Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Forbes назвал 5 ключевых тенденций развития банковской и финтех-сферы в 2021 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Forbes назвал 5 ключевых тенденций развития банковской и финтех-сферы в 2021 году

8 декабря 2020 Bloomchain
Финансовым институтам придется уделять больше внимания малому и среднему бизнесу, а также бороться за деньги потребителей не только в сфере платежей, но и в области зарплатного финансирования.

Управляющий директор консалтинговой компании Cornerstone Advisors, а по совместительству автор книги «Умный банк» и колумнист Forbes Рон Шевлин рассказал о ключевых трендах развития банковской сферы и отрасли финансовых технологий в 2021 году. Специалист считает, что эти тенденции не будут связаны с искусственным интеллектом или цифровой трансформацией, которые были так популярны в 2020 году, — вместо этого компании сосредоточатся на модернизации цепочки ценности.

Понятие «цепочки ценности» впервые использовал американский экономист Майкл Портер в книге «Конкурентное преимущество», которая вышла в 1985 году. Цепочка ценности представляет собой визуализацию всей внутренней деятельности компании, связанной с производством товаров и услугу.

Forbes назвал 5 ключевых тенденций развития банковской и финтех-сферы в 2021 году


Цепочка создания ценности по Портеру. Источник: ВикипедияПроизводственные процессы Портер делит на стратегически важные и вспомогательные виды деятельности. Первые направлены на получение прибыли, а вторые — на снижение издержек и, как следствие, повышение ценности конечного продукта.
Пять ключевых тенденций
Шевлин считает, что предыдущие «потрясения» финансовой сферы не были такими уж значимыми, поскольку основные изменения происходили на уровне взаимодействия с клиентами. Это, например, появление финансовых приложений и эволюция пользовательских интерфейсов.

Специалист отметил, что к моменту взаимодействия с клиентом ведет целая производственно-сбытовая цепочка деятельности, которая мало изменилась за последние несколько лет. Изменения в этой цепочке, безусловно, происходят уже некоторое время, однако именно в 2021 году компании вплотную займутся этим вопросом.

1. Борьба за малый и средний бизнес

По мнению Шевлина в 2020 году в индустрии с точки зрения цепочки создания ценности произошли три важных события:

На фоне пандемии COVID-19 малые банки и кредитные союзы получили возможность предоставлять займы представителям МСП-сегмента, с которыми не хотели работать более крупные кредиторы. Речь идет о Программе защиты зарплат ФРС США, в рамках которой компании получают льготные кредиты с низкими процентными ставками.

Партнерство Goldman Sachs и Amazon, благодаря которому последняя получила возможность открывать избранным продавцам кредитные линии до $1 млн.

Анонс продукта Stripe Treasury, который представляет собой API-интерфейс формата «банкинг как услуга». С его помощью клиенты Stripe могут встраивать финансовые услуги в свой бизнес.

Шевлин подчеркивает, что все эти события происходили «в середине» цепочки ценности, тогда как ее начало до сих пор остается без внимания. По данным рекрутингового агентства Cornerstone, малые предприятия каждый год тратят более $500 млрд на бухгалтерский учет, выставление и оплату счетов, а также прием платежей от сторонних провайдеров.

Многие из этих предприятий были бы не против получать бухгалтерские услуги прямо от банков или финансовых компаний, которые и так уже обслуживают их бизнес. Поэтому в 2021 году стоит ожидать развития в сфере облачной бухгалтерии и систем взаимодействия с провайдерами POS.

2. Финансовые технологии в зарплатных платежах

До последнего времени борьба за деньги потребителей в основном разворачивалась в сфере платежей. Здесь конкурируют либо необанки, которые предоставляют клиентам расчетные счета, либо компании, деятельность которых сосредоточена на самих платежах (одноранговый обмен, мобильные платежи и так далее).

Шевлин ожидает, что в 2021 году внимание участников рынка сместится в сторону зарплатного финансирования. Исследовательская компания WhiteSight выделяет четыре области, в которых можно найти применение технологиям:

Зарплата по требованию. Приложения финтех-компаний можно использовать, чтобы предоставить сотрудникам более гибкий доступ к заработной плате.

Аванс. Финтех-компании могут предоставлять сотрудникам клиентов краткосрочные займы в счет будущей зарплаты. На этом поле работает, например, испанский стартап Cobee.

Досрочный депозит. Эта услуга позволяет сотрудникам получать зарплату на свой счет на два-три дня раньше, официальной даты получки. Этот сервис обычно предоставляют необанки, однако на российском рынке аналогичную услугу предлагает приложение PayDay от Mail.ru.

Криптовалютные платежи. К этой категории относятся все сервисы, которые позволяют начислять зарплату в криптовалюте.

3. Финансовое благополучие

По словам Шевлина, фраза «год финансового благополучия» для банков значит то же самое, что для маркетинга «год клиента». Из года в год регуляторы и топ-менеджеры говорят о том, что корпорациям стоит больше заботиться о благополучии потребителей, однако долгое время дальше слов дело не шло.

В 2021 году финансовое благополучие займет центральное место в повестке по нескольким причинам:

Администрация президента Байдена неоднократно пыталась доказать свою «социальную сознательность» и, вероятно, после официальных назначений чиновники продолжат гнуть линию заботы о потребителях с низким уровнем дохода.

Финансовое благополучие теперь можно измерить. Такие компании, как Financial Health Network и MX, разработали автоматизированные скоринговые системы, которые на основании данных со счетов пользователя рассчитывают рейтинг его благополучия.

На финансовое благополучие обратят внимание регуляторы. Так, некоторые сенаторы уже обсуждают идею потребовать от поставщиков финансовых услуг «предоставлять регуляторам данные, которые они могут использовать для анализа финансового благополучия клиентов».

4. Появление новых платформ «финтех как услуга»

Сейчас на рынке наблюдается дисбаланс спроса и предложения: многие финтех-компании хотят сотрудничать с банками, но лишь немногие банки могут сотрудничать с финтех-компаниями, поскольку инфраструктура большинства кредиторов сильно устарела.

Шевлин считает, что на рынке будет появляться все больше компаний, которые предлагают банкам решения для взаимодействия с финтех-игроками и клиентами. Уже сейчас есть несколько примеров успешной реализации этой концепции. Например, платформа QPlatform от платежного сервиса QIWI.

5. Модернизация основных систем банков за счет использования финансовых технологий

По словам Шевлина, многие руководители банков и кредитных союзов считают, что самым высоким барьером на пути к цифровой трансформации является их базовая система. Вместе с тем мало кто из них рискнет перевести организацию на новую систему — это слишком болезненно, медленно и дорого.

Поэтому банки ищут обходные пути. За последние несколько лет на рынке появилось несколько игроков, которые предоставляют финансовым институтам помощь в реализации данной стратегии. Шевлин ожидает, что в 2021 году будет наблюдаться высокий спрос на три типа провайдеров финтех-услуг:

Провайдеры основных интеграционных услуг. Такие компании, как Constellation, Sherpa Technologies и Sandbox Banking предоставляют банкам интеграционные платформы, которые позволяют им лучше взаимодействовать с финтех-компаниями, а потенциально даже сменить основную систему.

Платежные центры. Это компании, которые позволяют банкам эффективно маршрутизировать платежи, а также использовать оптимальные платежные механизмы.

Цифровые ядра. Это компании, которые позволяют финансовых институтам строить собственные цифровые банки.