.ru Чайка Федор
Перед тем, как руководство WeWork передумало идти на IPO, Комиссия по ценным бумагам США потребовала от компании исправить отчётность. Речь идёт о неофициальных метриках, известных как скорректированная EBITDA. Портал Finversia.ru попросил экспертов объяснить, насколько это опасно для инвесторов.
WeWork смогла превратить чистый убыток в размере $933 млн и скорректированный убыток EBITDA в размере $193 млн, в «положительную EBITDA» в размере $233 млн по итогам работы в 2017 году. Такие же фокусы были проделаны с отчётностью и за 2018 год: убыток превратился в прибыль. Эксперты называют подобные эксперименты с отчётностью корректировкой, но признают, что финансисты из WeWork поставили своеобразный рекорд на этой стезе, придумав цело сообщество скорректированной EBITDA. В Комиссии по ценным бумагам США (SEC) предписали устранить эти нарушения, чтобы не вводить инвесторов в заблуждение, вскоре после этого WeWork перенесло размещение акций.
«Компании данного типа являются новыми для рынка, и у рынка крайне мало механизмов оценки подобных компаний. В рамках IPO рынок поставил на прибыль, а данная компания, как и все подобные, убыточны, и рынок пока не может оценить время перехода данных компаний не то что в прибыль, но хотя бы в безубыточность», - Илья Царфин, «БКС Премьер».
WeWork как и им подобные – убыточны
Илья Царфин, начальник управления клиентской аналитики «БКС Премьер», замечает, что WeWork уникальна:
- Компании данного типа являются новыми для рынка, и у рынка крайне мало механизмов оценки подобных компаний. В первом раунде оценки инвесторы поставили во главу угла новизну сферы, масштаб компании и перспективы для открытия новых коворкингов. В рамках IPO рынок поставил на прибыль, а данная компания, как и все подобные, убыточны, и рынок пока не может оценить время перехода данных компаний не то что в прибыль, но хотя бы в безубыточность.
«Чтобы яблоки сравнивать с яблоками»
Роман Ромашевский, финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank, считает, что подобные корректировки допустимы, но обязательно должны сопровождаться подробными комментариями в отчётности:
- Тогда они будут добросовестными. Скорректированные (adjusted) показатели необходимы, чтобы сравнивать «яблоки с яблоками», то есть однородного типа параметры компании между кварталами и годами. Корректировки в принципе возможны, если происходили какие-то единоразовые сделки (например, продажа здания для компании, не являющейся застройщиком), которые не показывают эффективность экономической деятельности фирмы. При этом, для нестандартных и новых отраслей, могут применяться и дополнительные правила: например, аренда помещений, в сфере которой WeWork является инноватором, по-особому описана в МСФО.
«Скорректированные (adjusted) показатели необходимы, чтобы сравнивать «яблоки с яблоками», то есть однородного типа параметры компании между кварталами и годами. Корректировки в принципе возможны, если происходили какие-то единоразовые сделки, которые не показывают эффективность экономической деятельности фирмы», - Роман Ромашевский, VR_Bank
Ромашевский признался, что в VR_Bank ввели показать OIBDA помимо EBITDA, скорректировав последний на некоторые статьи, важные для финтеха, но второстепенные для производственной компании.
Александр Шураков, директор группы корпоративных рейтингов агентства «НКР» поясняет, что экономический смысл OIBDA такой же как у EBITDA, только принцип расчёта проще: за основу берётся значение конкретной строки «Отчёта о прибылях и убытках» (Операционная прибыль, другие названия: прибыль от операционной деятельности, Прибыль (убыток) от продаж) и к нему прибавляется сумма начисленной амортизации (берём из Отчёта о движении денежных средств либо из примечаний к отчётности). И тогда получаем показатель, который, хотя и является «неофициальным», но лучше подходит для корректного сравнения результатов деятельности разных компаний.
Эксперт напоминает, что использование OIBDA не противоречит общемировым предпочтениям аналитиков. Так, компания Bloomberg, которая является одним из двух крупнейших поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков, для всех публичных компаний самостоятельно рассчитывает показатель «EBITDA (adj)», который, по сути, является модифицированной версией расчёта OIBDA (поэтому, его корректнее называть OIBDA adj).
Новые показатели — это, наверное, не так плохо, если о них честно предупредить, но как быть частному инвестору? Ведь он не имеет образования в области аудита и бухгалтерии. История чем-то напоминает кредитные договоры в некоторых изобретательных российских банках, которые заманивают клиентов сложной математикой, предлагая нулевые ставки на первые три месяца, используя звёздочки, мелкий шрифт и прочие ухищрения, чтобы сбить с толку и продать человеку дорогой кредит. Да, регулятор во многом навёл порядок в этой сфере, обязав указывать полную стоимость кредита в правом верхнем углу документа, но в остальном банки действуют по своему усмотрению. К сожалению, не лучше обстоит дело и с корпоративной отчётностью, признают в агентстве «Национальные Кредитные Рейтинги».
На примере расчёта показателя EBITDA
- Даже с показателями, у которых есть чёткое определение в стандартах финансовой отчётности, все не так однозначно: компании могут применять различные трюки (от простых уловок до вполне откровенного мошенничества) с целью лёгких («косметических») или жёстких («пластических») искажений своих финансовых результатов и финансового состояния, - говорит Александр Шураков, и приводит в пример расчёт значения EBITDA.
EBITDA для одной и той же компании для одного и того же года может существенно отличаться от расчётов других участников рынка. Это может происходить по причине разного учёта в составе EBITDA чрезвычайных расходов и чрезвычайных доходов, а также разного учёта иных внеоперационных доходов и расходов.
- В результате, анализ и сравнение разных компаний с использованием неопределяемых в стандартах финансовой отчётности метрик может оказаться бессмысленным, если эти метрики рассчитаны разными лицами с использованием разных подходов, даже если название у этих метрик одно и тоже, - делает вывод эксперт.
Для искажения показателей в свою пользу компании могут использовать различные трюки, например, преждевременно признавать выручку, увеличивать прибыль за счёт разовых событий, переносить расходы на более поздний срок и так далее и тому подобное.
Как инвестору не утонуть в этом?
В «БКС Премьер» советуют инвесторам, прежде всего обращать внимание на такой ключевой показатель как ROE. Это показатель чистой прибыли на капитал. Как правило на фондовом рынке в рамках конкретной отрасли формируется своеобразный бенчмарк доходности, показывающий какой ROE адекватен для компаний данного сектора. Если компания при большом капитале, не готова генерировать соответствующую отрасли прибыль, это должно вызвать определённые сомнения у инвестора о перспективах роста её бизнеса.
- Следующим значимым показателем для инвесторов является EPS — прибыль на одну акцию. В зависимости от индустрии в которой компания живёт, будет важен размер её капитала -например, для компаний в сфере IT капитал является менее значимым показателем, чем чистая прибыль, - перечисляет показатели Илья Царфин.
Александр Тимофеев, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Инстант Инвест», предлагает в первую очередь обращать внимание на соответствие заявленной стратегии компании и её отчётности:
- Неправильно подходить с едиными стратегиями к предприятию из нефтегазового и IT сектора. Если компания декларирует высокие дивиденды, то мы должны смотреть на её денежный поток и на то, какими реальными средствами она обладает. Важно для себя разделить предприятия на два типа. Первый - те, от которых мы ждём дивидендных выплат, вторые - от которых мы ждём роста курсовой стоимости. Подходы к оценке их отчётности должны быть радикально разными. Что это значит? Странно ожидать от компании IT-сектора (например, Facebook или Alphabet) хороших показателей по прибыли или операционных расходов. Для инвесторов гораздо важнее другие параметры - общий рост объёма продаж, который стоит за компаниями. Если же мы все-таки говорим о дивидендных бумагах (золото, нефтегаз или классическое производство), то прежде всего надо обращать внимание на EBITDA и на состояние чистого денежного потока, который поступает в предприятие и который может быть далее распределён среди акционеров.
Но не все согласны с таким креативным подходом к отчётности. Авторы блога Zerohedge.com, например, задаются вопросом, что будет со всеми этим триллионами рыночной капитализации, когда выяснится, что весь бизнес построен на одноразовых событиях и фейковых новостях?
В компании WeWork тем временем, после отмены IPO, проводят массовые увольнения: под сокращение попадёт треть всего персонала - 4000 сотрудников. Более того, компанию сотрясают скандалы, связанные с коррупцией и сексуальным насилием на работе.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
WeWork смогла превратить чистый убыток в размере $933 млн и скорректированный убыток EBITDA в размере $193 млн, в «положительную EBITDA» в размере $233 млн по итогам работы в 2017 году. Такие же фокусы были проделаны с отчётностью и за 2018 год: убыток превратился в прибыль. Эксперты называют подобные эксперименты с отчётностью корректировкой, но признают, что финансисты из WeWork поставили своеобразный рекорд на этой стезе, придумав цело сообщество скорректированной EBITDA. В Комиссии по ценным бумагам США (SEC) предписали устранить эти нарушения, чтобы не вводить инвесторов в заблуждение, вскоре после этого WeWork перенесло размещение акций.
«Компании данного типа являются новыми для рынка, и у рынка крайне мало механизмов оценки подобных компаний. В рамках IPO рынок поставил на прибыль, а данная компания, как и все подобные, убыточны, и рынок пока не может оценить время перехода данных компаний не то что в прибыль, но хотя бы в безубыточность», - Илья Царфин, «БКС Премьер».
WeWork как и им подобные – убыточны
Илья Царфин, начальник управления клиентской аналитики «БКС Премьер», замечает, что WeWork уникальна:
- Компании данного типа являются новыми для рынка, и у рынка крайне мало механизмов оценки подобных компаний. В первом раунде оценки инвесторы поставили во главу угла новизну сферы, масштаб компании и перспективы для открытия новых коворкингов. В рамках IPO рынок поставил на прибыль, а данная компания, как и все подобные, убыточны, и рынок пока не может оценить время перехода данных компаний не то что в прибыль, но хотя бы в безубыточность.
«Чтобы яблоки сравнивать с яблоками»
Роман Ромашевский, финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank, считает, что подобные корректировки допустимы, но обязательно должны сопровождаться подробными комментариями в отчётности:
- Тогда они будут добросовестными. Скорректированные (adjusted) показатели необходимы, чтобы сравнивать «яблоки с яблоками», то есть однородного типа параметры компании между кварталами и годами. Корректировки в принципе возможны, если происходили какие-то единоразовые сделки (например, продажа здания для компании, не являющейся застройщиком), которые не показывают эффективность экономической деятельности фирмы. При этом, для нестандартных и новых отраслей, могут применяться и дополнительные правила: например, аренда помещений, в сфере которой WeWork является инноватором, по-особому описана в МСФО.
«Скорректированные (adjusted) показатели необходимы, чтобы сравнивать «яблоки с яблоками», то есть однородного типа параметры компании между кварталами и годами. Корректировки в принципе возможны, если происходили какие-то единоразовые сделки, которые не показывают эффективность экономической деятельности фирмы», - Роман Ромашевский, VR_Bank
Ромашевский признался, что в VR_Bank ввели показать OIBDA помимо EBITDA, скорректировав последний на некоторые статьи, важные для финтеха, но второстепенные для производственной компании.
Александр Шураков, директор группы корпоративных рейтингов агентства «НКР» поясняет, что экономический смысл OIBDA такой же как у EBITDA, только принцип расчёта проще: за основу берётся значение конкретной строки «Отчёта о прибылях и убытках» (Операционная прибыль, другие названия: прибыль от операционной деятельности, Прибыль (убыток) от продаж) и к нему прибавляется сумма начисленной амортизации (берём из Отчёта о движении денежных средств либо из примечаний к отчётности). И тогда получаем показатель, который, хотя и является «неофициальным», но лучше подходит для корректного сравнения результатов деятельности разных компаний.
Эксперт напоминает, что использование OIBDA не противоречит общемировым предпочтениям аналитиков. Так, компания Bloomberg, которая является одним из двух крупнейших поставщиков финансовой информации для профессиональных участников финансовых рынков, для всех публичных компаний самостоятельно рассчитывает показатель «EBITDA (adj)», который, по сути, является модифицированной версией расчёта OIBDA (поэтому, его корректнее называть OIBDA adj).
Новые показатели — это, наверное, не так плохо, если о них честно предупредить, но как быть частному инвестору? Ведь он не имеет образования в области аудита и бухгалтерии. История чем-то напоминает кредитные договоры в некоторых изобретательных российских банках, которые заманивают клиентов сложной математикой, предлагая нулевые ставки на первые три месяца, используя звёздочки, мелкий шрифт и прочие ухищрения, чтобы сбить с толку и продать человеку дорогой кредит. Да, регулятор во многом навёл порядок в этой сфере, обязав указывать полную стоимость кредита в правом верхнем углу документа, но в остальном банки действуют по своему усмотрению. К сожалению, не лучше обстоит дело и с корпоративной отчётностью, признают в агентстве «Национальные Кредитные Рейтинги».
На примере расчёта показателя EBITDA
- Даже с показателями, у которых есть чёткое определение в стандартах финансовой отчётности, все не так однозначно: компании могут применять различные трюки (от простых уловок до вполне откровенного мошенничества) с целью лёгких («косметических») или жёстких («пластических») искажений своих финансовых результатов и финансового состояния, - говорит Александр Шураков, и приводит в пример расчёт значения EBITDA.
EBITDA для одной и той же компании для одного и того же года может существенно отличаться от расчётов других участников рынка. Это может происходить по причине разного учёта в составе EBITDA чрезвычайных расходов и чрезвычайных доходов, а также разного учёта иных внеоперационных доходов и расходов.
- В результате, анализ и сравнение разных компаний с использованием неопределяемых в стандартах финансовой отчётности метрик может оказаться бессмысленным, если эти метрики рассчитаны разными лицами с использованием разных подходов, даже если название у этих метрик одно и тоже, - делает вывод эксперт.
Для искажения показателей в свою пользу компании могут использовать различные трюки, например, преждевременно признавать выручку, увеличивать прибыль за счёт разовых событий, переносить расходы на более поздний срок и так далее и тому подобное.
Как инвестору не утонуть в этом?
В «БКС Премьер» советуют инвесторам, прежде всего обращать внимание на такой ключевой показатель как ROE. Это показатель чистой прибыли на капитал. Как правило на фондовом рынке в рамках конкретной отрасли формируется своеобразный бенчмарк доходности, показывающий какой ROE адекватен для компаний данного сектора. Если компания при большом капитале, не готова генерировать соответствующую отрасли прибыль, это должно вызвать определённые сомнения у инвестора о перспективах роста её бизнеса.
- Следующим значимым показателем для инвесторов является EPS — прибыль на одну акцию. В зависимости от индустрии в которой компания живёт, будет важен размер её капитала -например, для компаний в сфере IT капитал является менее значимым показателем, чем чистая прибыль, - перечисляет показатели Илья Царфин.
Александр Тимофеев, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Инстант Инвест», предлагает в первую очередь обращать внимание на соответствие заявленной стратегии компании и её отчётности:
- Неправильно подходить с едиными стратегиями к предприятию из нефтегазового и IT сектора. Если компания декларирует высокие дивиденды, то мы должны смотреть на её денежный поток и на то, какими реальными средствами она обладает. Важно для себя разделить предприятия на два типа. Первый - те, от которых мы ждём дивидендных выплат, вторые - от которых мы ждём роста курсовой стоимости. Подходы к оценке их отчётности должны быть радикально разными. Что это значит? Странно ожидать от компании IT-сектора (например, Facebook или Alphabet) хороших показателей по прибыли или операционных расходов. Для инвесторов гораздо важнее другие параметры - общий рост объёма продаж, который стоит за компаниями. Если же мы все-таки говорим о дивидендных бумагах (золото, нефтегаз или классическое производство), то прежде всего надо обращать внимание на EBITDA и на состояние чистого денежного потока, который поступает в предприятие и который может быть далее распределён среди акционеров.
Но не все согласны с таким креативным подходом к отчётности. Авторы блога Zerohedge.com, например, задаются вопросом, что будет со всеми этим триллионами рыночной капитализации, когда выяснится, что весь бизнес построен на одноразовых событиях и фейковых новостях?
В компании WeWork тем временем, после отмены IPO, проводят массовые увольнения: под сокращение попадёт треть всего персонала - 4000 сотрудников. Более того, компанию сотрясают скандалы, связанные с коррупцией и сексуальным насилием на работе.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу