Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Цифровой телеком: зачем банки содержат убыточные сервисы мобильной связи с гибкими тарифами » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Цифровой телеком: зачем банки содержат убыточные сервисы мобильной связи с гибкими тарифами

25 июня 2021 Bloomchain
Российский рынок телеком-услуг пошел по уникальному пути — его атакуют крупные розничные банки. Они предлагают бесшовную интеграцию с финтех-сервисами и низкие тарифы. Традиционные игроки вынуждены инвестировать в цифровизацию, чтобы не потерять аудиторию

Bloomchain поинтересовался, почему банки держатся за неприбыльные для них услуги мобильной связи, и что думает сам телеком об изменениях на локальном рынке.

На российском рынке работают около пяти десятков виртуальных мобильных операторов (MVNO). По данным TMT Consulting, к концу 2020 года они обслуживали около 12 млн абонентов или около 5% от общего количества пользователей. Годом ранее она составляла 4%.

Самым крупным игроком на рынке остается компания Yota, занимающая 54% всего российского рынка виртуальной мобильной связи, однако основной рост в этом сегменте в прошлом году обеспечили операторы, принадлежащие банкам. По информации TMT Consulting, их доля в структуре рынка выросла с 15% до 20%.

Цифровой телеком: зачем банки содержат убыточные сервисы мобильной связи с гибкими тарифами

Количество абонентов виртуальных мобильных операторов в России в 2016 - 2020 годах и структура национального рынка MVNO. Данные TMT Consulting

“Банковская четверка” на рынке MVNO
К настоящему времени свои проекты на рынке MVNO запустили четыре российских банка — “Тинькофф”, “Сбер”, “ВТБ” и “ГПБ”.



Самой крупной абонентской базой среди четырех российских банковских MVNO обладают операторы, раньше других начавшие работу на рынке — “Тинькофф Мобайл” и “СберМобайл”. Они запустились в 2017 и 2018 годах, когда крупные российские компании начали активно говорить о развитии собственных экосистем, выстроенных вокруг их ключевых продуктов. Именно с этими процессами прежде всего было связано желание банков выйти на новый для себя рынок.

“Банку [телеком] не нужен, но мы видели, что это нужно [нашим] клиентам, и поэтому мы дали им такой функционал. С точки зрения бизнеса это еще один кирпичик в фундамент нашей экосистемы”, — рассказали Bloomchain в пресс-службе “Тинькофф банка”.


Фрагмент поста Олега Тинькова в Facebook

О том, что виртуальный мобильный оператор удачно интегрируется в выстроенную экосистему банковских продуктов, говорят и в Сбере. “Реализация таких проектов позволяет банкам объединять финансовые и телеком-сервисы, связывать предложения услуг мобильной связи и программы лояльности банков, повышая привлекательность продуктов кредитных компаний”, — сообщил Bloomchain представитель крупнейшего банка страны.

Стабильно в минусе, но это не главное
Банки занялись развитием своих мобильных операторов относительно недавно, поэтому этот бизнес пока что не приносит им прибыли. Даже “Тинькофф Мобайл” и “СберМобайл”, дольше других работающие на рынке, пока остаются убыточными — компаниям по-прежнему приходится вкладывать значительные средства как в продвижение брендов, так и в расширение зоны своего покрытия.



Впрочем, в банках в целом положительно оценивают результаты работы своих мобильных операторов, перед которыми стоит задача не только привлекать новых клиентов, но и повышать лояльность уже имеющихся пользователей.

“По итогам прошлого года 46% абонентов “Тинькофф Мобайла” оформили себе хотя бы один другой продукт банка. В среднем абоненты оператора пользуются 1.4 продуктами экосистемы. Чаще всего они оформляют банковские продукты (31%) или сразу три разных продукта экосистемы (13%)”, - рассказали Bloomchain в банке.

Запустившийся чуть более года назад “ВТБ Мобайл” пока не раскрывает своих финансовых показателей, однако его генеральный директор Владислав Соколов также отметил синергетический эффект, вызванный появлением мобильного оператора в экосистеме банка. “Мы уже видим первый положительный эффект проекта с точки зрения роста лояльности действующих клиентов и привлечения новых. В течение нескольких лет мы планируем достичь доли в 20% по проникновению в активную клиентскую базу банка ВТБ”, - отметил он в разговоре с Bloomchain.

Будущее банковских MVNO
Участники рынка уверены, что со временем будет расти не только экономический эффект от присутствия MVNO в банковских экосистемах, но и ценность их продуктов в глазах самих потребителей. “Развитие этого направления, безусловно, можно считать перспективным. Уже сейчас миллионы людей в России пользуются мобильной связью от операторов, не входящих в “большую четверку”, и их число ежегодно растет. Чаще всего такая связь выгоднее, удобнее и технически интереснее”, - отмечает Соколов.

Удобство для пользователей может быть связано именно с “банковским” происхождением мобильных операторов, которое позволяет предоставлять клиенту более продвинутые технологии. “Мы интегрировали банковские разработки “Тинькофф” в своего мобильного оператора, что позволило нам предложить абоненту уникальные для рынка наработки — голосового помощника собственной разработки, телеком-сервис автоматической записи и расшифровки телефонных звонков и многое другое”, — отмечают в “Тинькофф банке”.

Еще одно важное преимущество в стоимости услуг — именно этот критерий остается для россиян ключевым при выборе оператора связи. В отличие от традиционных провайдеров MVNO могут давать большие скидки, а в некоторых случаях даже предоставлять связь бесплатно. Не менее важным моментом для новых пользователей остается возможность использовать «сквозные» бонусы при подписке на другие продукты внутри банковских экосистем, или получение скидок при использовании компаний-партнеров банка.

Представители телекома, пока, спокойно реагируют на наступление банков на их рынок. “Основное преимущество традиционных операторов — это собственная сеть связи и миллионы абонентских устройств, благодаря которым он находится несколько ближе к своим клиентам, чем банк. За счет анализа больших данных оператор связи всегда будет лучше знать нужды своих клиентов, ему будет проще доставлять клиентам нужный контент или услугу”, — отметил в разговоре с Bloomchain представитель МТС Шамиль Байгин.

Телеком контратакует
Конкуренция между банками и телекомом постепенно перемещается в сегмент финансовых услуг — на него вышли уже два оператора из числа российской “большой четверки”. Более простой путь выбрал “Билайн”, заключивший стратегическое партнерство с “Альфа-банком” — в течение 2020 года они сначала выпустили кобрендинговую кредитную карту, а затем и дебетовую карту с кэшбэком.

Подобный подход отражает философию руководства “Билайна” — гендиректор компании Александр Торбахов неоднократно скептически высказывался о самой идее экосистемности. По его словам, любая компания должна прежде всего ориентироваться на профильные направления бизнеса, а для выхода в смежные сегменты рынка ее клиентам будет достаточно иметь удобные партнерские программы.

В отличие от конкурента, МТС заявил о намерении выделить часть своих технологических подразделений в отдельную компанию. “Это будет очередным шагом в развитии экосистемы, в том числе и в направлении b2b. Создание новой компании даст возможность ускорить разработку и вывод на рынок новых цифровых сервисов”, — отметил Байгин.

Разработка новых технологий должна, в том числе, способствовать развитию экосистемы финансовых услуг. По словам Байгина, при создании новых финтех-сервисов МТС будет все шире использовать big data, искусственный интеллект, биометрию и машинное зрение. Дочерняя компания MTS AI (ООО «Центр искусственного интеллекта МТС»), к примеру, продолжает расширять команду по разработке и внедрению в экосистему NLP- (Natural Language Processing) и CV-решений (Computer Vision).



Ключевым продуктом финтех-экосистемы МТС остается “МТС Банк” — по данным группы, по итогам I квартала 2021 года чистый доход вырос на 14,2% в годовом исчислении. Банк воспринимается как один из важнейших активов МТС, однако в компании считают, что он должен не только генерировать прибыль, но и работать на синергию операторского, банковского и IT-бизнеса внутри экосистемы. Чем больше качественных комплементарных сервисов получит клиент в рамках экосистемы, тем дольше он будет оставаться внутри нее.

В июне рынок узнал о планах АФК «Система» вывести МТС Банк на открытый рынок. IPO может состояться в 2022 году. По словам Владимира Евтушенкова, стоимость финтех-компании превысит $1 млрд, иначе — «смешно выходить [на IPO]», отметил бизнесмен.

Россия — пилотный рынок
Рынок MVNO активно развивается уже более десяти лет, и во многих странах мира есть множество примеров того, как банки при их помощи пытаются включиться в борьбу на новом для себя рынке. К примеру, своих мобильных операторов запустили один из крупнейших банков Южной Африки First National Bank, кенийский Equity Bank, испанский Bankinter Spain и итальянский BancoPosta. Это примеры успешных кейсов, однако говорить о том, что подобную ситуацию можно назвать устоявшимся глобальным трендом, пока рано.

В этом смысле Россию можно считать исключением из правил. На данный момент это единственная страна в мире, в которой сразу три крупнейших банка уже создали и активно развивают собственных мобильных операторов. В то же время конкуренция со стороны банков вынуждает представителей традиционного телекома активнее развивать свои финтех-проекты.

“Мы уже наблюдаем этот тренд в обоих направлениях – телеком-операторы оказывают банковские услуги, а банки – услуги связи. Здесь дело в конкуренции экосистем и возможности предоставлять клиенту целый комплекс услуг, а не предлагать ему использовать отдельные телеком- и банковские сервисы”, — отмечает Байгин.

Велика вероятность, что постепенно ситуация будет меняться и на крупнейших рынках: в США и Китае. Там работают сотни виртуальных мобильных операторов, и лишь в единичных случаях они оказываются каким-то образом связаны с банками. Однако стремительный рост объема мобильных платежей в мире, который к 2023 году должен добраться до отметки в $4.6 трлн, и развитие технологий, прежде всего связанных с big data, может серьезно повлиять на расстановку сил в телеком-отрасли уже в ближайшие годы.